Понятие скучной фотографии

Недавно увидела свет очень интересная книжка про фотографию. Точнее, про фотоискусство. А если сказать еще более точно – про фото-не-искусство. Она называется «Скучные открытки». Это маленький, коричнево цвета томик от Phaidon. Его немецкое название - "Langweilige Postkarten".

В этой книжечке читатель сможет увидеть очень хорошо подобранную коллекцию скучных открыток. Совершенно скучных и не интересных. Это своего рода галерея автомагистралей, больших и маленьких магазинов, кафе и ресторанов, бензоколонок, аэропортов и многих других очень нефотогеничных объектов, которые сфотографированы без какой-либо доли старания, желания показать все эти объекты с их привлекательной стороны. И, собранное в одну цельную коллекцию, в один ряд, в одну книжицу, это изрядно веселит публику, заставляет читателя томика искренне улыбаться, а порой и откровенно хохотать.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

Вот посмотрите лишь на пару страничек из этого небольшого альбома. Подписи под этими открытками такие: "Вирджинский ресторан, Виллиамсбург, Вирджиния", и "Знаменитый Блю Гриль на U.S. 40, Св. Эльм, Илл.". Что это? Разве похоже это на концептуальное искусство?

Тем не менее, мы считаем, что даже из нескольких десятков скучных фотографий книжка получиться не сможет.  Не сможет по одной простой причине: фотографии-то скучные! Настолько скучные, что даже опубликованные с изрядной долей иронии в сопровождающих их текстах они бы никогда не стали интересными.

Скучная фотография и ее анатомия

Так что же такое – скучная фотография? Вы думаете, что скучные фотографии – это те фотографии, которые хранятся в вашем домашнем альбоме? Нет, нет и еще раз нет! Как раз именно их, эти картинки, на которых отображены будни и праздники  самых простых людей, смело можно назвать самыми интересными! Особенно интересны они, конечно же, тому, чьи родные и близкие на них изображены.  Ощущения от рассматривания фотографий из семейного фотоальбома нельзя сравнить ни с чем. Эти пожелтевшие от времени снимки дедов, прадедов и прапрадедов с пышными усами, бабушек и прабабушек в длинных платьях, каждый раз открывают нам всё новые и новые детали, стороны жизни наших далеких родственников, которых мы, возможно, даже и не застали в живых. А мы сами в детстве? Наивные мальчики в коротких штанишках и девочки в забавных платьицах – как же всё это умиляет и трогает за душу, бередит самые потаенные струнки наших сердец! Семейный фотоальбом можно назвать сконцентрированной памятью рода, неким кодовым письмом, понятным только узкому кругу посвященных в семейные тайны… Семейные фотографии всегда вызывают море воспоминаний. Вот поэтому иногда хочется просто устроиться поудобнее в мягком кресле у камина и листать старые семейные фотоальбомы, а не идти на шумную тусовку по поводу открытия выставки гламурных фотографий огромного размера и обалденного качества, сделанных супер-навороченными фотокамерами в красивейших уголках планеты по имени Земля. Потому что то, что мы увидим на этой выставке, наверняка будет попросту скучным.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

Гляньте на странички хотя бы вот этого семейного альбома.  Разве скучные это фотографии? На фотографии слева – молодожены в день свадьбы. А рядом – снимок, на котором изображен сам владелец альбома во время его поездки в Питер. Сегодня эти кроссовки и эту кепочку уже можно назвать смешными, а тогда всё это было очень модным! 

Фотографию можно назвать объектом, который состоит наполовину из искусства, а наполовину из утилитарности. Подавляющее большинство фотографий носит определенно утилитарный характер. У того, кто их создавал, была четко поставленная цель: документировать какую-либо новость, изобразить какого-либо человека или предмет. Ну, например, сделать несколько снимков на дне рождения собственного сына,  сфотографировать Петра Ивановича на документ, или,  по просьбе жены, сделать фотографию ее очередного кулинарного шедевра, ну скажем, тортика, чтобы она похвасталась им в социальных сетях перед подругами из разных стран и городов. Но и эти фотографии ни в коей мере нельзя назвать по-настоящему скучными!   Если вы сделаете их скучными, они перестанут служить своей цели!

