Градиентные фильтры в пейзажной фотографии

Золотой час в фотографии - быстротечное время и не оставляет возможности долго раздумывать, выставлять композицию, ловить удачный кадр. Зато снимки, сделанные в этот период, станут гордостью любого фотографа. Бывают и такие случаи, когда ждать подходящего освещения просто нет возможности.

При очень ярком солнце фотографии получаются плоскими и блёклыми или же появляются резкие тени и контрасты. Матрица не способна передать всё то, что мы видим. В этой ситуации могут выручить градиентные фильтры. Фотограф из Ванкувера Барри Дж. Брэйди (©Barry J Brady) подготовил для любителей пейзажной съёмки статью о нейтральных фильтрах.

ND-фильтры уменьшают количество света, попадающего на матрицу. При этом появляется возможность шире раскрыть диафрагму и уменьшить глубину резкости, сильнее отделяя объект от фона и сохраняя деталировку.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

Сейчас в мире фотографов всё больше разгораются дискуссии о целесообразности использования ND-фильтров. Современные технологии позволяют сделать постобработку, например, Photoshop, “смешав” несколько кадров или создать HDR. Спорить тут, конечно, можно бесконечно поскольку данный вопрос относится к личным предпочтениям и профессионализму. Брэйди, например, для съёмки в “золотые часы” применяет фильтр чтобы показать все краски неба и игру света, а при фотографировании звёздного неба предпочитает делать несколько кадров и потом их совмещать, поскольку при максимальном ISO легко передержать сцену. В случае же когда вы хотите добиться шелковистой гладкой поверхности воды на фотографии, без ND-фильтра вообще не обойтись.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

По своей сути светофильтр - это кусок градиентно окрашенного в серый цвет стекла или пластика. Он не придаёт фотографии какой-либо оттенок, поэтому и носит название нейтрального.

Часто при пейзажной съёмке возникает сложность в экспонировании. Если выставлять настройки по небу - передний план оказывается тёмным, если же ориентироваться на ближние объекты, то небо передерживается, теряя краски. Проблему можно устранить с помощью последующей обработки Photoshop, но можно и воспользоваться градиентными фильтрами. Этим вы сэкономите время и не потеряете ни одной детали сцены. Градиентные фильтры помогают грамотно выставить свет, не передержать более яркую часть фотографии.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

Чаще всего ND-фильтр применяется во время “золотого часа”. Днём же они незаменимы в случаях, когда необходимо снизить время срабатывания затвора, сделав движущийся объект размытым. С помощью градиентного фильтра вы добьётесь динамичной дневной сцены с хорошо выделенными деталями. Также нейтральный фильтр будет полезен для уменьшения разницы между небом и передним планом. Если небо получается слишком ярким, а передний план - тёмный, то уместно воспользоваться ND Grad.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

Чтобы фильтры отработали своё предназначение, и не оставили разочарования учитывайте при выборе их характеристики. Первое - жёсткий или мягкий переход. В первом случае вы получаете резкую границу между тёмной и светлой частями фильтра. Это пригодится при съёмке пейзажа с чёткой линией горизонта. Во втором же варианте переход плавный. Такой фильтр может применяться, например, в лесу или при создании городского пейзажа. Фильтры подразделяются и по степени насыщенности для компенсации освещения различной интенсивности. Более тёмное или светлое покрытие выбирается в зависимости от динамического диапазона.

ND Grad подразделяются на такие виды:

  • 0,3, или f-stop (по диафрагме);
  • 0,45, или диафрагма 1,5;
  • 0,6 – диафрагма 2;
  • 0,75 – диафрагма 2,5;
  • 0,9 – диафрагма 3.

Грамотно рассчитывайте все параметры для создания качественного пейзажа с передачей всех деталей и неба, и переднего плана. При желании фильтры можно совмещать.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

Использовать ND-фильтры несложно, освоив несколько технических деталей.

Выделяются следующие этапы:

  1. камера фиксируется на штативе. Настройки выставляются по переднему плану;
  2. считываются показатели при наведении камеры на небо;
  3. разница в параметрах уменьшается при помощи светофильтра так, чтобы между частями сцены было не более одного стопа. Например, если небо на три уровня ярче переднего плана, то используется ND Grad 0.6, блокирующий две ступени диафрагмы;
  4. настраивается лучшее положение градиента, подбор жёсткого или мягкого края;
  5. определяется экспозиция для переднего края и создаётся снимок;
  6. при необходимости вносятся коррективы

Для того чтобы добиться результата нужна практика.

Gradientnye_filtry_v_peyzazhnoy_fotografii

Доведёт снимки до совершенства постобработка с применением программ Lightroom или Photoshop. Сам Брэйди, как правило, работает со слоями над небом и передним планом, настраивая их по отдельности. Вообще обработка зависит лишь от поставленных задач и умений фотографа.

Для начинающих фотографов подойдут фильтры Cokin, для взыскательных профессионалов - ND Grand ручной работы и премиальные бренды.

Но что бы вы не выбрали определяющим будет вкус, хороший глаз и отточенная техника фотографа.

Нажмите ESC чтобы закрыть