Все о цифровой фотографии

Снимать музыкантов нравится многим фотографам. Особенно молодым. Некоторые из них, можно сказать, сделали «музыкальную фотографию»  главным жанром в своей работе. Кто-то, например, любит снимать пейзажи, кто-то натюрморты, а кто-то музыкантов. Причем, фотографируют их не только непосредственно на концертах, но и во время репетиций, и в быту, а то и специальные постановочные фотосессии устраивают.

Почему многим нравится фотографировать музыкантов? Причин тут можно назвать несколько. Первая, и, пожалуй, самая главная – музыканты просто сами по себе хорошие люди, и фотографу  с ними обычно бывает очень легко и приятно работать. Талантливый человек  чаще всего, талантлив во всем, в том числе и в общении с другими людьми. Интересную причину назвал один  известный музыкальный фотограф. Он сказал, что ему просто нравится работать под хорошую музыку. И работаешь, и отдыхаешь одновременно. Время летит т быстро, и усталости при этом совершенно не чувствуется.

В нашей сегодняшней статье мы хотим поделиться с вами некоторыми секретами, которые, мы надеемся, помогут вам в работе над музыкальными проектами в своем фототворчестве. Причем, эти советы пригодятся вам при съемке любых музыкантов, будь то известные и раскрученные звезды, или просто молодой самодеятельный коллектив, собирающийся поиграть для узкого круга гостей или просто друзей в каком-нибудь подвале или маленьком зале дома культуры на окраине города.

Совет первый. Получите разрешение на съемку

О съемке обязательно нужно договариваться заранее. Делать это нужно с самими музыкантами, точнее, с их руководителем. А если группа уж очень «звездная» и известная, и непосредственно с самими ее участниками напрямую пообщаться не предоставляется никакой возможности, то все переговоры о съемке лучше вести  с агентом или продюсером этого творческого  коллектива.  Пообещайте музыкантам предоставить копии тех снимков, что вы сделаете на концерте или репетиции.

Ну, а если концерт проходит не в зрительном зале, доступ в который обычно осуществляется по билетам, а в рамках какого-нибудь фестиваля или другого массового мероприятия на городской площади или где-либо еще, то о съемке заранее можно не договариваться. По крайней мере, законы многих  государств не запрещают вести такие съемки.

Совет второй. Освещение

Не рекомендуем фотографировать музыкантов со вспышкой. Особенно на концерте. Вспышка отвлекает внимание зрителей от самого концерта, от наслаждения музыкой, а так же отвлекает внимание и самих музыкантов. Более того, неожиданный яркий импульс вспышки может попросту ослепить находящихся на сцене,  и тогда есть риск того, что они сфльшивят в своей работе. А если на сцене танцоры – то они вообще могут упасть и даже травмироваться.

Многие начинающие и неопытные фотолюбители часто наивно полагают, что если темно в зале, значит темно и на сцене. Нет, на сцене как раз всегда и бывает очень хорошее и вполне достаточное для фотосъемки освещение,  и во вспышке в этом случае просто нет никакой необходимости. Правда, в некоторых случаях лицо того или иного музыканта может оказаться в тени. Но тут можно просто подождать, когда наступит более благоприятный для съемки момент: или сам музыкант переместится в другую, более освещенную точку сцены, или осветители направят прожектор непосредственно на этого музыканта. Концерт-то не три минуты длится обычно! Ну, а что касается параметров экспозиции – тут вам поможет ее точечный замер.

Совет третий. Светочувствительность

Учитывая всё то, о чем мы рассказали в предыдущем разделе нашей статьи, если вы будете работать на концерте музыкальной группы без вспышки, то светочувствительность нужно выставлять как минимум около 800 единиц ISO. Хотя в некоторых случаях можно снимать и на 400 единиц.

Совет четвертый. Старайтесь не мешать окружающим!  

Фотограф не должен отвлекать на себя внимание зрителей, присутствующих на концертах или каких-либо других массовых мероприятиях. Вот поэтому, собираясь на подобного рода съемку, позаботьтесь о своем внешнем виде. То есть яркие, модные и вызывающие одежды и прически нужно исключить.  Темная неброская майка или свитер, джинсы и мягкие и удобные кроссовки – вот идеальный вариант одежды для музыкального фотографа, снимающего на концертах. Кстати, фотограф может отвлечь на себя внимание не только сидящих в зале зрителей, но и находящихся на сцене музыкантов. И тогда они могут просто-напросто сбиться с нот… И вообще на глаза музыкантам фотографу во время концерта лучше не попадаться.

Для работы в темном зале ночного клуба или в небольшом концертном зале рекомендуем иметь при себе маленький фонарик. Таким фонариком хорошо подсвечивать аппаратуру, если вам будет нужно изменить какие-то ее настройки в зависимости от ситуации. Но, опять же, не отвлекайте при этом внимание других!

Не мешайте зрителям смотреть и слушать концерт. Старайтесь не перекрывать зрителям обзор сцены. Если вы чувствуете, что мешаете кому-то из них – отойдите. Или, в крайнем случае, быстренько сделайте несколько снимков и отходите в строну, не стойте спиной к зрителям.  Им совершенно не интересна ваша спина, тем более, что перед глазами сидящего в кресле человека будет совсем не спина стоящего перед ним, а то, что пониже спины.  Уважайте зрителей. И вообще рекомендуем как можно меньше времени находиться в пространстве между сценой и первым рядом партера.

Советуем прийти в концертный зал пораньше и «пристреляться» к сцене с разных его точек. А по ходу самого концерта быстро и незаметно подходить в нужные вам точки, делать серию снимков за 5-10 секунд, и так же тихо и незаметно отходить в сторону.

Совет пятый. Чем громче музыка – тем лучше для фотографа!

Если музыка звучит довольно громко, то снимать всегда можно спокойно, не опасаясь того, что звук затвора во время его срабатывания отвлечет на себя внимание публики. Но вот если со сцены льется тихая и плавная мелодия, если у микрофона стоит один вокалист и поет какую-то нежную, негромкую песню – создавать посторонние шум, нарушать созданную музыкантами атмосферу в зале, можно сказать, просто преступно. Ведь в обычное время тихий, казалось бы, «щелчок» фотоаппарата в зале с хорошей акустикой в такой момент может прозвучать громким выстрелом. Вот почему настоятельно рекомендуем заранее познакомиться с репертуаром музыкантов, которых вы фотографируете. И во время исполнения ими подобных композиций от съемки вообще лучше просто отказаться, или фотографировать  с величайшей осторожностью.

И еще одна деталь, которая кому-то может показаться незначительной мелочью. Если вы идете снимать рок-концерт – прихватите с собой беруши. Как известно, фотограф во время концерта обычно находится где-нибудь сбоку от сцены, причем непосредственно перед ней. То есть как раз там, где обычно и устанаваливают звуковые колонки. В концертных залах эти колонки, как известно, очень мощные, а музыка, исполняемая рок-музыкантами, громкая, ритмичная и резкая. Она запросто может оглушить вас и повлиять на ваше физическое самочувствие. Вот поэтому – берегите свои уши!

Совет шестой. Ждите паузы

Как мы уже говорили сегодня, на концертах лучше фотографировать без вспышки. Из этого плавно вытекает одна простая истина: снимать вам придется на длинных выдержках, где-то примерно в 1/60, 1/30 долю секунды а то и длиннее. И если музыкант или другой исполнитель во время съемки будет находится в движении – ну, например, махать руками, прыгать или просто танцевать, то изображение на снимке может получиться смазанным. Вот поэтому  вам нужно пристально следить за исполнителями и ловить для съемки такой момент, когда они максимально неподвижны. Кстати, в некоторых случаях длинные выдержки можно использовать и себе на пользу, как своего рода творческий прием. Попробуйте, например, поснимать рок-концерт на выдержке примерно в полсекунды или даже в одну секунду. Смазанные движения, всевозможные блики от гитар или прожекторов создадут неповторимую картинку! А если вы попробуете пофотографировать таким образом джазовый оркестр, в котором множество блестящих духовых музыкальных инструментов, то результат может приятно удивить вас.

Очень часто фотографы, снимающие на концертах, в своей работе используют штативы или моноподы. Моноподы в этом случае  предпочтительнее, так как с ними намного легче перемещаться по залу.  И, вдобавок, если камера будет находиться на штативе, фотографу сложно бывает подобрать нужный ракурс для съемки. Ведь иногда вам захочется поснимать  с нижней или с верхней точки… С моноподом или с рук сделать это вам будет намного удобнее.

И вообще, как говорят специалисты, съемка на концерте в чем-то даже сродни фотографированию спортивных соревнований. Подавляющее большинство ваших снимков всегда будут неудачными, и их удел – корзина. Но в этом нет ничего страшного. Ведь чем больше вы сделаете кадров, тем больше у вас будет возможность выбрать из них самые лучшие, а то и просто великолепные. Так что снимайте больше. Тем более, сегодня вам для этого не нужна дорогостоящая фотопленка и другие расходные материалы.

