Базовые композиционные правила фотографии

Золотое сечение и правило третей.

Впервые термин «золотое сечение» использовал Леонардо да Винчи. По этому правилу снимок условно должен делиться на части. Эти части не равны: большая часть должна относится к целому, как меньшая часть к большей.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii
Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Золотое сечение исключает симметрию в фотографии. Для получения сетки золотого сечения квадрат нужно разделить на три равные части двумя вертикальными и горизонтальными линиями и провести диагональ. Зоны пересечения линий считаются зрительными центрами и они больше всего сосредотачивают внимание зрителя. соблюдение этого правила позволит создавать более гармоничные фотографии.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii
Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

В пейзажных снимках линию горизонта рекомендуют размещать на верхней или нижней горизонтальной линии.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Существует и упрощенное правило золотого сечения. Его называют правило третей. По этому правилу кадр делится на три равные горизонтальные и равные вертикальные части. В точках пересечения линий сосредоточены зрительные центры. Многие фотоаппараты имеют сетку, которая позволяет делать разделение не в уме, а видеть его воочию.

Диагонали

Диагональное расположение объектов добавляет снимкам динамику.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii
Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Снимки воспринимаются по-разному в зависимости от присутствия объектов на той или иной диагонали.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii
Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

В зависимости от степени наклона и вида диагонали они могут быть медленными и быстрыми. Ощущения зависят не только от диагоналей, но и от объектов, которые заполняют кадр. Так автомобиль может подниматься по диагонали вверх или опускаться вниз. Таким образом, создается различное ощущение скорости.

Также диагональные линии используются как ведущие. Они подводят взгляд зрителя к главному объекту.

Направление

Важную роль в фотографии играет и направление движения. Так, движение слева направо передает ощущения начала пути, старта, а движение в обратную сторону заставляет почувствовать завершение пути, финиш.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii
Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Данное правило позволяет правильно передавать динамику снимка.

Взглядом тоже можно передавать направление. Модель, смотрящая налево, ассоциируется с человеком, который смотрит в прошлое. Это создает настроение грусти, а взгляд вправо передает стремление к будущему, движению вперед.

Фон и портрет

В портретной фотографии стоит особое внимание уделить заднему плану. Фон может полностью испортить снимок. К примеру, из головы модели могут торчать ветки или столбы. Горизонтальные лини, проходящие через центр кадра, разрывают его на две части, делая не целостным. Подобные кадры не вызывают тех ощущений, которые фотограф хотел вложить в данные кадры. Также очень важно, чтобы объект съемки выделялся из фона. Открытая диафрагма поможет выделить объект съемки и размыть фон.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Пространство

Делая портретные снимки, следует оставлять немного пространства. Взгляд зрителя не должен упираться в границы кадра. Лишь несколько видов портретной съемки позволяют исключать пространство из кадра. В большинстве случаев лучше позволить зрителю рассмотреть фон и модель, которая расположилась на этом фоне.

Bazovye_kompozitsionnye_pravila_fotografii

Для передачи пространства в пейзажной съемке следует использовать естественные рамки. Это могут быть ветви деревьев, образующие арку или оконные и дверные проемы в зданиях.

На основе материалов с сайта: http://www.mitru.ru/

Нажмите ESC чтобы закрыть