Так называемое «изящное искусство» - вот где живет и процветает по-настоящему скучная фотография! Основная причина присутствия ее именно там – это показ «вещи в себе». Или, как еще можно сказать, "Dinge an sich". По крайней мере, именно так выразились бы люди, давшие миру Langweilige Postkarten.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

Если человек вдруг ни с того ни с сего неожиданно осознает, что при помощи фотокамеры он научился воспроизводить вещи, которые существуют сами в себе, с ним начинает происходить нечто ужасное! Он попросту перестает делать интересные фотографии! Такие фотографии, которые потом попадают в семейные альбомы, будоражат память, рождают кучу эмоций, рассказывают интересные истории… Такой человек начинает делать всевозможные макроснимки мух и комаров, портреты лягушек и копировать красоту и без того красивых цветов. Такие люди считают, что они успешно  прогрессируют в том, что они считают фотоискусством, и доходят до полурасплывчатых снимков обнаженных дам, скучных черно-белых пейзажей, ярких картинок, сделанных во время «золотого часа фотографии» (на закате или на рассвете) и многого-многого другого. Потом кое-кто из таких авторов становятся бунтовшиками в том, что они считают искусством фотографии, и начинают создавать серии и циклы из недоэкспонированных и переэкспонированных мутных и зернистых картинок, на которых непонятно что изображено. Все это – пустышка, жвачка для глаз. Зайдите, ну, хотя бы, на Photosig. Там вы наверняка увидите тысячи подобных фоток и на странице "Featured Photos", и на странице "Photos". А если вас вдруг занесет на какой-нибудь форум на DPReview, то как минимум один тред с макро букашки вы там точно увидите. Причем, на первой странице.

Ну, вот давайте хотя бы прямо сейчас глянем на страничку "Featured Photos". Что мы там можем увидеть? Правильно. Множество жеманных дам, одну обнаженную, но в дыму, модель, несколько горных пейзажей с облаками, море, снятое  во время «золотого часа», аист в зоопарке, пара макроснимков мух, красивый мотоцикл, который мчится по загородной трассе, мутный и непонятный натюрморт с глиняным горшком и чем-то еще. Кому-то это, возможно, и интересно. Но – скучно. Очень скучно.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

Скука и огромное количество фотокамер

В принципе, конечно, в скучной фотографии особенно плохого ничего нет. Даже можно сказать, что это даже бывает в чем-то весело. Почему? Ну, хотя бы, потому что сам процесс работы над такими фотографиями достаточно сложен и интересен. В нем всегда присутствует удовлетворение автора   от примененного им же самим того или иного трюка, способа съемки, какого-то хитрого приема. А искушенный зритель, другой знаток фотографии, с не меньшим удовлетворением скажет: «Вау, а я знаю, как это снято!». Но, тем не менее, спустя какое-то время это становится просто невыносимым.

Как известно, огромное количество любителей фотографии являются в той или иной степени технолюбами. Но есть и такие, кто несколько лет, а то и десятилетий, снимают одним и тем же стареньким, потрепанным и видевшем многое на своем веку фотоаппаратом с одним и тем же «родным» объективом. А есть и такие, кто сочетает в себе и первый, и второй вид фотолюбителей. Они никак не могут расстаться со своей, давно ставшей родной фотокамерой, но, в то же время, если бы не семья и дети, все деньги они тратили бы на самые современные фотоаппараты и объективы.

Почему они так поступают?   

Как нам кажется, подспудной причиной  этого можно назвать некое неосознанное неудовлетворение, появляющееся у человека вскоре после того, как фотография у него из хобби превращается в способ заработка, когда он перестает снимать для себя, и начинает снимать для других.  И никакой разницы нет, сколько макро-мух он уже снял, и сколько мутных и нерезких ржавых чайников сфотографировал на своем веку. Как только он получил то, что он хотел получить – ну, например, бритвенно резкую тараканью морду в полный кадр или такую приятную, теплую и ласкающую глаз  нерезкость ржавого чайника, всё заканчивается тем, что, рассматривая  то, что он сотворил, автор вдруг ощущает непонятную смутную пустоту внутри самого себя и внутри созданной картинки. И вот как раз в этот момент он и получает естественный импульс – эту вдруг образовавшуюся пустоту заполнить огромным количеством великолепного и дорогого фотографического оборудования, которое так и манит нас со страниц журналов, каталогов и рекламных сайтов в интернете. Так и хочется вспомнить замечательные стихи:

Что нам взять для заполнения пустот,

В которых грохочут голодные волны?

Выйдем в плавание по морю лиц

В поисках новых аплодисментов?

Купим новую гитару?

Заведём машину помощнее? 

