Все о цифровой фотографии

Христиан Хойберг – норвежский фотограф-путешественник, специализирующийся на пейзажах. Его страсть к исследованиям дала возможность сфотографировать много красивых и уникальных мест. Христиан с удовольствием делится своими знаниями и обучает фотографов всех уровней.

Как он сам говорит, с самого начала карьеры его привлекала вода. Будь то океан или водопад. Вода очаровывала. В представленном уроке Христиан Хойберг делится своими приёмами съёмки водопадов.

Оборудование

Съёмка водопадов может быть сложной. Вы во время съёмки оказываетесь в реке, в множестве брызг, поэтому и вы, и оборудование можете промокнуть. Мало сделать пару снимков и уйти. Для того чтобы захватить красоту, оборудование должно быть особым.

Прочный штатив

Техника длительной экспозиции очень популярна при фотографировании водопадов. Удерживать камеру неподвижно несколько секунд без штатива невозможно. Его применение гарантирует резкое изображение водопада.

Обратите внимание на слово «крепкий». Причина, по которой я акцентирую на этом внимание, проста: вы часто будете находиться в сильном потоке. Дешёвый лёгкий штатив быстро опрокинется.

 

Фильтры

Они очень помогут вам. Используйте фильтр для уменьшения бликов и отражений, либо для размытия воды. Поляризатор отлично работает для удаления нежелательного блеска и увеличения времени выдержки. Использование  ND-фильтра также отлично подходит для фотографирования водопадов. Он позволит получить более высокую выдержку, но она не уберёт блеск воды.

Аксессуары

Штатив и фильтры - определяющие инструменты, но есть некоторые аксессуары, которые облегчат задачу и сделают изображение более чётким.

Пульт спуска затвора. Он уменьшает количество вибраций камеры. Повышение чёткость при его использовании очень заметно.

Ткань из микрофибры. Проблема съёмки водопадов – брызги воды. Они будут вне зависимости от того где вы располагаетесь. Мелкая водяная пыль будет всюду, даже если это мало заметно. Использование тряпочки из микрофибры позволит вам держать линзу сухой, без капель и грязи. Это облегчит постобработку, поскольку вам не придётся тратить времени на удаление брызг.

Воздуходувка. Большинство людей используют её для чистки фотоаппарата, но это не все её положительные свойства. Ещё одна проблема съёмки водопадов – конденсат. Объектив или фильтр может покрываться росой так, что вы почти ничего не сможете увидеть на изображении. Воздуходувка вместе с салфеткой устранят эту проблему.

Дождевик. Он может потребоваться не каждый раз, но периодически он бывает важен. Он не защитит стекло, но позволит оставаться сухой самой камере. Без дождевика есть  риск вернуться домой с неработающей камерой.

 

Методы

Нет чётких правил. То, что для одного красиво, может казаться некрасивым для другого. Описанное ниже используйте не как руководство, а как советы.

Поиск точки съёмки

Изменение точки съёмки может кардинально изменить изображение. Выбор обусловлен местоположением и пейзажем. Автор данных советов предпочитает низкую перспективу, поскольку это даёт лучший передний план.

Обойдите район вокруг водопада, поищите композицию и перспективу. Когда вы найдёте место съёмки, которое вам нравится, попробуйте опустить камеру до уровня земли, поднимите до уровня глаз и выше. Эти действия помогут вам сделать выбор.

Как уже было сказано, автор советов предпочитает низкую точку съёмки и приближается к воде. Это и отличает его фотографии от других.

На изображении ниже камера была в 10 см от воды. Использование такой низкой перспективы помогло в полной мере показать поток на переднем плане. Это поменяло изображение и сделало хорошую композицию.

 

Другая фотография, сделанная в Орегоне, имеет гораздо более высокую перспективу. В данном случае камера была на высоте 1-1.5 м над землёй. Из-за отсутствия интересных передних планов и плотной композиции более высокая точка съёмки работала лучше.

Используя элементы вокруг, в данном случае кусты, вы можете заполнить рамку фотографии интересными темами.

Стремление к низкой драматичной перспективе является общей ошибкой. Это хорошо, но не всегда. В первую очередь для этого должен быть интересный передний план. Обратите внимание на изображение ниже. Что под водопадом? Кроме камней ничего. Если бы там была вода, то передний план бы удался, но этого нет.