Совет седьмой. Каким объективом фотографировать

Снимать музыкантов лучше всего объективами с постоянным фокусным расстоянием, или, как их на своем языке называют профессиональные фотографы, фиксами. Почему не зумами, спросите вы, то есть объективами с переменным фокусным расстоянием? Ведь, казалось бы, это намного удобнее: захотел – «отъехал» от объекта, захотел – «подъехал» к нему. Но тут все дело совсем в другом. А именно в светосиле объектива. Объективы с фиксированным фокусным расстоянием обычно значительно светосильнее свои собратьев с переменным фокусным расстоянием. Если освещение при съемке достаточно хорошее, то  зум с диапазоном 28-80 миллиметров и диафрагмой f/4 еще может вас радовать. Но если света будет чуточку меньше – то уже лучше будет работать фиксами. Основной набор фиксов для съемки концерта может быть примерно таким: широкоугольник с фокусным расстоянием 24 миллиметра и диафрагмой f/2,8, так называемый «полтинник» с фокусным расстоянием около 50 миллиметров и диафрагмой f/1,2, и длиннофокусник с фокусным расстоянием 80-85 миллиметров и диафрагмой f/2.8. Если же вы будете снимать зумами с диафрагмой f/4,5 или около того, то снимки у вас будут попросту смазанными, так как фотографировать вам придется на длинных выдержках.

Совет восьмой. Долой всё лишнее из кадра!

При любой съемке всё лишнее из кадра нужно безжалостно удалять. Ненужные  детали могут не только испортить композицию кадра, отвлечь внимание зрителя от главного в нем, но порой и стать поводом для насмешек и прочих казусов. Убирать все лишнее из кадра, по возможности, нужно еще на этапе фотографирования. Хотя сегодня это можно сделать и во время постобработки снимков на компьютере при помощи всевозможных графических редакторов. Сами музыканты не всегда думают о том, что находится около них на сцене. Для них самое важное – это музыка, и это вполне естественно. Вот поэтому различные бутылки с водой, одноразовые стаканчики, всевозможные салфетки и огромное количество других мелочей их совершенно не смущают. Но это должно волновать вас, фотографов. Такие «посторонние включения» в кадр ни коим образом не красят его. А, стало быть, и вас, как мастера фотографии. Так что, по возможности,  если вы хорошо знакомы с музыкантами, позаботьтесь сами об отсутствии этого «мусора» на сцене.  Или попросите об этом кого-нибудь из доверенных лиц этих музыкантов.

Совет девятый. Отразите в своем репортаже с концерта взаимоотношения музыкантов группы

Снимки, в которых переданы эти отношения, могут стать прекрасной «изюминкой» вашего фоторепортажа с концерта. Музыканты, находясь на сцене, постоянно общаются между собой. Причем, эти знаки общения далеко не всегда видны простым неискушенным зрителям. Ведь музыканты могут общаться между собой не только словами, но и жестами, мимикой, какими-то другими путями. Иногда они могут и подшутить друг над другом. Разгадать этот язык, этот своего рода код – задача далеко не из легких. Но хотя бы попробовать сделать это всегда стоит. Последите за музыкантами во время концерта повнимательнее. Кто знает, возможно, удача улыбнется вам!

Совет десятый. Позаботьтесь о своем архиве

Собственный фотоархив – дело крайне серьезное. Вы никогда не сможете предположить, что из отснятого вами материала вам понадобится спустя пять, десять или двадцать лет. Быть может, снимаемая вами вчера в подвальчике с обшарпанными стенами рок-группа через какое-то время затмит своим талантом и своей популярностью кумиров нынешних лет и станет предметом для восхищения и почитания будущим поколениям. Вот поэтому не поленитесь заняться  грамотной организации своего архива. При каждой съемке постарайтесь сделать несколько кадров или даже видеозапись окружающего пространства, места, города, в котором проходило освещаемое вами событие. К тому же, и память вас может подвести. Так что подписывайте снимки и папки со снимками. Ну, например: «Концерт группы «Квадратный апельсин» в Доме культуры села Пыхтелкино Вологодской области. 4.10.2016 г.». Ну, и пару картинок этого самого села Пыхтелкино в папку кинуть не забудьте. 

А вообще, фотографируйте всё. Ну, конечно, не всё подряд… Фотографируйте интерьеры залов, какие-то детали, музыкантов крупным планом во время репетиций, различных людей, которые обычно работают над концертом, но не видны зрителю:  осветителей, звукорежиссеров, костюмеров  и прочий обслуживающий персонал. Интересными обычно бывают снимки, на которых изображены известные артисты в непринужденной обстановке. Ну, например, пьющие чай или кофе, или общающиеся со своими фанатами. Всё это только украсит ваш репортаж!

Удачи вам! Надеемся, что наши сегодняшние советы не станут для вас лишними, и обязательно пригодятся вам в работе.