Из "Пустоты", Roger Waters 

Единственно, что плохо в покупке нового оборудования – неважно, фотоаппаратов ли, вспышек или объективов – это работает. Но работает, увы, недолго. Пока вы хотите играть с этой  только что купленной фотоаппаратурой – вы идете и играете. То есть, снимаете. Ведь ваша новая игрушка так выгодно отличается от игрушки старой! С ее помощью вы всё делаете по-другому! И, причем, так делаете, что сделанное не оставляет внутри вас пустоты. А потом проходит какое-то время, вы начинаете думать о других людях, вновь возвращаетесь в накатанную колею,  и снова начинаете выдавать на-гора всё новые и новые портреты тараканов и натюрморты с нерезкими ржавыми чайниками. И вновь внутри вас начинает расти пустота. И опять вы начинаете хотеть приобрести для самого себя любимого какую-то новую фото-игрушку. И в момент, когда ваш кошелек не против того, чтобы немного похудеть, вы позволяете ему сделать это, и, избавив его от лишних купюр, покупаете для себя эту желаемую игрушку. При этом получаете еще один толчок. Причем, с каждым разом на такие толчки поддаваться становится всё легче и легче. Но вот настает такой момент, когда эта образующаяся пустота вдруг неожиданно превращается в горечь. И вы… начинаете сами делать вредные, и даже порой  ехидные заключения по поводу тех самых тараканьих портретов, нерезких натюрмортов  с ржавыми чайниками  и прочей зауми, а так же давать такие же ехидные советы  людям, которые снимают «неправильной», на ваш взгляд «знатока» фотокамерой.

Гляньте вот на эту картинку. Изображение – абсолютно нелепое, проще говоря, ни о чем. Ну, разве что о потрескавшихся бетонных плитах на тротуаре. Плюс ко всему, снимок плохо экспонирован, резкость тоже неважная… Этот снимок с успехом можно было бы назвать: «Абстракция», и он бы стал аллегорическим описанием современного урбанизма.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

В какой-то момент вы можете устать от всего этого и сказать самому себе: «Да пошло оно всё как можно дальше!». И снова начать создавать недоэкспонированные и переэкспонированные мутные и уродливые фотографии ни о чем. И снова вы будете получать временную энергию от того, что вы сами свергли всех своих идолов. Тех идолов, которых вы так долго и упорно создавали для самого себя. И будете делать это до тех пор, пока вы не поймете, что вы просто-напросто стали работать по другим правилам, следовать в своем творчестве другим соглашениям. Почему? Да потому, что вы теперь хотите понравиться другому кругу лиц, другой толпе. Но эта толпа уже меньше толпы прежней. Этим людям нравится пить кофе, подолгу сидеть в кафе и носить черные одежды. И вот теперь уже маленький и креативный вы, да-да, вы, вы сами, тот самый. который и затянул вас в это нелепое хобби, причитает и плачет в сыром и грязном уголке вашей души, затянутой паутиной, всеми забытый и всеми отверженный, не имеющий ни малейшего шанса быть услышанным, разве что при помощи вот этого чувства  пустоты и тишины, той пустующей тишины, которую вы сами в себе так хотите, так пытаетесь заполнить все новыми и новыми снимками, сделанными всё новыми и новыми камерами, новыми и новыми объективами, и в то же время исцарапанными временем «Никонами» и «Практиками».

Надо вам всё это?

Вот это, пожалуй, и является тем самым главным, можно даже сказать, главнейшим вопросом, вопросом, с которым уже столкнулись или столкнутся рано или поздно все фотографы. И происходит это тогда, когда пустота превращается в разочарование, замаскированное под злость. В тот час, когда фотограф бывает пьян и устраивает красивое и фееричное сжигание негативов или компакт-дисков, флэшек или каких-либо других хранилищ драгоценностей, в этот момент кажущихся совершенно ненужными и недрагоценными. В этот момент человек думает: «Зачем? Зачем я трачу столько драгоценного, невозвратного времени, столько титанических усилий, думая о новых и современных фотокамерах, обсуждая их с другими людьми, покупая и  продавая их?». Это ли завлекло человека в фотографию с самого начала? Но часто бывает так, что причины этого не назывались или они вообще не формировались сознательно. А иногда и просто-напросто забывались вообще.

