Обычно то, что находится в фокусе на фотографии, привлекает наибольшее внимание. Но присмотритесь к областям вне фокуса. Они не менее прекрасны. Они могут быть по-мягкому размыты или быть как ослепляющие искры.
Боке́ - термин, появившийся в русском языке в конце 1990-х годов и описывающий субъективные художественные достоинства части изображения, оказавшегося не в фокусе на фотографии[1]. На многих изображениях фон размывается фотографом намеренно, для визуального выделения главного объекта съёмки (Википедия)
В данной статье мы рассмотрим несколько различных методов улучшения боке. Стоит иметь в виду, что лучший результат даёт сочетание методов.
Подходите ближе к объекту съёмки
Чем ближе вы находитесь к объекту съёмки, тем больше фон получится не в фокусе. Проблема в том, что объектив имеет минимальное расстояние фокусировки (точка, где объектив больше сфокусироваться не сможет). Ищите то оптимальное расстояние, при котором модель будет чётко выделена, а фон размыт.
Увеличьте расстояние между моделью и фоном
Первый порыв – это поставить объект съёмки прямо перед фоном. Это прекрасно, но боке получится плохо или модель не будет выделяться. Степень размытости будет выше, если фон будет достаточно удалён. Чем больше расстояние – тем больше размытости.
Фотографируйте при длинном фокусном расстоянии
Объективы с большим фокусным расстоянием дают более чёткое разделение. Это помогает подчеркнуть эффект боке. Итак, при использовании зум-объектива 18-55 мм, более удачное фокусное расстояние, увеличивающее боке, 55 мм.
Фотографируйте при максимально раскрытой диафрагме
Чем больше апертура (малые показатели F), тем меньше будет глубина резкости. Хотя, это обманчиво. Фотографирование с показателем F 1,4 не всегда гарантирует боке. Например, если вы снимаете очень далёкий объект (гору), то при любой диафрагме эффект не получится. Потому что объект настолько далеко находится, что объектив фокусируется на бесконечности и всё в кадре будет в фокусе.
Некоторые линзы не имеют больших показателей диафрагмы. Например, объектив 18-55 мм может иметь f/3.5 – f/5.6. Это означает, что когда фокусное расстояние 18 мм, наибольшая диафрагма f/3.5, но по мере увеличения до 55 мм максимальная диафрагма становится f/5.6. В данной ситуации, чтобы получить лучший эффект боке, фотографировать следует на 55 мм с f/5.6.
Захватите в кадр игру света и тени
Боке выглядит лучше, когда смешиваются блики и тени. Например, солнечные лучи, пробивающиеся сквозь листву. Выделяются боке, которые кажутся блестящими. Наличие теней помогает бликам выделиться. Вы можете сами поэкспериментировать с созданием боке, применяя ёлочную гирлянду. Блики на воде или солнечные лучи, проглядывающие сквозь листву тоже хороши.
Интересные текстуры можно найти и на земле. Быстро создать фон в любом месте – полезное умение для портретной съёмки. Свет через траву, камни, песок во время заката сделают хорошее боке.
Не забывайте о чувстве меры
И боке бывает слишком много. Подумайте о том, какие фотографии украсит этот эффект, а какие испортит. Не отвлекайтесь от объекта съёмки. Не забывайте, что это лишь вспомогательный эффект
Рекомендуемые объективы
Создать эффект боке можно с любым объективом, но светосильные будут тут преимуществом. Это чаще всего объективы с фиксированным фокусным расстоянием, без зума. Общая рекомендация – использовать показатели 50 мм f/1.8
Использование 50-миллиметрового объектива на полнокадровой камере покажет вам, что это универсальный инструмент, применимый в любой фотографии. Для камер с датчиками APS-C размер 50 мм подходит как нельзя лучше, особенно для портретов. Для общих же планов он может показаться не подходящим, слишком приближая кадр. Попробуйте для этих целей 35 мм.