Самодельный объектив типа "монокль". Часть1.

ВВЕДЕНИЕ
Монокль—это простой однолинзовый софт-объектив. Используя монокль фотограф расширяет диапазон своих возможностей без применения дополнительной пост-обработки результата съёмки. Монокль активно применяется фотографами при съемке любых сюжетов,—там, где его рисунок уместен и приятен глазу. Отличительной чертой монокля является мягкое, светящееся изображение, скрадывающее мелкие детали. В то же время монокль сохраняет контуры,—правильно изготовленный монокль представляет собой довольно резкий, хотя и малоконтрастный объектив. Насколько мне известно, сейчас монокли не производятся промышленно, в отличие от многолинзовых софт-объективов (примером такого объектива может служить Dremagon ). Монокль “рисует” в основном за счет нескоррегированных сферических искажений. Изменяя относительное отверстие диафрагмы и ее местоположение относительно линзы, можно менять степень аберраций и таким образом регулировать рисунок монокля. Для простого монокля характерны также хроматические искажения, смягчающие контурную резкость. В софт-объективах промышленного изготовления они обычно устранены применением дополнительных линз.

КОНСТРУКЦИЯ
Использовать монокль удобнее всего с простой зеркальной камерой, производя фокусировку по матовому стеклу. В качестве линзы для монокля выбирается вогнуто-выпуклое стекло (положительный мениск) с нужным фокусным расстоянием (обычно в диапазоне 35-135мм). Мениск располагается вогнутой стороной наружу, в сторону снимаемого объекта. Диафрагма размещается на расстоянии приблизительно 1/10 f перед линзой, то есть снаружи объектива, и юстируется по минимальной коме (кома—специфическое оптическое искажение, “свечение” вокруг ярких объектов). Ниже изображен эскизный чертеж простого монокля. Фокусное расстояние отсчитывается от задней кромки линзы (вертикальная пунктирная линия).

Samodelnyy_obektiv_tipa_"monokl"._Chast1.

Диафрагма с отверстием фиксированного размера вставлена в резиновую коническую бленду. Размер относительного отверстия диафрагмы также подбирается опытным путем, по наилучшему рисунку. Для разных сюжетов могут использоваться разные относительные отверстия.
Характерной особенностью монокля является довольно большой ход элементов объектива при наводке на резкость, поэтому бывает трудно использовать оправу стандартного объектива как основу для изготовления монокля, за редкими исключениями (иногда удается воспользоваться дополнительной резьбой, изначально не предназначенной для наводки на резкость, а только соединяющей две половины объектива). Отсюда многочисленные удачные попытки изготовления моноклей на основе телескопических или гармошечных оправ (макро-приставок, bellows).

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

1.Монокль на основе оправы “Zykkor M.C auto 1:2.8 135mm”
У меня есть несколько старых зеркальных камер системы Minolta—Minolta SRT Super, Minolta SRT 200 и Minolta SRT MCII. Камеры серии SRT это очень надежные и простые механические зеркалки [2] , оптику к которым можно купить по бросовым ценам, в особенности если покупать не “родные” линзы Rokkor-Minolta, а объективы сторонних (Vivitar, Tamron, Sigma, ...) производителей. Поэтому я выбрал в качестве основы для своего первого монокля объектив “Zykkor M.C auto 1:2.8 135mm”, с байонетом Minolta manual для фотоаппаратов Minolta моделей SRT, XE, XK. Это простой объектив, использующий достаточно качественное стекло. Разбирается он очень легко, при этом не требуется ничего кроме ювелирной (#0) отвертки и резиновой чушки подходящего диаметра (в качестве замены сойдет резиновая ножка от мебели или круглый стакан, обернутый тонкой резиновой лентой). Чушка используется для отворачивания кольцевой шайбы, крепящей переднюю линзу.
Я выкрошил из объектива все линзы (числом 4) и диафрагменный блок, оставив пустой цилиндр. Внутреннее чернение на первый взгляд выглядело достаточно качественным, дополнительное подкрашивание или оклеивание не требовалось. В качестве основной линзы я попытался использовать макро-фильтр +10 диоптрий, наворачивающийся на внешнюю резьбу объектива. Однако фокусное расстояние этой линзы (100мм) требовало более короткого объектива для наводки на бесконечность, и я поставил в качестве основной вторую от внешнего конца линзу того же “Zykkor’a”, перевернув ее вогнутой стороной наружу, в соответствии с рекомендациями [3] . Фокусное расстояние полученного объектива равно 135мм. Диафрагменный узел монокля сконструирован на основе резиновой бледы, новорачивающейся на внешнюю резьбу объектива. Диафрагмы, вырезанные из тонкого черного матового пластика, вставляются в бленду, оказываясь при этом на расстоянии 2.5 см от линзы монокля, что несколько больше рекомендованного в [3] расстояния в 1/10 фокусного. На снимке внизу изображен результат работы вместе с использовавшимися инструментами и частью внутренних деталей бывшего “Zykkor’a”:

Samodelnyy_obektiv_tipa_"monokl"._Chast1.

Объектив требует доработки и юстировки. Прежде всего, надо разметить шкалу, чтобы упростить наводку на резкость (чтобы хотя бы на бесконечность можно было устанавливать по шкале). Нужно подобрать оптимальное расстояние диафрагмы относительно фокальной плоскости объектива и размер относительного отверстия. Подборка выполняется эмпирически, по рисунку комы (см. [3]). Конструкция объектива такова, что наводить на резкость можно двумя резьбовыми узлами с разным шагом—один для точной наводки, другой для грубой. Последний узел не использовался в оригинальном объективе, это просто резьба, соединяющая задний и передний цилиндры, в оригинальном объективе она была до конца ввернута. Такая схема упрощает наводку и усложняет разметку шкал.

продолжение следует

Источник: photoline.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть