HDRi легко и просто

 

HDRi_legko_i_prosto

Обычная фотография. Обратите внимание на пробои в тенях позади модели и пересветы на одежде.

 

Частая проблема при съемке в условиях яркого света (солнечный день, освещенная прожекторами сцена и т.п.) — слишком высокая контрастность изображения и неспособность фотоаппарата одинаково качественно проработать детали в темных и светлых участках кадра. В результате мы получаем, к примеру, снимок с хорошо проработанной лужайкой и абсолютно белым небом. Или наоборот, закатное небо поражает своим цветом, а красивый пейзаж полностью скрыт в темноте. Это происходит потому, что динамический диапазон (количество одновременно отображаемых или воспринимаемых оттенков яркости) человеческого глаза, намного шире динамического диапазона матрицы фотоаппарата. Поэтому нам придется прибегнуть к программной обработке фотографии, чтобы сделать её максимально похожим на то, что мы видели своими глазами. Для начала, опишу вам основную идею, чтобы вы представляли зачем делается каждый шаг. Наша задача состоит в том, что бы максимально расширить динамический диапазон фотографии (увеличить количество полутонов между темными и светлыми участками снимка), показав этим максимум деталей в светах и тенях. Такие снимки называются HDRiHigh Dynamic Range Image.

Для создания HDRi нам потребуется три (иногда два) варианта одной фотографии: основа — кадр с хорошо проработанными нейтральными по яркости участками; света(ударение на А

HDRi_legko_i_prosto
) — кадр специально недоэкспонированный, но с хорошо проработанными ярко освещенными участками; и тени — кадр, как правило, пересвеченный, но с хорошо различимыми деталями в темных участках изображения. Совместив эти три фотографии мы возьмем лучшее с каждой из них
HDRi_legko_i_prosto
и получим снимок с «пробоев» в тенях и пересветов. Для получения трех разных, но одинаковых кадров можно использовать штатив и ручной режим съемки, но тогда возникает проблема совмещения снимков и устранения различий, которые появляются за время съемки. Но, в большинстве случаев, разница в яркости на разных участках снимка не настолько сильная, что бы нам требовалось несколько разных кадров - чаще всего хватает обработки одного снимка в формате RAW. Сохранять кадры в формате RAW сегодня умеет каждая цифрозеркалка, и многие уважающие себя цифрокомпакты. Суть сохранения фотографии в формате RAW в том, что при использовании этого формата, камера не превращает данные с матрицы фотоаппарата в привычный нам JPEG (это процесс называется интерполяция), а просто сохраняет все имеющиеся данные в файл. В этом случае мы получаем очень громоздкий, неудобный в просмотре, но хранящий большое количество избыточной информации файл. Плюс этого формата в том, что именно эта дополнительная информация позволит нам получить необходимые три кадра разной яркости, которые кроме того будут еще полностью совпадать по расположению объектов. В этой статье я буду работать с RAW-файлом созданным камерой Canon EOS 5D Mark II, можете использовать RAW-файл полученный с любой другой камеры, т.к. принцип построения HDR изображения не зависит от конкретной модели камеры.

Итак, приступим:

Шаг 1. создаем основу

 
HDRi_legko_i_prosto

Открываем наш RAW файл в Adobe Camera RAW и настраиваем параметры так, что бы полутона в большей части снимка (не считая самых ярких и самых тёмных участков) выглядели максимально естественно. В нашем случае я буду оценивать яркость основы по яркости лица модели. В процессе такой настройки темные места могут полностью «провалиться» в черноту, или наоборот, светлые участки стать абсолютно белыми, но нас это не волнует: эти участки мы обработаем отдельно.

Примечание: создавая три разных варианта, можно как угодно играть параметрами яркости и контрастности кадра, но значения параметры управления цветом «Баланс белого», «Насыщенность» и т.п. должны быть одинаковыми для всех трех версий. Соответственно эти параметры стоит настроить при подготовки основы, Camera Raw сохранит их автоматически при открытии первой копии снимка, и не менять при создании копий Света и Тени.

Настроив все параметры, щелкаем по Open Image («Открыть изображение» в русской версии, которой крайне не рекомендую пользоваться

HDRi_legko_i_prosto
, но это дело вкуса). Для удобства работы дважды щелкаем по названию слоя Background в списке слоев и переименовываем его в «Основа».


