Объективы. Что взять новичку?

Хороший объектив – штука просто великолепная. Кто же будет спорить, что это замечательное приобретение! Хороший объектив для хорошего фотографа, можно сказать, в чем-то даже важнее его самой лучшей фотокамеры! Почему это так, спросят некоторые? Да потому что даже самая хорошая матрица самых современных зеркальных фотокамер, наличие в ней огромного количество мегапикселей, окажется совершенно бесполезным и ненужным, если изображение на светоприемникке будет создано некачественной оптикой.

По мере повышения вашего фотографического образования, по мере опыта, которого вы постепенно набираетесь, так или иначе вы научитесь определять, какой объектив лучше, а какой хуже создает картинку. Научитесь отличать хороший объектив от плохого.

Obektivy._Chto_vzyat_novichku?

С каким же все-таки объективом начинать учиться фотографировать? Как сделать правильный выбор в этом деле? Конечно же, очень во многом это зависит от толщины вашего кошелька. А также от того, каким жанром фотографии, каким стилем фотографирования вы будете заниматься.

В нашей сегодняшней статье мы хотим вам рассказать не только о том, как начинающему фотографу правильно выбирать объектив, но и о том, какие объективы подходят для разного рода съемки.

Разрушение иллюзий

То, что мы сейчас скажем, кого-то может даже повергнуть в шок. Не удивляйтесь, бывает и такое. А сказать мы хотим вот что: далеко не всякий объектив, предназначенный для зеркальной фотокамеры, подойдет на ваш конкретный фотоаппарат. Например, объективы для Canon не подойдут для Nikon, старые объективы от аппаратов, снимающих на фотопленку, на современные цифровые зеркалки тоже не подойдут. Дело тут не только  в различных конструкциях соединения камеры и объектива.  Сегодня существует огромное количество электронных устройств, которые работают во взаимодействии с фотокамерой или объективом. И не всегда это взаимодействие возможно. Вот поэтому и не нужно спешить приобретать хороший на первый взгляд объектив по, казалось бы, выгодной цене. Даже купив его за сто рублей, вы потом можете об этих ста рублях пожалеть. Вполне возможно, что работать на вашей фотокамере этот объектив не будет. Так что при покупке объектива обратите на это особое внимание, и, если есть такая возможность, проверьте его на практике.

Очень часто фирмы-производители фотоаппаратуры в стартовый комплект при продаже зеркальной фотокамеры включают и объектив. Причем, при продаже даже делают на него скидку. Конечно, это хорошо, когда при покупке фотоаппарата по сходной цене вы приобретаете и объектив, который имеет усредненные рамки по своему зуммированию. Это дает вам возможность делать опыты при съемке с различными фокусными расстояниями. Плюс ко всему, и в цене вы выигрываете. Но, с другой стороны, эти объективы не очень хорошего качества, и изображение, создаваемое ими, может оставлять желать лучшего. Нам кажется, что есть смысл заплатить немного больше, зато заиметь качественный объектив.

Стандартные, широкоугольные, телеобъективы и объективы с переменным фокусным расстоянием

Сегодня обыватели, да и начинающие фотолюбители тоже, знакомы в основном с объективами с переменным фокусным расстоянием, или, как их еще называют, зум-объективы. Самым, пожалуй, популярными среди фотолюбителей являются объективы с фокусным расстоянием от 24 до 70 миллиметров. Если фокусное расстояние объектива ниже, чем  35 миллиметров, то его называют широкоугольником. А если от 70 миллиметров и выше – это уже телеобъектив. Как понятно из самого названия, широкоугольные объективы имеют больший угол обзора, а телевики, стало быть,  – меньший. И именно из-за того, что угол обзора у этих объективов маленький, они визуально приближают объект съемки. А широкоугольные – наоборот отдаляют. Современные объективы с переменным фокусным расстоянием позволяют менять это расстояние, и, таким образом, использовать один объектив и как длиннофокусный, и как широкоугольный.  Процесс плавной перемены фокусного расстояния, а значит и угла обзора объектива, и называется зуммированием.

