Все о цифровой фотографии

Многие фотографы, особенно начинающие, почему-то считают, что приличный  фотопортрет можно создать только в хорошо оснащенной фотостудии. Но, уверяем вас, такое мнение глубоко ошибочно! В этой статье мы постараемся убедить вас в том, что великолепный портрет можно сделать и вне фотостудии. Сегодня мы хотим вам рассказать об эко-фотографии.

Что же такое эко-фотография? Эко-фотография - это целое направление в фотоискусстве, которое стремится показать нам человека в естественной среде своего обитания. Фотографы, работающие в этом направлении, создают портреты людей не в фотостудии, а там, где живут портретируемые, где они работает… Проще говоря, там, где они чувствует себя свободно, раскованно  и естественно. Эко-фотография – занятие очень интересное. Фотопортреты, сделанные в этом жанре, обычно очень хорошо раскрывают характер человека, показывают его душевное состояние в тот или иной момент. Хороший эко-фотограф должен суметь в одном кадре рассказать всю историю человека! Человек, застигнутый фотографом неожиданно, в привычном ему месте и состоянии, раскрывается совершенно по-другому, нежели модель, позирующая в уютной фотостудии. Плюс ко всему, самому человеку в кадре хорошо «аккомпанирует» и сам антураж того места, окружение, в котором создан эко-портрет. Даже если он и не очень экзотичен на первый взгляд.

Эко-фотография – процесс достаточно сложный, он требует от фотографа  определенных навыков и умений. Но если такой портрет удался, если он сделан грамотно – то результат может впечатлить любого зрителя.

Фотограф из Австралии Дрю Хоппер (Drew Hopper) – известный мастер, работающий в направлении эко-фотографии. Хоппер специализируется в основном на съемке в экзотических странах. Он много путешествует, ведет блог в Интернете, и вообще активно показывает в сети свои работы. Этническая съемка этому фотографу очень интересна, и, надо сказать, эта тема ему замечательно удается. Он преуспел в съемке художественных портретов в среде обитания своих персонажей. Дрю Хоппер хорошо знает культуры различных народов мира, и их историю, быт и нравы людей самых разных национальностей, живущих порой  в самых дальних и недоступных уголках мира.

Наша сегодняшняя статья основана на советах Дрю Хоппера фотографам, которые  решили заняться эко-фотографией. Познакомившись с советами мастера, и вы, наши уважаемые читатели, сможете сделать первый шаг в постижении этого увлекательного направления в фотоискусстве, хоть немного научиться передавать атмосферу того места, где вы планируете снимать. Познакомитесь с тем, как правильно передавать на фотографии характер портретируемых, которые находятся в естественной для себя среде. И если все это заинтересует вас, если вы поймете суть эко-фотографии, то тогда, возможно, и сделаете свой самый лучший снимок.

Совет первый. План съемки составляйте заранее

Собираясь в поездку для съемки интересных портретов в жанре эко-фотографии, первым делом составьте для себя четкий план своей работы. Особенно это касается поездки в экзотические уголки земного шара. Для того, чтобы полноценно и всесторонне передать уникальность культуры и быта людей, проживающей в местности, в которую вы держите свой путь, нужно заблаговременно изучить особенности культуры, быта и вообще жизни этого народа. Если вы не будете знать ничего этого, снимки у вас получатся неинтересными и бессодержательными. Вы не сможете подчеркнуть уникальность того, что будет изображено на ваших фотографиях.

Заранее подумайте так же и о переводчике, о проводнике, о других помощниках, без которых порой обойтись бывает очень трудно. Узнайте, нужно ли получать какое-либо разрешение разных лиц при фотографировании в том или  ином месте. Ну, например, обычно не разрешают вести съемку в различных храмах и на богослужениях вне стен храма. Но если вы заручитесь разрешением представителя этого храма, то можете смело фотографировать и на богослужении. Не забудьте при этом и этические моменты. Всё ли будет снимать удобно и допустимо. Так же могут возникнуть и проблемы с модель-релизами (правами на публикацию людей, изображенных на вашем снимке) при коммерческом использовании ваших будущих фоторабот. Проработайте так же и другие детали предстоящей поездки. Постарайтесь при этом учесть все мелочи.

Совет второй. Всё определяет место съемки

Найти идеальное место для проведения съемок -  дело достаточно сложное. Ведь, как мы уже говорили выше, окружение, в котором вы решите показывать того или иного человека, имеет очень большое значение для успеха портрета. Оно в огромной степени влияет на конечный результат вашей работы.  Эко-фотографу порой очень подолгу приходится искать подходящее для съемки место. Ведь оно, это место, должно быть запоминающимся для зрителя, помогать создавать образ портретируемого. Для того, чтобы всё у вас получилось, нужно детальнейшим образом изучить регион, где вам предстоит работать, быт и культуру людей, живущих в нем. Может быть, вам удастся найти такое место, где коренные жители этих мест чувствуют себя комфортно, свободно, где они ничем не скованы и ведут себя естественно. От этих, и многих других деталей и нюансов, зависит, удастся ли вам создать хорошую фотографию, или нет. Сможете ли вы нажать на спусковую кнопку затвора своего фотоаппарата именно тогда, когда ваш персонаж посмотри именно так, как вам нужно, именно так повернет голову, на его лице будет именно то выражение, которое вы ожидаете… Важно поймать, уловить и, главное, передать в фотопортрете состояние человека. Но никогда не забывайте, что фон в эко-фотографии никогда не должен оттягивать на себя внимание зрителя от главного персонажа снимка, не должен быть главным в вашей работе.

Совет третий. Коммуникация - это важно

Когда вы работаете с людьми, в том числе и при их фотографировании, вам просто необходимо налаживать с ними отношения. Без этого просто никуда. А если вы находитесь в чужой, совершенно незнакомой для вас стране – как быть в таком случае? Ведь вы не понимаете язык жителей этой местности, не можете общаться с ними напрямую. Это в значительной степени осложняет работу эко-фотографа. Но, тем не менее,  и из этой ситуации выход найти вполне возможно. Самый простой – познакомиться с кем-нибудь из местных жителей, кто согласился бы сопровождать вас в путешествии по стране и смог бы выполнять при этом обязанности переводчика. К тому же, такой помощник из местных окажет вам содействие, например, в получении разрешения на съемку у представителей официальной власти, обеспечит контакт с людьми. Нужно учитывать, например, что в каких-то странах люди не любят фотографироваться. Появление иностранца с фотоаппаратом, направленным в их строну, может вызвать самую разную, порой неожиданную реакцию: от легкого смущения и раздражения до проявления открытой агрессии. А в других странах местным жителям наоборот нравится, когда их фотографируют. Но это встречается намного реже, и чаще всего в туристических центрах, где много приезжих.

К тем, кого вы хотите сфотографировать, нужно относиться благожелательно, с уважением. Не забудьте улыбаться ему во время работы и после окончания фотографирования обязательно поблагодарите свою модель! А если кто-то не захочет оказаться героем вашей фотографии – отнеситесь к этому с пониманием и не настаивайте на своем. Найдите кого-нибудь другого!

Совет четвертый. Поза – это важно не менее!

У человеческого тела существует язык, на котором оно говорит. Это его динамика, взгляд, выражение лица, жесты и многое другое.  Всё это передается намного лучше, если фотографируемый чувствует себя естественно, если присутствие  посторонних людей не заставляет его, что называется, «зажиматься». Когда человек находится в привычной для него позе, в привычном окружении, он чувствует себя легко. Если портретируемый напряжен – это всегда будет видно на фотографии!

Самая привычная и удобная поза практически для любого человека – если он сидит, прислонившись к чему-нибудь. К спинке стула или дивана, например. Или просто, сидя на земле, прислонившись к стене. Эту привычную позу и можно взять в качестве отправной точки для начала работы. Совсем не обязательно добиваться того, чтобы портретируемый смотрел в объектив вашего фотоаппарата. Будет намного лучше, если человек будет сосредоточен на своем деле, на работе, которой он в этот момент занимается.   Фотографу нужно уметь наблюдать за человеком в эти минуты, и в нужный момент нажать на спусковую кнопку затвора. Это очень важно – поймать ту самую секунду, которая никогда уже больше не повториться.

Естественность портретируемого особенно важна, если вы поставили перед собой цель сделать портрет крупным планом. В жанре эко-фотографии фотографу ни в коем случае не нужно искусственно выствлять позу модели! Это не только нарушит естественность ситуации, отраженной на снимке, но так же может вызвать и негативную реакцию со стороны самого портретируемого. Например, в исламских странах постороннему мужчине нельзя прикасаться к женщине. В том числе, естественно, и фотографу. Если у вас возникла необходимость как-то скорректировать позу модели, или вы хотите сделать ей какие-то замечания, или высказать определенные пожелания, то будет намного лучше, если вы сделаете это словесно. Если не удается всё выразить словами, продемонстрируйте желаемую позу сами.

Совет пятый. Добавляйте в кадр драматичность!

Драматичность сюжета – очень важная составляющая портрета, выполненного в жанре эко-фотографии. Эта драматичность обычно очень хорошо передает характер происходящего. В этом деле самым лучшим помощником фотографу, пожалуй, является свет. Но свет нужно уметь правильно использовать. С выносной накамерной вспышкой новичку обычно бывает работать сложно. Вот поэтому мы рекомендуем обратить особое внимание на естественный свет, который сложился в  помещении, в котором вы работаете,  или на натурное освещение вне стен какого-либо здания. Естественный свет может быть весьма эффектным и красивым.

Фотографу очень важно разобраться в том, как изменяется освещение того или иного места в зависимости от точки съемки или от расположения самого портретируемого, которого вы снимаете.  Освещение всегда очень активно влияет на настроение портрета. Свет, направленный под резким углом, хорошо «рисует» рельеф лица, морщинки, фактуру кожи человека.  Полутьма подчеркнет выражение лица…

Если у вас получится затенить задний план портрета, или если вы найдете такую точку съемки, при которой  фон будет темнее переднего плана, и ярко подсветите лицо вашей модели, то это создаст на снимке хороший контраст. Ну, например, портретируемого человека можно разместить у окна или какого-нибудь другого источника света. В эко-фотографии таким источником света может стать не только лампа, но так же и костер или очаг. Фотограф вообще может осветить только часть фигуры человека. На затемненном фоне очень хорошо смотрятся горящие свечи или дым.

И вообще, с освещением всегда нужно экспериментировать. Свет – потрясающий инструмент фотографа. Один из самых главных его инструментов. Никогда не забывайте, что фотография в переводе – это светопись. Художник рисует красками, а фотограф – светом.   

Совет шестой. Не игнорируйте постобработку!

В техническом мире нет ничего, совершенного до идеала. В том числе это касается и фототехники. У любой, даже самой совершенной и дорогой фотокамеры, есть определенные технические ограничения. Никакая фотокамера, никакой фотообъектив  не способны передать все оттенки, все нюансы сложного природного освещения, сложной цветопередачи. Взять, к примеру, съемку на улице в ясный и солнечный полдень. В таких условиях не исключено попадание в объектив прямых солнечных лучей.  А это неизбежно вызовет к потере мелких, да и не только мелких, деталей изображения. Если ваша  модель подсвечена сзади, или часть фигуры портретируемого находится в тени (как пример – широкополая шляпа, являющаяся непременным атрибутом многих сельских жителей экзотических южных стран, затеняющая лицо), то у вас могут возникнуть определенные сложности. Передвинуть модель в другое место возможно далеко не всегда. В этом случае, если  выставить экспозицию по лицу модели, то небо окажется в глубокой передержке и на изображении резко повысится зернистость. Вот как раз в таких случаях  вам на помощь и должна прийти постобработка изображения на компьютере при помощи различного рода  графических редакторов. Эти программы, в частности,  помогут восстановить и потерянные детали.   

Совет седьмой. На помощь приходит ISO

Никто не будет спорить с тем, что при желании получить технически качественную картинку, ISO нужно снизить до минимально допустимого значения. Но, тем не менее, современная фототехника стала столь совершенной, что позволяет получать замечательные результаты и при работе даже на ISO в 1600-3200 единиц, а порой и больше.

Естественно, что высокое значение ISO дают фотографу возможность вести съемку на коротких выдержках. А это, в свою очередь, позволяет уловить тот самый момент, о котором мы сегодня уже говорили выше. Тот момент, в который портретируемый проявляет в кадре всего себя по максимуму. Плюс ко всему, высокое значение светочувствительности (ISO) при плохой освещенности позволяет фотографу работать без штатива, да и вообще повышает его маневренность и дает целый ряд других преимуществ.

При съемке на высоких значениях ISO многие боятся так называемого цифрового шума. Не стоит  бояться этого. Цифровой шум сегодня легко удаляется при постобработке.

Совет восьмой. Модель-релизы. Помните и о них

Что такое модель-релиз? Это контракт, или, проще говоря, договор, который фотограф заключает с тем человеком, которого он фотографирует. Модель-релиз дает возможность автору снимка освободить себя от ответственности в  том случае, если фотография окажется опубликованной на страницах газеты или журнала, в других СМИ или просто в социальных сетях в Интернете. Частная жизнь любого человека во многих странах охраняется законом,  и поэтому публикация фотографии без ведома изображенного на ней может быть наказуема. Судебный иск тут вполне реален. Вот поэтому вам никогда не помешает обезопасить себя заключением такого договора. Грамотно составленный модель-релиз оговаривает условия, на которых и та и другая из договаривающихся сторон могут использовать данную фотографию. Тем более, что сейчас даже в смартфонах существует огромное количество  приложений, позволяющих сохранять те или иные сведения о модели. Используя эти приложения, вам нужно всего лишь заполнить необходимые графы в форме, и быстро получить подпись модели. Кстати, подпись любого человека в современных условиях можно легко получить с помощью сенсорного отпечатка пальца. Экономия времени при этом просто очевидна.

Ну,  вот, пожалуй, и все советы Дрю Хоппера начинающим эко-фотографам. Хочется думать, что увлечение таким интересным направлением в творчестве, как эко-фотография, доставит удовольствие не только вам, фотографу, но и многим сотням, а может быть даже и тысячам зрителей,  которые с большим наслаждением будут рассматривать ваши фотографии на экране своего компьютера или в газетах и журналах. А может быть даже и на престижных фотовыставках в известных музеях и выставочных залах.

Но не забывайте, что всему на свете нужно учиться. В том числе и эко-фотографии.