Высококонтрастный пейзаж

При съёмке в лесу можно столкнуться с многочисленными проблемами. Основная – это высокий контраст. Солнечные лучи проходят через кроны деревьев и огибают стволы, но при этом в лесу всё равно сумрачно. Свет и тень создают контраст. Чтобы потренироваться работать в таких условиях нужно найти не слишком густой лес, чтобы свет проходил между деревьями. Для работы с композицией желательно найти красивое место.

Перед съёмкой выберите ясный день. Небольшой туман или дымка не станут помехой. Прогноз погоды должен помочь в выборе времени съёмки. Снимать желательно когда солнце очень низко, поэтому нам нужен рассвет или закат. Точное время восхода и заката солнца можно узнать из прогноза погоды.

Также понаблюдайте за тем, с какой стороны поднимается солнце и где садится, чтобы холм или другие возвышенности не затеняли место съёмки, а то от раннего подъёма не будет толку. Фотографии получатся очень контрастными. Камера не способна охватить весь динамический диапазон в таких условиях. По этой причине придётся создавать три фотографии с различной экспозицией. Будем использовать брекетинг экспозиции. Объединим фотографии в графическом редакторе.

1. Выбор времени и места

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Деревья должны расти в месте съёмки достаточно плотно друг к другу, но не сильно. Между стволами должен пробиваться свет. Облаков на небе не должно быть. Они будут рассеивать свет, и вы не увидите лучей между деревьями. По компасу можно определить точное место восхода солнца. Это даст понимание о направлении лучей света и позволит выбрать ракурс.

2. Штатив и пульт ДУ

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Штатив нужен обязательно. Некоторые снимки будут делаться на длинной выдержке. Тренога позволит избежать шевелёнки. Также нам нужны три кадра, сделанных с одной точки, а только штатив сможет гарантировать неподвижное размещение камеры. Если вы фотографируете на длинной выдержке, спуск затвора желательно выполнять дистанционно. Это даст возможность избежать встряхивание камеры при нажатии на кнопку. Также можно использовать таймер, но это менее удобно.

3. Настройка брекетинга экспозиции

Vysokokontrastnyy_peyzazh

В кадре у нас есть яркие солнечные лучи и участки, освещённые ими, и глубокие затенённые области от стволов деревьев. Контраст запредельный. Чтобы снять весь динамический диапазон, придётся использовать нормальную экспозицию и поправку +2EV, чтобы захватить детали в тенях, а также поправку -2EV для передачи детализации в ярких областях. Точное значение поправки будет отличаться в зависимости от ваших условий съёмки.

В зависимости от производителя и модели камеры настройки брекетинга могут находиться в различных меню. Ознакомьтесь с инструкцией эксплуатации своей камеры и найдите эти настройки. Установите значения -2, 0, +2. Если результат будет не слишком хороший, придётся внести корректировку и сделать ещё серию кадров. Некоторые камеры позволяют делать до 5 снимков с различными шагами. Светочувствительность ISO должна быть равна 100. Это обеспечит наилучшее качество. Диафрагму можно прикрыть до F/10 или F/16. Это даст хорошую резкость и увеличит глубину резко изображаемого пространства. Выдержку нужно настраивать по обстоятельствам. Если погода не ветреная и ветви деревьев не сильно колышутся, то выдержка может достигать нескольких секунд. В том случае, если в кадре есть движение, придётся уменьшать выдержку за счёт увеличения ISO и незначительного открывания диафрагмы. В противном случает при объединении снимков кадры будут не чёткими с призрачными ореолами, от которых будет не просто избавиться, а в некоторых случаях – невозможно, что испортит всю фотосессию.

4. Настройка диафрагмы и светочувствительности

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Снимать лучше в режиме Приоритет диафрагмы (Av). Вручную устанавливаем значение f/16. Начнём с него. Это даст хорошую резкость. Также прикрытая диафрагма до такого значения даст наилучший эффект расходящихся лучей света.

ISO, как говорилось выше, нужно оставить на значении 100. Благодаря этому самые тёмные кадры будут иметь наилучшее качество. Учитывая освещение, камера предложит использовать выдержку примерно 1/30 сек. - 3 сек. Если это очень высокое значение, то повышением ISO можно уменьшить его, но не следует задирать ISO слишком высоко.

5. Фокусировка

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Фокус лучше настраивать вручную в режиме Live View. Фотографировать желательно на широкоугольный объектив. Это ведь пейзаж. Функцией увеличения масштаба отображения изображения убедитесь, что ближайшее дерево находится в фокусе. Это даст понять, что вся основная область кадра также будет в нормальной резкости. Продолжайте регулировать резкость, пока не получите наилучшее значение.

Также вы можете воспользоваться наведением на резкость по выбору одной из точек автофокусировки. В таком случае выбранная точка должна находиться как раз над ближайшим деревом. Некоторые композиционные решения сделают этот способ фокусировки затруднительным.