Сегодня по прежнему, так же как и раньше, когда снимали на пленку,  существуют и выпускаются производителями и объективы с фиксированным фокусным расстоянием (справедливости ради, скажем, что и тогда выпускались зум-объективы, но они были диковинкой и стоили очень дорого). Эти объективы фотографы называют фиксами. Они могут быть как широкоугольными, так и длиннофокусными. Но чаще всего это объективы с фокусным расстоянием около 50 миллиметров. Угол обзора у таких объективов примерно равен углу обзора глаз человека. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием имеют ряд преимуществ перед зумами. Это в основном касается качества изображения, ими создаваемого. У фиксов качество картинки заметно лучше, чем у зумов. Это объясняется главным образом меньшим количеством линз, а так же более широким диапазоном диафрагмы, что позволяет снимать на приемлемых выдержках при недостаточном освещении, не используя при этом дополнительные источники света.

Obektivy._Chto_vzyat_novichku?

Что чем снимать

Разные объективы служат для различных видов фотографии. Ну например, фотографы, снимающие спортивные соревнования и состязания, футбольные и хоккейные матчи, другие подобные события и мероприятия чаще всего используют объективы с весьма большим, начиная от 300 миллиметров, фокусным расстоянием. Такими же объективами работают и «фотоохотники» - фотографы, снимающие животных в среде их естественного обитания.  Ну как, скажите, сфотографировать объективом с фокусным расстоянием 70 миллиметров сидящую на ветке диковинную птичку, находящуюся в сотне метров от вас? Никак. Для этого нужен объектив с очень большим фокусным расстоянием.

Уличные фотографы и фотожурналисты, снимающие конкретные события непосредственно находясь на месте действия, предпочитают использовать в своей работе широкоугольные объективы. Это позволяет им ухватить в кадр всё то, что происходит вокруг их даже в тесной комнате.  

Фотографы-портретисты обычно предпочитают объективы с фиксированным фокусным расстоянием, равным примерно 50-60 миллиметров. Иногда такие объективы называют портретными объективами, или попросту портретниками. Они дают очень качественное, и в то же время мягкое изображение.  С помощью портретного объектива можно легко добиваться небольшой  глубины резко изображаемого пространства, что дает возможность сфокусироваться именно на лице модели, убрав в приятную нерезкость всё то, что находится вокруг, и, возможно, будет отвлекать внимание от главного в кадре.

Obektivy._Chto_vzyat_novichku?

Фотографы, занимающиеся съемкой пейзажей, используют в своей работе объективы с различным фокусным расстоянием. Классический зум 24-70 миллиметров для них – оптимальный вариант.

Но, несмотря на все сказанное, жесткие критерии в этом деле установить трудно. Иногда и репортаж приходится снимать издалека длиннофокусным объективом, в каких-то случаях и широкоугольником можно успешно «пофотоохотится» или сделать интересный портрет. Главное – опыт и мастерство самого фотографа.

Возможны разные варианты

Большинство из тех, кто совсем недавно взял в руки фотоаппарат, не имеют четкого представление о том, что они хотят фотографировать, в каком жанре фотографии работать. Ну, например, вы можете очень любить животных, но долгие часы, проведенные в зимнем лесу в ожидании зайца, который, может быть, пробежит сегодня недалеко от  вас, залегшего в укрытии в сенегу, а может быть и не пробежит – это совсем не в вашем характере и вы совершенно не способны на это… Но зато вы с успехом можете снимать натюрморты, чем никогда не занимались раньше. Возможно, даже никогда и  не думали об этом. А у вас, оказывается, просто врожденное чувство композиции и света! И ваши натюрморты станут шедеврами!

Для того, чтобы быть гибким мастером, пробовать работать в разных сферах фотографии, мы рекомендуем для начала приобрести универсальный объектив с классическим значением зума. Это, как мы уже говорили, объектив с переменным фокусным расстоянием в диапазоне от 24 до 70 миллиметров. Если вы можете позволить себе, то купите еще и зум на 28-105 миллиметров. Он немного расширит  диапазон ваших возможностей. Конечно, дятла, сидящего на сосне в 200 метрах от вас, таким объективом крупным планом вы никак не снимете. Но зато вы сможете снять красивый пейзаж или сделать потрясающий репортаж ну, например, с концерта рок-группы.

