Д - диафрагма. Что такое диафрагма?

Диафрагма – штука в фотографии очень значимая и важная. Это, пожалуй, наиглавнейший из трех факторов, влияющих на экспозицию в принципе. Вот поэтому понимание основ ее работы, ее действия, и является важным условием для того, чтобы ваши фотографии получились бы хорошими, то есть качественными в техническом плане, правильно экспонированными.

Диафрагма влияет на качество изображения очень серьезно. И, причем, это влияние может быть как негативным, так и креативным.

Наша сегодняшняя статья – своего рода урок, который позволит вам узнать, что же это такое – диафрагма, какой она вообще может быть, и как фотографу подчинить ее себе, то есть заставить работать так, как ему нужно.

Шаг первый. Так что же это такое – диафрагма?

Как понять принцип ее работы? Один из самых простых способов сделать это – представить диафрагму как зрачок глаза человека. Чем шире наш с вами зрачок – тем больше он пропускает света на сетчатку глаза. Точно так же и отверстие диафрагмы. Чем оно шире -  тем больше проходит света на светоприемник фотокамеры (матрицу в цифровом фотоаппарате или на фотопленку в пленочном).

Теперь перейдем к экспозиции в фотографии. Три ее параметра – это выдержка (скорость срабатывания затвора), светочувствительность (или значение ISO), и то, о чем мы сегодня говорим – диафрагма. Изменяя диаметр отверстия диафрагмы, мы регулируем количество света, поступающего на матрицу цифровой фотокамеры. Чаще всего размер диафрагмы подбирают, основываясь на количестве света при фотографировании, то есть, в зависимости от освещенности объекта съемки. Но существует и множество других, креативных вариантов использования различных диаметров диафрагменного отверстия. Об этих вариантах мы поговорим чуть позже. Но на данном этапе нашего урока, когда речь идет об экспозиции и количестве света, вам следует первым делом четко для себя уяснить:  чем отверстие диафрагмы шире, тем больше проходит света на светоприемник. И, соответственно, чем это отверстие уже, тем света проходит меньше.

Шаг второй. Шкала диафрагмы

Шкала диафрагмы – это ряд  значений диафрагмы по возрастающей. Шкала диафрагмы обычно бывает нанесена на оправу объектива, а так же мы можем видеть ее на дисплее фотокамеры. Размер отверстия диафрагмы обычно выражается в виде знаменателя дроби и обозначается символом «f». То есть «f/число». Знаменатель этой дроби как раз и указывает, насколько широко в данный момент открыто диафрагменное отверстие. А эта ширина, как мы уже говорили сегодня, существенным образом и влияет на экспозицию. Но кроме экспозиции, размер диафрагменного отверстия так же влияет и на глубину резко изображаемого пространства. Тут важно знать, что чем число, которым обозначено то или иное значение диафрагмы, меньше – тем шире диаметр отверстия диафрагмы. Проще говоря, диаметр отверстия диафрагмы, обозначенной  f/8 меньше, чем, допустим,  диафрагма  f/4. У некоторых начинающих фотографов это, возможно, может вызвать путаницу: как же так? Число маленькое, а диаметр отверстия – большой? Ответ на этот вопрос  довольно простой. Пока скажем, что всё дело тут в математике. Но об этом чуть позже.

А пока мы расскажем вам о стандартной диафрагменной шкале. Вот этот ряд чисел: f/1,4. f/2. f/2,8. f/4. f/5,6. f/8. f/11. f/16. f/22.

Самое важное, что нужно знать об этой шкале – это то, что каждая ступень, каждый шаг этой шкалы, каждый переход от меньшего числового значения к большему уменьшает диаметр отверстия диафрагмы ровно в два раза. А это, соответственно, значит, что пропускает на матрицу ровно на 50% меньше света.

Практически на всех объективах вы найдете надпись в виде соотношений значений чисел. Ну, например, 1:2. Что это означает? Это означает то, что диаметр отверстия данного объектива  в два раза меньше его фокусного расстояния. Но большинство из современных фотокамер и объективов сегодня имеют не только стандартные значения диафрагмы, но и промежуточные. Проще говоря, допустим, если шаг настройки равен 1/3 ступени, то между значениями диафрагмы f/4 и  f/2,8 будут располагаться и еще несколько ее значений, а именно f/3,2 и  f/3,6. Для чего это нужно? В первую очередь для того, чтобы иметь возможность более точной настройки экспозиции. А так же и других нужд, о которых мы поговорим с вами чуточку попозже.

А сейчас перейдем к вещам посложнее. Скажем сразу: если то, о чем мы сейчас будем говорить, покажется вам не очень понятным и недоступным, не бойтесь перейти к следующему разделу. Мы же пока попытаемся разобраться, почему же, все-таки, при переходе от меньшего значения диафрагмы к большему сквозь объектив фотоаппарата света проходит именно в два раза меньше.

Давайте рассмотрим этот вопрос на одном примере. Представим, что у нас с вами в руках объектив с фокусным расстоянием 50 миллиметров и с диафрагмой f/2. Первым делом рассчитаем диаметр самого отверстия диафрагмы. Для этого нам придется 50 миллиметров разделить на 2. В итоге получаем 25 миллиметров. Далее. Ищем радиус этого отверстия, то есть половину диаметра. Радиус у нас, стало быть, составляет 12.5 миллиметров. Теперь по известной формуле S = пи * R2 (число пи умножить на радиус в квадрате)  нам нужно узнать площадь этого отверстия. В данном  случае эта площадь составляет у нас 490 квадратных миллиметров.

А теперь давайте сделаем такие же расчеты для этого объектива при другом значении диафрагмы. При f/2,8 диаметр диафрагменного отверстия будет  17,9 миллиметров, радиус, соответственно,8,95 миллиметров,  а площадь – 251,6 квадратных миллиметров. Не нужно быть великим знатоком для того, чтобы понять, что вторая площадь в данном случае практически вдвое меньше, чем первая. На то, что число 2 является приблизительным, обращать внимание не стоит. Дело в том, что округление диафрагменного числа сделано до первого десятичного знака. А если расчеты проводить без округлений, то, как раз ровно 2 и получится.

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

Шаг третий. Как диафрагма влияет на экспозицию

Теоретически, вместе с изменением радиуса диафрагменного отверстия изменяется и экспозиция. Чем шире будет открыто отверстие диафрагмы, тем больше света попадет на светоприеменик. Об этом мы уже не раз сегодня говорили. И, стало быть, чем больше света попадает на матрицу, тем светлее получится снимок. Для того, чтобы лучше себе представить всё это, посмотрите внимательно вот на эту серию снимков. Все они были сделаны с различными значениями диафрагмы. Остальные настройки экспозиции были постоянными: выдержка 1/400 секунды, светочувствительность – 200 единиц ISO.  Менялась только диафрагма: f/2. f/2,8. f/4. f/5,6. f/8. f/11. f/16. f/22.

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

Тут так же обратим ваше внимание и на то, что главная творческая задача диафрагмы – это ее влияние на глубину резко изображаемого пространства.

Шаг четвертый. Как диафрагма влияет на глубину резко изображаемого пространства

Глубина резко изображаемого пространства (или, сокращенно, ГРИП) – тема достаточно большая и серьезная, она заслуживает отдельной большой статьи, отдельного урока, а, возможно даже и нескольких. Сегодня у нас другая тема, и вопрос глубины резко изображаемого пространства мы рассмотрим кратко. Если кому-то это тема будет не совсем понятна из нашей статьи, или просто вам захочется узнать об этом поподробнее – обратитесь к другим источникам информации.

Для начала давайте скажем, что же такое вообще -  глубина резко изображаемого пространства. ГРИП – это то расстояние, тот промежуток пространства, в границах которого при съемке все объекты будут изображаться резкими и четкими.

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

Как же глубина резко изображаемого пространства зависит от размера отверстия диафрагмы? Как она влияет на эту глубину? Всё тут очень просто. Чем шире открыто отверстие диафрагмы (помните, что цифра, ее обозначающая, при этом меньше!), тем меньше будет глубина резко изображаемого пространства. При маленьком отверстии диафрагмы глубина резкости будет больше.

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

Как это всё устроено и как работает – хорошо видно вот из этой схемы:

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

D_-_diafragma._Chto_takoe_diafragma?

Если эту схему вы совсем не поняли или поняли не совсем – никакой трагедии в этом нет. Главное запомните то, что мы говорили абзацем выше. А именно: шире отверстие диафрагмы – меньше ГРИП. Уже отверстие – больше ГРИП.

Посмотрите вот на этот снимок. Он был сделан при значении диафрагмы f/1,4. Это прекрасная иллюстрация того, как мала может быть глубина резко изображаемого пространства при такой широко открытой диафрагме.

А теперь посмотрите вот на этот ряд фотографий. Все они были сделаны одной фотокамерой, одним объективом в режиме приоритета диафрагмы. Проще говоря, все настройки экспозиции (выдержка и светочувствительность) оставались неизменными, кроме диафрагмы. Значение диафрагмы изменялось в следующем порядке: f/2. f/2,8. f/4. f/5,6. f/8. f/11. f/16. f/22.

Видите, как ощутимо заметно на этих снимках увеличение глубины резко изображаемого пространства при уменьшении диаметра отверстия диафрагмы!

Шаг пятый. Как использовать различные значения диафрагмы в разных случаях и для различных целей

Скажем сразу: правил, как следует выбирать диафрагму, нет совершенно ни каких. Всё тут зависит только от того, какую цель поставил перед собой фотограф. Возможно, вам будет нужна максимальная глубина резко изображаемого пространства для того, чтобы как можно более точно и понятно воспроизвести на фотографии то или иное событие или какой-то объект. А может быть, вы хотите создать какую-то художественную работу, и для этого применить один из множества различных творческих приемов подхода к делу… Для того, чтобы вам легче было принимать решение, мы хотим привести вам несколько своего рода примеров употребления самых популярных значений диафрагмы.

Диафрагма f/1,4

Такое значение диафрагмы бывает необходимо при фотографировании в условиях очень плохой освещенности. Но запомните: этой диафрагмой нужно пользоваться очень осторожно – не забывайте про очень маленькую глубину резко изображаемого пространства. Диафрагма f/1,4 применяется в основном при съемке объектов небольшого размера, а так же для того, чтобы создать на снимке эффект мягкого фокуса.

Диафрагма f/2

Характеристики этого значения диафрагмы схожи с характеристиками предыдущего значения. Но объектив, имеющий диафрагму f/1,4, стоит значительно дороже объектива, шкала диафрагм которого начинается со значения f/2.

Диафрагма f/2,8

Это значение как нельзя лучше подходит для съемки в условиях недостатка света. Такой диафрагмой так же хорошо пользоваться  и при съемке портретов. Дело тут в том, что используя и умело применяя небольшую глубину резко изображаемого пространства можно выгодно подчеркнуть резкостью на фоне нерезкости те или иные части лица портретируемого человека. Именно с такого значения диафрагмы обычно и начинается диафрагменная шкала хороших зум-объективов.

Диафрагма f/4

Это самое минимально возможное значение диафрагмы, при котором чаще всего и снимаются портреты при условии хорошего или просто достаточного освещения. Более широкое отверстие диафрагмы обычно затрудняет работу автофокуса.

Диафрагма f/5,6

Большинство фотографов считают, что именно такое значение диафрагмы идеально подходит для фотографирования группы из двух человек. Тем не менее, если освещение недостаточное, то при съемке мы рекомендуем использовать фотовспышку или любые другие дополнительные источники света.

Диафрагма f/8

Такая диафрагма лучше всего подходит для съемки небольших групповых портретов, а также больших групп людей. Она обеспечивает хорошую резкость всех тех, кого мы фотографируем.

Диафрагма f/11

Диафрагма f/11 дает нам полную гарантию максимальной, можно даже сказать идеальной резкости всего того, что попадает в границы кадра. Вот поэтому при таком значении диафрагмы очень хорошо снимать портреты.

Диафрагма f/16

Если вам придется фотографировать что-то при ярком солнечном свете – то такое значение диафрагмы будет просто идеально. Узкое диафрагменное отверстие позволяет получить удивительную глубину резко изображаемого пространства, при котором резкими будут и дальний план, и объекты, расположенные в непосредственной близости от объектива.

Диафрагма f/22

Идеальный вариант значения диафрагмы при съемке пейзажа, в котором не требуется внимания к переднему плану.

Напомним еще раз: всё то, что вы прочитали в пятом пункте нашей статьи – не четкие правила, а всего лишь своего рода рекомендации, не более того.

Ну вот, хочется думать, что теперь вы имеете хотя бы первоначальное понятие о том, что же это такое - диафрагма, как она устроена и работает, как она влияет на конечный результат работы фотографа, то есть непосредственно на фотографию, которую автор впоследствии предоставит вниманию зрителей. Теперь вам будет нужно научиться применять полученные сегодня знания на практике. А это значит – смело приступайте к съемке и наслаждайтесь этой прекрасной работой. Желаем успеха!

Нажмите ESC чтобы закрыть