6. Сполна используйте свет

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Когда солнце начнёт показываться из-за горизонта, на съёмку будет отведено около часа. В это время вы увидите множество преображений вашего окружения. Свет будет меняться. Медлить будет нельзя.

Установив брекетинг, сделайте три снимка, используя пульт или таймер.

Обработка снимков

1. Используем Adobe Camera Raw

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Открываем в Photoshop три снимка, сделанные с различной экспозицией с одного ракурса. Также можно использовать Photoshop Elements. Открываем через меню Файл – Открыть. Вы должны были снимать в формате Raw. Фотографии откроются в Adobe Camera Raw.

2. Делаем утро более тёплым

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Если снимки получились холодными, делаем их теплее при помощи настроек баланса белого. Для этого выбираем все три фотографии в левом столбце и меняем положение регулятора Temperature (Температура) до 5000. В параметре Tint (Оттенок) ставим +25. Далее редактирование каждого снимка будет выполняться раздельно. Отмечаем в левом столбце только первую фотографию. У неё должна быть нормальная средняя экспозиция. Параметр Highlights меняем до значения – 43. В пересвеченных областях начнут появляться детали.

3. Работа с тенью и светом

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Теперь отредактируем слишком яркое фото. На нём Highlights уменьшаем до -77. В тёмной фотографии Highlights сделаем равным – 32, а тени (Shadows) увеличим до +26. Это заполнит тёмные области светом. Снова выделим три снимка и откроем их в программе Photoshop Elements.

4. Соединение снимков

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Настало время заняться объединением фотографий. Мы будем брать из трёх снимков нормально проэкспонированные области. Для этого используем маски. Базовым будет фотография с нормальной экспозицией. Три снимка открылись в разных окнах. Инструментом Move tool (Перемещение) перетягиваем фото с высокой экспозицией на снимок с нормальной экспозицией. Зажмите при перемещении клавишу Shift. То же самое проделайте с тёмным изображением.

5. Делаем темнее пересветы

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Выбираем слой с недоэкспонироанным снимком. Зажимаем клавишу Alt и кликаем по кнопке Add Layer Mask (Добавить слой маску). Это добавит маску чёрного цвета. Весь слой исчезнет. Выбираем кисточку белого цвета крупного размера с прозрачностью около 25%. Маска слоя должна быть выделена. Кисточкой начинаем рисовать в месте, где очень яркий свет. Начнут появляться детали.

6. Работаем со средним тоном

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Так же добавляем маску к переэкспонированному слою. Такой же кисточкой рисуем в тех областях, где слишком мало света. Низкая прозрачность кисточки сделает переходы не слишком заметными. Также можно уменьшить жёсткость кисти.

7. Добавляем контраст

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Фотография получится не слишком контрастной из-за того, что все области будут примерно одинаковой яркости. Далее мы сможем работать с Экспозицией и Контрастом. В панели слоёв добавляем корректирующий слой Levels (Уровни) и двигаем регуляторы таким образом, чтобы тени стали более глубокими. Также на данном этапе инструментом Уровни можно слегка осветлить снимок.

8. Больше красного

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Немного больше тепла позволит добавить ещё один корректирующий слой Levels. В выпадающем списке каналов выбираем красный и передвигаем средний регулятор Midtones влево до значения 1.20. Это усилит оттенок красного. Меняем режим наложения этого корректирующего слоя на Soft Light (Мягкий свет). Непрозрачность меняем на 25%.

9. Яркость и контрастность

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Новый корректирующий слой Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) позволит установить значения Brightness на 18, а Contrast – на 20. На этом можно закончить корректировку с корректирующими слоями. Выделяем верхний слой и нажимаем сумасшедшее сочетание клавиш Ctrl+Alt+Shift+E. Это создаст новый слой, который в себе объединит все предыдущие.

10. Убираем блики

Vysokokontrastnyy_peyzazh

Если на вашем снимке есть блики, которые отвлекают внимание и некрасиво смотрятся, просто уберите их инструментом Clone Stamp (Клонирующий штамп). При зажатой клавише Alt делаем захват эталонной области и просто рисуем на бликах. Также в завершении можно немного увеличить резкость, если это необходимо. Также никто не ограничивает ваши творческие способности. Можете выполнять дальнейшую обработку, добавляя эффектов.

Полезные замечания

Инструмент Levels (Уровни) позволяет очень удобно регулировать оттенки Синего, Красного и Зелёного. Для этого просто выбирается соответствующий канал и средний регулятор сдвигается влево. Если двигать регулятор вправо, то будет появляться противоположный выбранному цвет. Для красного – это циановый, для зеленого – маджента, а для синего – желтый с зеленцой.

Сделать изображение теплее или придать любой другой оттенок также можно при помощи Фотофильтра. Это очень удобный корректирующий слой, который предлагает базовые настройки на все случаи жизни с возможностью регулирования интенсивности, а также возможность выбора собственного цвета.

На основе материалов с сайта: tupi4ok.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть