Прием упрощение в композиции

Сегодня мы решили поговорить с вами об упрощении. Как нам кажется, именно упрощение – это самое главное, можно даже сказать, основополагающее правило, закон не только композиции, но и всего искусства в целом.

Priem_uproshchenie_v_kompozitsii

Очень часто упрощение композиции в фотографии в различных курсах обучения в фотографических школах не ставят по порядку первым уроком. Дело тут вот в чем. Для того чтобы упрощать что-то, сначала нужно это что-то изучить. А потом уже работать с изученным, с тем, что уже хоть немножко, но знаешь. Нужна своего рода база, объект для упрощения. И этот объект нужно знать. Вот поэтому для того чтобы упрощать композицию снимка эту композицию следует изучить. Или, как минимум, познакомиться с ее основными правилами и законами. Обычная фокусировка внимания зрителя на тот или иной объект на фотографии чаще всего тут не сработает. Знаменитое и популярное правило третей в этом случае тоже не станет опорой. 

В чем же главный смысл упрощения? Как нам кажется, он заключается в нахождении в будущем снимке главного, самого характерного предмета или объекта, удаление всего ненужного в кадре, то есть отвлекающих внимание зрителя деталей, и грамотное и гармоничное помещение этого главного объекта в окружающий контекст.

Priem_uproshchenie_v_kompozitsii

Работая над той или иной фотографией, вам, прежде всего, необходимо уяснить для себя, что же в создаваемой вами  картине станет смысловым центром. А потом уже начинать строить всю картину вокруг этого главного, этого центра. Как? Удалять или подавлять, уводить в тень все лишнее (в тень, имеется в виду, в том числе и в смысловом плане). Всё то, что может отвлечь внимание зрителя от главного.

Что притягивает внимание зрителя?

Размышляя об упрощении композиции будущего снимка, о выборе доминанты в кадре, фотографу совсем не лишне будет знать некоторые особенности человеческого восприятия тех или иных вещей, которые он видит на картинке. Любой из объектов, которые мы сейчас назовем вам, в той или иной степени притягивает взор рассматривающего ту или иную фотографию зрителя. Каждый из этих объектов может стать объектом для удаления или «притенения» для того, чтобы упростить композицию всей картинки. Эти объекты мы расположили, если так можно выразится, в порядке убывания их притягивающей силы.

Вот они, эти объекты.

  1. Глаза человека
  2. Лицо человека
  3. Человек и вообще люди
  4. Животные и птицы
  5. Любые светлые объекты на темном фоне
  6. Любые темные объекты на светлом фоне
  7. Объекты, окрашенные в теплые оттенки различных цветов на фоне холодных цветов
  8. Объекты, обладающие высоким контрастом

Что мы подразумеваем под «силой притягательности» того или иного объекта? То, что в случае своего рода конкуренции объект, имеющий более сильный привлекающий фактор,  получает больший приоритет над более слабым объектом. Для усиления эффекта, эти объекты можно комбинировать между собой. В качестве примера, можно привести хотя бы такую ситуацию. На снимке – группа военных в одинаковой одежде. Все они смотрят в одну сторону – ну, допустим, на своего командира. А в среде этих солдат – красивая девушка в нарядном белом свадебном платье. И с милой улыбкой она смотрит прямо в объектив. То есть непосредственно на зрителя. Конечно же, эта девушка и станет доминантой всей картинки! Конечно же, она будет самой главной в кадре! Вам остается только грамотно подобрать интересную точку на снимке для размещения этой доминанты. Всё. Картинка обещает быть просто потрясающей.

Priem_uproshchenie_v_kompozitsii

Способы упрощения композиции фотографии, и ловушки, поджидающие фотографов в этом процессе.

Priem_uproshchenie_v_kompozitsii

Способов упрощения композиции фотографии довольно много. Главное – научиться этими способами пользоваться, управлять ими в ходе непосредственной практической работы. Что же это за способы?