 

Шаг 2. достаем детали из тени

Не закрывая файл с основой, жмем Ctrl+O и просим открыть тот же RAW файл еще раз. Обратите внимание, что в открывшемся окне Camera Raw уже выставлены те значения параметров, которые мы настроили создавая Основу.

Для того, чтобы достать скрытые в тенях детали, в первую очередь, нам потребуется уменьшить значение параметра Blacks. Для восстановления деталей в тенях на своем снимке я выставил Blacks в значение 0 и на примерно на пол-ступени понизил параметр Exposure (Экспозиция). Добившись устраивающего нас результата по теням, еще раз нажимаем Open Image. В открывшемся файле сразу выделяем все (Ctrl+A) и вырезаем или копируем выделенное изображение в буфер обмена (Ctrl+X или Ctrl+C). Этот кадр нам больше не нужен, закрываем его (Ctrl+W) не сохраняя и переходим к файлу основы. Вставляем наши тени из буфера (Ctrl+V) и переименовываем полученный новый слой угадайте во что… конечно в «Тени»! Теперь осталось получить хорошие света.

Шаг 3. воскрешаем света


HDRi_legko_i_prosto

Снова нажимаем заветные Ctrl+O и открываем наш файл заново. Теперь нам нужно получить хорошо проработанные света. Достичь этого можно уменьшив значение Exposure - для своего снимка я понизил экспозицию на 2/3 ступени (-0,70). Если этого не хватает, то можно еще немного повысить параметр Recovery (Восстановление) - мне хватило значения 5. Кроме того, я увеличил Blacks до 4, чтобы добавить немного контраста. Добившись нужного результата, открываем фотографию и повторяем последовательность действий по переносу полученного результата в файл основы: Выделить все (Ctrl+A)→Скопировать в буфер (Ctrl+C)→Закрыть текущий файл (Ctrl+W)→перейти в окно с основой→Вставить из буфера (Ctrl+V)→Переименовать полученный слой (двойной щелчок по имени слоя), на этот раз в «Света».

На всякий случай, проверяем порядок слоев: слой «Основа» должен быть в самом низу, а над ним «Света» и «Тени». Их порядок относительно друг друга не важен. Если все в порядке, то мы получим три слоя, отличающиеся только яркостью. На этом подготовительный этап завершен. Сохраняем нашу работу (Ctrl+S) и приступаем к соединению полученных слоев в готовый снимок.


 

Шаг 4. Одеваем маски

Чтобы получить насыщенную картинку, нам нужно взять лучшее с каждого из слоев. На слой «Основа» наложить сверху проработанные тени со слоя «Тени» и светлые участки со слоя «Света». В этом нам поможет такой замечательный инструмент фотошопа, как маски! Маска это черно-белая карта прозрачности слоя, которая позволяет нам скрывать (делать прозрачными) некоторые участки слоя, не удаляя их. Для создания маски достаточно выбрать нужный слой и нажать Alt+L→M→R или щелкнуть по третьей кнопке слева, внизу списка слоев

HDRi_legko_i_prosto
. Возле иконки выбранного слоя появится значок маски — белый прямоугольник. Теперь, чтобы изменить прозрачность слоя, достаточно выбрать маску, щелкнув по ее значку (он выделится рамкой), и, взяв кисть (B) черного цвета, начать закрашивать те участки снимка, которые мы хотим скрыть.

Примечание: в процессе рисования по маске будет меняться её значок в списке слоев. А чтобы вернуться к рисованию по самому изображению, нужно щелкнуть по иконке слоя в списке слоев. Определить что сейчас активно, само изображение или его маска, можно по белой рамке вокруг значка маски или слоя.

Не пугайтесь, я не предлагаю вам вручную закрашивать все темные и светлые участки снимка, хотя в некоторых случаях это самый надежный способ. Для получения нужной нам маски мы воспользуемся тем, что маски можно создавать на основе выделенной области. А как нам выделить света или тени? - должны спросить вы. Очень просто! - отвечу я

HDRi_legko_i_prosto
- с помощью инструмента Threshold (Порог)! Отключаем слои «Света» и «Тени», щелкнув по иконке с глазом напротив каждого из них в списке слоев, они нам пока не нужны, и, выделив слой «Основа»,
создаем над ним новый корректирующий слой Threshold.

