Съемка портрета крупным планом

Снять человека крупным планом вроде бы проще, чем в полный рост. Фотографу не нужно думать о положении рук модели, не нужно подбирать ей позу. Вроде бы можно даже не заботиться о костюме - все равно в кадре будет только лицо. Но всё это совсем не так. Для того чтобы красиво и грамотно сделать крупный портрет человека – нужны знания, умение и тщательная подготовка. Дело это кропотливое и сложное.

Чем заняться до съемки

Как подготовиться к подобной съемке? Если мы снимаем лицо человека, стало быть, оно должно выглядеть на достойном уровне. Ну, хотя бы в плане макияжа. Если вы планируете снимок для рекламы или ещё для каких-нибудь коммерческих целей, нелишним будет нанять специалиста по макияжу, профессионального стилиста. Только специалист сможет грамотно замаскировать все минусы кожи и формы лица модели, и тогда вам практически не придется впоследствии  работать с ретушью. Не забудьте о прическе того, кого будете снимать. Если это ребенок или молодая девушка – нет смысла придумывать сложную, вычурную прическу. Естественность в этом возрасте намного выигрышнее. Чем естественнее человек выглядит на снимке – тем снимок интереснее!

Semka_portreta_krupnym_planom

Не забудьте про аксессуары. Если вы снимаете зимой, даже в фотостудии или домашней обстановке, в портрете крупным планом нелишни будут шарфы, головные уборы, платки. Если приближаются новогодние каникулы – можно использовать и головные уборы Снегурочки  и Деда Мороза. А ещё вы можете предложить модели неброские украшения: бусы или серёжки, не стоит забывать и про формы одежды отдельных народов.

Semka_portreta_krupnym_planom

Какая нужна аппаратура

Какой камерой вы будете снимать портрет – это решайте сами. Намного важнее тут объектив. Лучше всего выбрать объектив с постоянным фокусным расстоянием, так как он обладает большей светосилой, нежели зум объектив, у которого фокусное расстояние переменное. Ни в коем случае не применяйте при съемке крупного портрета широкоугольные объективы – при съемке с небольшого расстояния  они значительно  искажают пропорции объекта. Если вы снимаете портрет, искаженное лицо модели на снимке  вам совершенно ни к чему. А вообще для подобных работ существуют специальные объективы, которые так и называют -  портретные.

Semka_portreta_krupnym_planom

При съемке лица крупным планом необходимо использовать всевозможные  фотоотражатели, рассеиватели света  и различного вида его источники. Фотокамера должна стоять на штативе. Фон – конечно же, должен быть однотонным. Если вы решили снять такой портрет на улице – то лучше  поищите для этого тихое и безлюдное место.

Semka_portreta_krupnym_planom

Освещение

Когда вы снимаете портрет крупным планом – свет очень важен. Попадая на лицо модели, свет от различных его источников создает так называемый световой рисунок.  Он формируется тенями, которые образуются на лице. Интенсивность этих теней, их размер, цвет зависит не только от размещения источника света относительно модели, но и от его типа, от того, теплый или холодный свет он излучает. Световой рисунок выгодно подчеркивает выигрышные черты лица и скрывает его недостатки.

Если вы снимаете в студии, то лучше всего применить классическую схему освещения – три источника света. Камеру настроить на ISO 100, диафрагму объектива - 5,6, выдержку 1/100 сек.   

Semka_portreta_krupnym_planom

Равномерного освещения лица можно добиться и используя всего два источника света, направленные на боковую сторону лица.

Если вы снимаете в домашних условиях, модель можно просто посадить около окна и использовать всего лишь один источник света, который в этом случае нужно расположить параллельно окну. Если лицо модели будет освещено недостаточно хорошо, можно применить отражатель, который легко сделать из обычного белого листа бумаги или даже простой газеты.