Хорошо так же иметь в своем арсенале и объектив с фиксированным фокусным расстоянием в 50 миллиметров. Им вы будете снимать портреты своих домашних. Портреты эти будут резкими и красивыми. Возможно, вы не сразу ощутите эту разницу, но со временем вы научитесь видеть все преимущества такого фикса. К тому же, и стоят такие объективы не так уж и дорого. Значительно дешевле объективов с переменным фокусным расстоянием.

Ну, и уж совсем хорошо, если у вас будет зум-объектив с диапазоном фокусного расстояния  70-300 миллиметров. Таким вы и дятла на сосне крупным планом снимете, и гримасу на лице футболиста, забивающего гол…  

F-фактор

Сегодня в фотографических магазинах можно найти очень много различных объективов с одним и тем же фокусным расстоянием, но по весьма различной цене. Стоимость их различается порой в разы. Факторов, влияющих на стоимость объектива, огромное количество.  Первым делом это зависит от качества самих линз и от материала, из которого они изготовлены. Естественно, линзы, сделанные из стекла намного лучше пластиковых линз. Они и качественнее, и долговечнее. Но стеклянные линзы и значительно дороже. Старайтесь не покупать такие объективы.

Obektivy._Chto_vzyat_novichku?

Еще один важный фактор, влияющий на стоимость объектива – это устройство его механизма диафрагмы. А точнее, насколько широко может открываться отверстие диафрагмы этого объектива. Недорогие объективы с переменным фокусным расстоянием обычно имеют наибольшее значение отверстия диафрагмы в  f/4,5 или f/5.6.  Это значит, что отверстие диафрагмы раскрывается недостаточно широко и в условиях плохой освещенности вам проблематично будет получить качественные снимки. Вот поэтому лучше всего иметь объективы, значение диафрагмы которых может достигать до значения f/1,4. Это позволит вам намного увеличить количество света, которое будет попадать на  матрицу вашего фотоаппарата. Кому-то это может показаться малозначительным, тем более что такие объективы достаточно дороги. Но, тем не менее, если вы решите сделать несколько снимков в какой-нибудь столярной или слесарной мастерской, или в заводском цехе, где темные стены и маленькие окна, и невозможно будет использовать вспышку или какое-либо другое дополнительное освещение, все минусы объектива с недостаточным значением диафрагмы вы ощутите сразу же и сполна. Конечно, изготовить объектив с значением диафрагмы до  f/1,4 достаточно сложно, поэтому и стоят они значительно дороже. Но зато и качество у них намного лучше, чем у недорогих объективов. И картинку они вам будут давать тоже очень хорошую во всех отношениях.

Где и как покупать объективы

Лучше всего покупать объективы, уже бывшие в работе у других фотографов. Но желательно, чтобы они были «почти новые» или в достаточно хорошем состоянии. Такие покупки чаще всего можно сделать в Интернете. На различных фотосайтах и фотофорумах без особого труда можно найти соответствующие разделы, и, списавшись с коллегами, приобрести у них объектив, которым, возможно, работали совсем недолго или всего один-два раза. Если сравнить такую покупку с покупкой нового объектива – она может стать значительно выгоднее. Но при приобретении в Интернете  такой достаточно дорогостоящей вещи, как объектив, нужно быть очень аккуратным, пользоваться услугами проверенных и хорошо зарекомендовавших себя сайтов  и при этом тщательно обговаривать с продавцом  все условия сделки.

Obektivy._Chto_vzyat_novichku?

Если вы покупаете объектив не через Интернет, а, что называется, из рук в руки, то обязательно основательно проверьте его. В первую очередь на наличие пыли. Для этого нужно снять с объектива обе крышки и внимательно посмотреть сквозь него на свет в течение нескольких секунд. Если вы увидите пыль внутри объектива – то вы наверняка передумаете его покупать. Ну, а если уж вы захотите купить этот объектив прямо сейчас -  попросите у продавца понизить его цену.

Кстати, попросите у продавца по возможности передать вам и упаковку от объектива, и всевозможные чехлы, насадки, бленды и прочие аксессуары, которые были при нем в момент продажи в магазине. И, конечно же, инструкции и другие документы. Если всё это утеряно – то вы так же можете просить его пересмотреть цену объектива в сторону понижения. Да и, к тому же, при возможной последующей продаже, не имея всего вышеперечисленного, вы тоже можете упустить свою выгоду. 

Нажмите ESC чтобы закрыть