HDRi_legko_i_prosto

Если вы используете Adobe Photoshop версии CS4, то для создания такого слоя вам достаточно нажать кнопку Threshold (

HDRi_legko_i_prosto
) в палитре Adjustments (Корректировка). В более младших версиях это можно сделать зайдя в меню Layer (Слой)→New Adjustment Layer (Новый Корректирующий Слой)→Threshold (Порог). Функция Threshold позволяет нам разделить изображение по его яркости на две части: то, что темнее выбранного значения порога, становится черным, а то, что светлее - белым. Этим мы и воспользуемся. Установим значение порога так, чтобы выделить наиболее темные участки изображения. На мой вкус оптимальным является значение 6-12, но вы можете подобрать более подходящее. Теперь берем инструмент Magic Wand (Волшебная палочка) (W), проверяем что в настройках инструмента отключена галочка Contiguous и щелкаем по черной части изображения. Получаем выделенную область. Корректирующий слой нам пока не нужен - скрываем его, и переходим на слой «Тени», сделав его видимым. Т.к. выделенная область у нас уже есть, нам остается только щелкнуть по кнопке Add Layer Mask и мы получим маску, которая скроет весь слой, кроме выделенной области, которая, по загадочному совпадению
HDRi_legko_i_prosto
, совпадает с темными участками нашего снимка. Чтобы избавиться от резких границ между слоями, мы слегка размоем маску, сделав границы прозрачности слоя более мягкими. Для этого выберем маску слоя «Тени» и применим к ней фильтр Gaussian Blur (Filter→Blur→Gaussian Blur) со значением 21. Величину размытия стоит подбирать индивидуально в зависимости от размера снимка и темных областей. При правильно подобранном значении размытия границ, слоя с тенями видно не будет, а сами тени будут темными, но без потери деталей. Размыв маску слоя «Тени» до подходящего уровня оцениваем получившийся результат. Может так получиться, что в целом тени выглядят хорошо, но в каких-то участках снимка неестественно светлые. В таком случае берем инструмент кисть (B) и, установив степень нажатия примерно 20%, закрашиваем проблемные участки маски черным цветом, тем самым частично скрывая слой со светлыми тенями, и показывая тёмные тени
HDRi_legko_i_prosto
со слоя «Основа».

Примечание: если при создании маски все получилось наоборот - проработаные тени исчезли, а остальные участки фотографии стали темными, значит вы что-то напутали при создании области выделения. Но это не проблема: убедитесь, что активна  маска слоя и нажмите Ctrl+I, это инвертирует маску, скрыв видимое и показав скрытое

HDRi_legko_i_prosto


  Закончив с тенями, временно скрываем этот слой и переходим к обработке светов. 
 

HDRi_legko_i_prosto


Для этого вновь активируем корректирующий слой Threshold, и установив значение порога в 235-245, определяем светлые участки изображения. Напомню, что значения порога используемые мной могут отличаться от ваших и подбираются в зависимости от яркости вашего снимка. Теперь снова вооружаемся волшебной палочкой (вы уже чувствуете себя Гарри Поттером? 

HDRi_legko_i_prosto
) и щелкаем в этот раз по белой части изображения, т.к. маска созданная по выделению скрывает не выделенные участки изображения. Получив выделение, скрываем корректирующий слой, и активировав слой «Света», создаем для него маску по выделенной области. Бороться с резкими границами слоя мы уже умеем. Единственное отличие в том, что как правило пересвеченные области на снимке гораздо меньше тёмных и поэтому сила размытия маски эффектом Gaussian Blur будет ниже (в моем случае 10), чем для слоя с тенями.


 

    

HDRi_legko_i_prosto

HDR версия фотографии - то, ради чего, все затевалось.  В тенях появились детали, а света больше не выглядят белыми пятнами.

Подобрав оптимальное размытие маски, берем в руки кисточку и, так же как с тенями, вручную прорабатываем отдельные участки. После этого нам останется только включить слой с тенями и наслаждаться готовым результатом. При необходимости можно немного подкорректировать яркость и насыщенность изображения с помощью соответствующих корректирующих слоев, но если вы правильно подготовили исходные снимки этого, скорее всего, не потребуется.

В зависимости от дальнейшего предназначения, снимок можно сохранить в формате PSD или TIFF(с сохранением слоев) если планируется дальнейшая обработка или печать фотографии, или в формате JPEG для домашнего хранения и публикации в интернете.

Ну вот, вроде, и все! Удачи и хороших кадров!

Нажмите ESC чтобы закрыть