Semka_portreta_krupnym_planom

При съемке крупного портрета  на улице освещение обычно бывает фронтальным, свет чаще всего падает на лицо модели прямо, спереди. При таком варианте освещения глаза модели на снимке могут получиться слезящимися, сужеными из-за яркого света. Именно поэтому  лучше разместить модель так, чтобы свет на её лицо падал сбоку. Но тут всплывает другая проблема: в этом случае одна сторона лица остается в тени. Но эту проблему вам поможет решить помощник, который будет держать фотоотражатель с теневой стороны лица модели. Если помощника у вас нет, то отражатель можно каким-нибудь способом укрепить так, как вам необходимо. Хотя бы даже бельевыми прищепками на ветки ближайшего дерева. Ещё один способ подсветки теневой стороны лица модели при съемке на натуре – это внешняя вспышка. В одной руке вам придется держать фотокамеру, в другой -  вспышку. Это, конечно, не совсем удобно, но всё же…

Semka_portreta_krupnym_planom

Если у вас не получается реализовать ни один из предложенных выше вариантов, то попробуйте сделать портрет в контровом свете, то есть когда источник света находится за спиной модели.   Но такая съемка -  дело весьма сложное. Дело тут в основном в том, что источник света может дать блики. Для того чтобы избавиться от них, рекомендуем надеть на объектив бленду. А если при этом ещё и вспышкой пользуетесь, то нужно уменьшить силу ее импульса. При контровом свете можно снимать и в студии. Один источник света при этом вы направляете собственно на фон, а вторым освещаете лицо модели. Первый источник, кстати, можно разместить и за фоном.

Если вы решили использовать тень как один из творческих элементов, при съемке в студии рекомендуем воспользоваться несложной световой схемой. Первый источник света направьте на лицо портретируемого сбоку, а второй, «светлый зонт», на просвет. Фон можно подобрать по настроению снимка. 

Semka_portreta_krupnym_planom

Снимать крупноплановый портрет на натуре, то есть на улице, лучше всего в пасмурный, облачный день. При такой погоде на лице модели не будет грубых, жестких теней, тональные переходы будут мягкими и нежными, что позволит без труда подчеркнуть женственность модели.

Semka_portreta_krupnym_planom

Ракурс и точка съемки

И ракурс, и точка съемки портрета в основном зависит от типа лица модели. Если лицо у портретируемого достаточно круглое, широкое, в фас его снимать лучше не надо. Оно будет выглядеть намного шире, чем в самом деле. Людей с таким лицом хорошо снимать в пол оборота. Если модель повернется к объективу немного боком, её лицо будет казаться несколько уже. При этом нужно учесть, что камера должна находиться чуть выше уровня глаз модели или на их уровне. Такой вариант съемки применим в принципе почти к каждому типу лица. Но тут нужно не забыть и про плечо модели, которое оказывается в этом случае ближе к объективу.  Это плечо на портрете может получиться излишне крупным. Подумайте, может быть вообще от него избавиться, не включать в кадр?   

Semka_portreta_krupnym_planom

Композиция портрета

Композиция любого снимка зависит в первую очередь от фотографа, а не от того, что или кого он снимает. Относится эта истина и к портрету крупным планом. Модель должна полностью подчиниться фотографу. Она должна улыбаться, показывать грусть, уметь выразить другие чувства и настроения, по просьбе фотографа -  смотреть в объектив или в другую сторону. Строя композицию крупнопланового портрета, нужно в первую очередь ориентироваться на глаза фотографируемого человека. Глаза должны находиться в верхней части портрета. При работе над композицией лучше обрезать верхнюю часть лица, лоб, чем подбородок. Отсутствие подбородка вызывает у зрителя психологический  дискомфорт, делает портрет непропорциональным.

Не стесняйтесь включить в портрет крупным планом и руки. Но это  тоже нужно делать грамотно и осторожно.

Semka_portreta_krupnym_planom

Попробуйте поработать с цветом. С цветом одежды модели, цветом фонов, можно на источник света одеть какой-нибудь цветной фильтр. Ярким цветовым пятном могут служить, например, бусы или ещё что-то из аксессуаров или деталей костюма.

Semka_portreta_krupnym_planom

Поэкспериментируйте с диафрагмой. Она очень серьезно влияет на качество изображения. Если вы будете снимать при диафрагме 22, то все детали, в том числе и морщинки, неровности кожи, всевозможные дефекты проявятся  на снимке очень хорошо, четко и резко. А это на портрете как раз и ни к чему. Вот поэтому снимать портрет крупным планом нужно с небольшой глубиной резко изображаемого пространства. То есть с диафрагмой 2,8 или 4. К тому же, при таких ее значениях и фон уйдет в нерезкость, что в  виде съемки, о котором мы сегодня говорим,  очень даже приветствуется. Ведь тут главное - показать глаза человека, ведь именно они. Как известно, и являются зеркалом его души.

Нажмите ESC чтобы закрыть