  1. Убрать лишнее из кадра путем увеличения фокусного расстояния объектива. Как вариант – подойти к главному объекту поближе. Приблизьте зрителя к самому важному в кадре, и лишние, ненужные, менее существенные и значимые детали отпадут сами собой.
  2. Полностью противоположный способ. Отойти подальше или «отъехать» от главного объекта пори помощи зума. В этом случае все отвлекающие внимание зрителя детали сольются в единое целое, станут единым фоном и будут выглядеть  цельной средой для самого важного в кадре.
  3. Панорамирование.
  4. Убрать лишнее из кадра, меняя точку съемки. Присядьте пониже, встаньте на колени, залезьте куда-нибудь повыше, отойдите вправо или влево, поднимите фотоаппарат над головой или положите его на землю. Таким нехитрым образом тоже можно избавиться от ненужных деталей.
  5. Пошире открыть диафрагму для того, чтобы минимизировать глубину резко изображаемого пространства. Размытый передний или задний план четко выделит главное в вашем кадре. Но, работая с современными компактными цифровыми фотоаппаратами (которые обычно называют «мыльницами»), этот прием применять бывает достаточно сложно.

    Чего по возможности нужно избегать

    1. Так называемое срастание. Яркий пример этому – дерево, «растущее» из головы человека, находящегося в кадре. Или люстра, «стоящая» на голове портретируемого. Проще говоря, объект, находящийся на фоне, в этом  случае срастается с главным объектом съемки. Будьте предельно внимательны! Это частая ошибка начинающих фотографов!
    2. Конкурирующие фокусы внимания. Пример. В кадре – два человека.  Оба смотрят непосредственно в камеру, но пары как таковой эти люди не образуют. В снимке нет единого композиционного центра. Внимание зрителя мечется между этими двумя лицами.
    3. Хаотичный фон. Если  объект, который вы планируете сделать в кадре главным, расположен на пестром, с огромным количеством деталей фоне,  да еще и детали эти высококонтрастны, этот фон попросту поглотит ваш объект. Главное в фотографии просто потеряется на таком фоне. Станет невидимым. Как хамелеон среди травы. В этом случае вам ничто не в силах будет помочь – ни «зум назад», ни маленькая глубина резко изображаемого пространства… Ничего. Только одно остается – избавиться  от такого фона.   
    4. Отсечения. Проще говоря, «половинки», расчленения какого-либо объекта из главных. Особенно это касается людей, изображенных на снимке.  Ну, а уж если вы хотите включить в кадр только часть человека, то есть сфотографировать его не в полный рост, то ни в коем случае нельзя «резать» его по суставам. Ну, например, лучше этот обрез сделать по половине бедра, чем ровно по колену. 

Priem_uproshchenie_v_kompozitsii

Ну, и, для закрепления изложенного нами в этой статье материала, мы предлагаем вам выполнить  небольшое своего рода практическое домашнее задание.

1. Выберите какой-нибудь один из недавно сделанных вами снимков, который вы для себя считаете удачным. Внимательно изучите его еще раз. Вспомните моменты съемки этого кадра. А теперь

а) Базируясь на принципах упрощения композиции, попробуйте скадрировать этот снимок по-другому. Можно взять за основу и другие правила и законы композиции. Попробуйте объяснить самому себе, почему вы сделали именно такое кадрирование, а не какое-либо другое.  По поводу потери пикселей и ухудшения технического качества картинки не переживайте. Смело режьте фотографию для достижения тех композиционных целей, которые вы для себя поставили. Ведь это всего-навсего упражнение!

б) Попробуйте описать какой-нибудь другой способ, при помощи которого вы смогли бы скомпоновать эту фотографию еще в первый раз, когда вы работали над ней на натуре.

2. А теперь вам нужно будет сделать какой-нибудь другой снимок. Но при этом уже используйте те правила упрощения композиции, о которых узнали из нашей сегодняшней статьи. Рассмотрите его внимательно и постарайтесь для себя уяснить:

а) Почему при работе над снимком вы выбрали именно этот способ упрощения композиции, а не какой-либо другой.

б) Что конкретно вы сделали для того, чтобы упрощение начало работать.

Нажмите ESC чтобы закрыть