Вначале фотография бывает инстинктивной. Человек  работает, так сказать, по наитию. Но, тем не менее, некоторые начинающие фотографы бывают людьми весьма талантливыми, и кроме собственно таланта и некоего опыта им, в принципе, больше ничего и не нужно. Основной же массе решивших заняться фотографией будет просто необходимо осознанно и упорно трудиться над тем, что другие делают инстинктивно. Ну например, детально разбирать фотографии классиков для того, чтобы понять элементарные законы композиционного построения изображения на плоскости. Или ставя себе задание (ну например, обязательно фотографировать каждый день, ежедневно делать хотя бы один портрет, целую неделю фотографировать только на одном виде фотопленки или с одним объективом, создать фоторепортаж не выходя из собственного дома и многое другое…). Кто-то вступает в различные фотоклубы, кто-то посещает фотовставки, кто-то выставляет свои снимки на разных сайтах в интернете… Кстати, иногда в некоторых случаях  это даже может привести к лести. Поддаются ей многие из фотолюбителей и даже мастера, считающие себя профессионалами. А некоторым так и не удается всю жизнь выбраться из тараканьих портретов и натюрмортов с нерезкими ржавыми чайниками. Но кто-то из таких людей, тем не менее, превращает свое хобби в свою работу и делает эти самые портреты тараканов и чайников уже за деньги. И, порой, за хорошие деньги. И покупают такие фотографии люди, попавшие в невидимые сети, или даже точнее сказать, закованные в цепи общих с автором соглашений. И с каждым сделанным кадром, с каждым следующим щелчком затвора ваш маленький «Я», живущий внутри вас, отступает всё дальше и дальше, во все более глухие  и заросшие паутиной уголки вашей столь ранимой души.

Ponyatie_skuchnoy_fotografii

Но, тем не менее, освободиться из этого рабства удается многим. И эти люди так или иначе подходят к такой точке в своем развитии, в развитии своего творчества, когда, наконец, задают самому себе Самый Главный Вопрос. В этот момент они находят ответ на него, или даже несколько ответов и -  начинают делать по-настоящему интересные фотографии. Или, как вариант, бросают фотографию насовсем.

Главное тут – задать этот вопрос самому себе. В этом – ключ. Ответы, потом на него полученные, особого значения, в принципе, даже и не имеют.

Форма искусства для всех остальных людей

Мало кто из людей имеет дар, взяв в руки карандаш, изобразить с его помощью на листе бумаги  что-то, хотя бы отдаленно напоминающее тот или иной предмет. А тем более пейзаж или портрет другого человека. Этим людям фотография не нужна. В них уже живет искра Божия. Господь им в руки уже дал свою «невидимую кисточку» – талант, дар Божий.

Фотография для настоящего художника – это всего-навсего один из множества различных носителей информации. Для других людей фотография – это лишь один из немногих путей, которым они могут получить объект художественной ценности. Дело тут в том, что даже совершенно, казалось бы, случайный снимок может стать очень и очень интересным, а технологии его создания до удивления просты. Эти технологии требуют от постигающего их всего лишь нескольких дней несложной тренировки с инструктором-руководителем, в ходе которой ученик получит осознанные, базовые навыки создания фотографического изображения. Более того, даже такой «базовый» уровень знаний техники фотографии порой может быть совершенно необязательным. Даже на уровне знаний  «навел и щелкнул» с помощью современной фотокамеры можно создавать настоящие произведения фотографического искусства. Такое, как, например, «Джоконда» незабвенного Леонардо.

Фотография – это вид искусства, который в большей степени подходящь для некреативных людей, для большинства из нас. Только лишь фотография – одно из всех существующих искусств, которое создает свои произведения в непосредственном физическом соединении  с внешним миром. А этот внешний мир, существующий и развивающийся вокруг нас, интересен уже сам по себе. Креативным гением фотографу, мастеру фотографии, быть совсем не обязательно. В этом нет совершенно никакой нужды. Для того чтобы создать интересные, выдающиеся объекты фотографического искусства, фотографу нужно всего лишь уметь замечать всё интересное, что происходит вокруг него, в окружающем его мире. Если фотографу не хватает гениальности -  этот недостаток легко восполнят субъекты реального мира. Вот поэтому, мы считаем, что для того, чтобы получить интересные, и, главное, нескучные фотографии вам нужно просто выйти в мир и, направив объектив фотоаппарата в нужную сторону, в нужный момент нажать на спусковую кнопку.     

На основе материалов с сайта: http://art.photo-element.ru/

Нажмите ESC чтобы закрыть