 

Заполняйте рамку тем, что вы считаете прекрасным. Для этого снимите камеру со штатива  и посмотрите на композицию с разных сторон. Возможно, более высокая перспектива заполнит рамку лучше, чем низкая.

Выдержка

Вы все видели изображения с белым шелковистым потоком. Как это возможно?

Обратим ещё раз внимание на оборудование: штатив, пульт дистанционного управления, поляризационные и ND-фильтры. Это можно сделать и без фильтров, если вы фотографируете во время сумерек или на рассвете, но часто фильтры бывают не лишними, при ярком свете. Эта техника невозможна без штатива.

Эффекта шелковистой воды можно добиться, применяя длительную выдержку. В зависимости от ожидаемого результата этот показатель может быть от нескольких секунд до нескольких часов. Установка выдержки в 1 секунду может стать сложной задачей днём, даже если вы снимаете с диафрагмой 22.

Чтобы этой проблемы избежать, вы можете применять фильтры для уменьшения количества света, не жертвуя при этом диафрагмой. Ранее уже было сказано о CPL и мягком ND-фильтре.

 

Выдержка зависит от скорости воды и желаемого эффекта. На фото выше скорость затвора была 0.4 секунды, чтобы получить мягкий эффект.

У использования длительной выдержки есть ещё одна проблема. Фотографируя реку, вы замечаете, что кусты и деревья тоже получаются смазанными из-за ветра. Исправить это сложно, но можно. Вот несколько советов:

  • Дождитесь момента, когда ветер стихнет.
  • Измените скорость затвора. Попытайтесь увеличить скорость затвора. Правда, вы можете потерять шелковистый эффект, поэтому делайте выбор: идеальный размытый водопад с нечёткими деревьями вокруг или резкое окружение и не идеальный водопад.
  • Захват нескольких экспозиций. Метод более совершенный, но требует навыков в работе с . Вы берёте одну экспозицию, где хорошо получился водопад, затем делаете ещё одну фотографию с более высокой скоростью затвора, которая делаёт чёткой окружающую среду. Затем во время постобработки смешиваете изображения и получаете идеальный снимок.

 

 

Выбирайте время суток

Как и в любой другой пейзажной фотографии, свет здесь очень важен для получения хорошего снимка. Многие фотографы работают только на рассвете или в сумерках. Также и с водопадами.

Свет, бесспорно, лучше во время захода или заката из-за низкого положения солнца относительно горизонта. Свет в это время особенно мягкий. При фотографировании днём, вы заметите, что вода сильно бликует, а может вообще иметь металлический вид. Окружающая среда тоже влияет на внешний вид воды, делая её менее привлекательной. Когда солнце низко, проблема не столь заметна. С этой точки зрения восход или закат идеальное время для съёмки.

 

Всё же можно фотографировать водопады и в полдень. Погода при этом должна быть облачной. Свет солнца будет не таким ярким и жёстким, количество бликов тоже уменьшится.

Безопасность аппаратуры

Ранее мы уже упоминали, что часто съёмка водопадов заставляет быть в центре реки, где много брызг. Это ведёт к намоканию камеры. Вот несколько советов, которые помогут сохранить вашу камеру и избежать пятен на фотографии.

Ткань из микрофибры была уже упомянута. Вам придётся вытирать линзы после каждого снимка.

 

При создании этого снимка пришлось постоянно вытирать объектив, поскольку автор стоял среди брызг, а ветер нёс капли воды прямо на фотоаппарат.

В любом случае использование специальной защитной экипировки продлит срок службы камеры.

Заключение

Подведём итог. Важно использование правильного оборудования. Крепкий штатив – наиболее важная деталь, обеспечивающая устойчивость камере и уменьшающая вибрации. Пульт дистанционного управления также поможет убрать вибрации. Воздуходувка приведёт объектив в порядок и даст чёткое изображение и упростит постобработку.

Используйте фильтры или фотографируйте с маленькой диафрагмой, чтобы увеличить скорость затвора и получить шелковистую воду. Рекомендуем фильтры CPL или ND Filter.

Лучшее время для съёмки водопадов – восход или закат, но неплохие фотографии получатся и в пасмурную погоду. Полуденное солнце же уничтожит изображение.