Очень странно порой бывает слышать о том, как мало некоторые фотографы знают о съемке в условиях недостатка освещенности. Далеко не все понимают, почему снимки, сделанные при плохой освещенности, ну например, на улицах вечернего города, когда нет возможности фотографировать в привычном режиме, получаются такими технически некачественными. Эти фотографы в таком случае обычно очень расстраиваются, и у них возникает мысль о покупке новой, «крутой и совершенной» фотокамеры. Они считают, что дорогая фотокамера наверняка будет давать хороший результат при любой съемке. Но не надо забывать простую истину старых мастеров фотографии: «Фотографирует не фотоаппарат, а фотограф». То есть, проще говоря, далеко не всё зависит от фотокамеры.
Конечно, наличие хорошего фотоаппарата – это здорово. Это всегда поможет сделать хороший снимок. Но – поможет только тому, кто умеет фотографировать. Тому, кто сумеет воспользоваться всеми функциональными возможностями дорогой и сложной фотоаппаратуры. Если вы не умеете пользоваться фотоаппаратом, и снимаете только в режиме полной автоматики, работая даже дорогой камерой в условиях плохой освещенности, успеха вы не добьетесь. И, наоборот, при наличии опыта, знаний и умений прекрасные снимки практически в темноте вы сможете сделать даже недорогим и простеньким фотоаппаратом. Так что, не всегда есть смысл гоняться за дорогой профессиональной аппаратурой.
Ну вот, после этих предвари тельных замечаний пора, наконец, перейти к главному в нашем повествовании.
Первое, что нужно понять начинающему фотографу, это то, почему при недостаточном освещении фотографии получаются плохими. Давайте попробуем вникнуть в суть процесса, рассмотрим, так сказать, механику получения фотографического изображения при низкой освещенности. А потом постараемся найти простой способ решения этой проблемы. Нам кажется, что мы убедим вас в том, что даже практически в темноте вполне возможно получить хорошую картинку. Причем, используя при этом самый простой компактный фотоаппарат, проще говоря, «мыльницу».
Итак, самое важное, что нужно знать любому фотографу, это то, что для получения фотографического изображения нужен свет. Как известно, само слово фотография в переводе означает светопись. Художник рисует красками, а фотограф – светом.
Скажите, понимаете ли вы, например, почему снимки играющих на детской площадке малышей даже у совсем неопытного фотографа, который снимает в режиме полной автоматики, практически всегда получаются такими интересными и захватывающими? Но стоит вам перейти в помещение и сделать несколько снимков тех же самых детей, но уже играющих в комнате – результат будет разительным. Ваши снимки будут тусклыми и смазанными. А если вы снимаете какое-либо торжество в ресторане? То же самое… Те же самые смазанные фигуры людей…
Почему же происходит такое?
Главная проблема тут кроется вот в чем. При недостатке освещения на матрицу вашей фотокамеры попадает очень мало света. Что нужно, чтобы уйти от этой проблемы? Казалось бы, ответ тут очевидно прост, он как говорят, лежит на поверхности. Правильно! Нужно сделать так, чтобы света было как можно больше. Чтобы его хватало. Как? И на этот вопрос ответ, кажется, уже под рукой. Снимать со встроенной в фотоаппарат вспышкой. Сегодня они есть почти во всех фотоаппаратах, и даже в фотокамерах, встроенных в телефон. Но использование встроенной в фотокамеру вспышки – далеко не самый лучший способ решения обсуждаемой нами проблемы. Почему? Тут мы ограничимся лишь обозначением этой проблемы, и отошлем вас к другим источникам информации, к другим сайтам и вообще литературе. Дело в том, что тема это достаточно широкая и обширная. И если мы начнем обсуждать ее здесь и сейчас, наша статья окажется очень длинной и запутанной. Почитайте про вспышки вообще. И про встроенные, и про накамерные, то есть съемные, покупаемые отдельно от фотоаппарата. Мы скажем лишь самое главное: вспышка дает очень жесткий свет. А это приемлемо далеко не всегда. Особенно при съемке портретов. Тем более портретов детей.
И так, таким образом, мы подвели вас к мысли о том, что вспышку нежелательно использовать в принципе. Но, тогда вы спросите нас: как же быть? Где же выход из этой ситуации? Выход есть. И он несложный. Вам всего лишь нужно разобраться с тем, как правильно работать с ISO.
Что же это такое – ISO?
Не вдаваясь в детали и тонкости фотографической техники, скажем коротко: ISO - это светочувствительность. То есть способность цифровой фотокамеры реагировать на свет. Кто-то из вас, может быть, еще помнит различные виды фотопленки, продававшиеся в магазинах в прошлом веке. Фотопленки были разной светочувствительности: 32 единицы ГОСТА, 65, 130 и 250. Сегодня во всем мире принят другой стандарт, другая шкала измерения светочувствительности: в единицах ISO. Раньше фотографу приходилось заряжать в фотоаппарат пленку какого-то одного типа и снимать на нее до конца катушки, то есть все 36 кадров. Сейчас же, с приходом цифровых технологий, работа фотографа в этом плане намного облегчилась. Значение ISO матрицы вашего фотоаппарата можно легко изменять путем перемещения соответствующего рычага управления этой функцией. И нет никакой необходимости «ждать до конца плёнки». Выставляйте хоть 100 единиц ISO, хоть 51200 единиц. И снимайте хоть по одному кадру при любом выбранном вами значении светочувствительности, хоть по тысяче. Всё, как говорится, в вашей власти.
Но повышать значение светочувствительности нужно тоже обдуманно. Дело в том, что чем больше значение ISO, тем заметнее на изображении будет виден так называемый «цифровой шум» - мелкие точки, как бы крапины. А это, сами понимаете, в некотором роде снижает качество картинки. И хоть и существуют сегодня различные способы подавления цифрового шума, поднимать значение ISO очень сильно мы, тем не менее, не рекомендуем. Держитесь в этом деле разумного предела.
Ну а еще что можно сделать для того, чтобы повысить качество фотографий, сделанных при недостаточном количестве света? Есть еще один способ. Рекомендуем снимать в режиме приоритета диафрагмы. Это тоже легко сделать, используя рычаги управления фотоаппаратом. Этот режим обычно обозначается символом «А» на этих элементах управления. После того, как вы переведете свой фотоаппарат в режим работы в приоритете диафрагмы, саму диафрагму нужно будет установить на максимальное значение, то есть, чтобы ее отверстие было открыто по возможности как можно шире. В этом случае на матрицу будет падать большое количество света и у вас появится возможность получить достаточно качественное изображение. Но, снимая на широко открытой диафрагме, не стоит забывать и про ГРИП – глубину резко изображаемого пространства (об этом тоже почитайте отдельно, не будем вас сейчас перегружать информацией). Так что и этот способ съемки при малом количестве света нужно применять с осторожностью.
Еще один способ получить качественное изображение в обсуждаемом нами случае – снимать в формате RAW. Форматы файлов тоже легко установить путем перемещения соответствующих элементов управления фотокамерой. Этот формат позволяет записать в память аппарата наибольшее количество информации, что позволит вам при последующей постобработке картинки на компьютере в различных графических редакторах добиться очень хорошего качества изображения и даст намного больше простора для творчества.
Ну вот и всё на сегодня. Хочется думать, что наши советы пригодились вам, и теперь ваши фотографии, сделанные при плохом освещении, будут радовать и вас, и ваших друзей и близких.