С наступлением зимы, сурового и скупого на краски сезона, кажется, что снимать просто нечего. Это неверно — вокруг по-прежнему много сюжетов, нужно лишь правильно выбрать момент для съемки. Было бы очень неплохо продолжать активную съемку зимой, но мало захотеть это сделать, надо проявить волю. Не будет ли лучшим вариантом вместо того, чтобы выходить на мороз, соорудить из спичек макет Эйфелевой башни и отработать технику студийной съемки? Не поддавайтесь этой слабости — в зимних пейзажах есть своя неповторимая прелесть, а у природы нет плохой погоды.
Одна из прелестей нашей северной природы в великом разнообразии погодных условий, меняющихся со сменой времен года и день от дня. Погода может установиться на пару дней, реже — на неделю, но затем все равно изменится, может быть, даже разительно. Так что мы имеем замечательную возможность получать непохожие друг на друга снимки, всего лишь выходя из дома время от времени.
Это особенно ценно для пейзажной съемки, где сюжет и настроение задаются в первую очередь погодными условиями. Было бы скучно, если всякий раз, выходя на улицу, мы попадали бы под яркое солнце, видели безупречно синее небо, буйную зеленую растительность. Все снимки выглядели бы одинаково. А для того чтобы кадр производил впечатление, совершенно необходимы драматические детали — грозовые облака, заиндевевшие на морозе остовы деревьев — словом, ощущение жизни, некоего непрерывного действия, откуда мы выхватили неповторимые кадры.
Слава деталям!
В действительности никакой проблемы совершить зимнюю прогулку, конечно же, нет. Совсем неплохо подышать свежим воздухом, выехать за город, особенно в солнечную погоду. Вы непременно почувствуете себя хорошо! Итак, зима — один из лучших сезонов для пейзажной съемки, поскольку все вокруг выглядит необычно и загадочно. И, конечно, не забудем, что в это время года не так многолюдно, как летом, когда в живописных местах бывает достаточно трудно снять широкую панораму, избежав попадания в кадр дачников и отдыхающих на лоне природы горожан.
Ловим свет.
Одна из особенностей зимы — отражающийся от снега и преломляемый льдом солнечный свет. При правильной! Съемке он добавит кадру неповторимое очарование. Когда зимой удается застать погожий день, качество снимков вполне может сравниться с летними. Это верно, что летом светлое время суток может достигать 16 часов при непрерывном сиянии солнца, но большая часть этого времени не идеально подходит для съемки из-за слишком жесткого света и глубоких теней. Качество, как известно, важнее количества, так что зима отчасти даже выигрывает у лета. Поскольку солнце поднимается над горизонтом невысоко, вы не сможете получить глубокого контраста и теней, характерных для остальных времен года. Зимой же вы можете выйти на улицу в полдень и получить отменный кадр, что для лета крайне трудно.
Особенный „рыхлый" свет представляет особую ценность для съемки пейзажей, благодаря характерным теням, к примеру, детально прорабатывается текстура снежного покрова на полях. Требуемый эффект легче всего достигается, если снимать с возвышенности, откуда просматривается вся сцена.
Другая полезная особенность зимнего периода в том, что вам не придется вставать слишком рано, чтобы снять рассвет. Большинство из нас все же не настолько фанатично преданы фотографии и жертвовать лучшими часами отдыха не расположены. Секрет удачной съемки заключается в выборе правильного момента, когда солнце еще не показалось над горизонтом, но уже вот-вот взойдет. Будет правильнее всего сделать пять или даже десять кадров еще до наступления рассвета.
С закатом дела обстоят проще. Вам достаточно занять удачную позицию и подождать, пока солнце скроется за горизонтом. Тем не менее, и в этом случае будет неплохо сделать серию снимков, потому что визуально оценить удачность момента не всегда возможно. А неудачные кадры всегда можно впоследствии удалить. Также не стоит сворачивать съемку сразу после захода солнца, поскольку угасающий закат с оттенками от розового до багрового нередко бывает еще более интересным.
При съемке восхода и заката очень полезно поставить камеру на штатив для исключения случайного сотрясения. Можно попробовать снять и само солнце, пока оно находится низко над горизонтом, поскольку зимой оно гораздо менее мощное и риск получить блик в объективе существенно меньше. Если вы считаете, что на снимке не достает оранжевого цвета, можно воспользоваться соответствующим светофильтром или изменить уровень цвета в фоторедакторе. А поскольку зимнее небо часто бывает скучным и серым, что соответствующим образом влияет на цветовой баланс всего пейзажа, можно понять уровень серого и синего — тоже бывает полезно.
Погодные условия.
Конечно, особенность зимней погоды не только в освещении. В этом сезоне имеют место интересные погодные явления, из которых особенно фотогеничны дымка и туман, полностью преображающие ландшафт, так что самый обыкновенный городской пейзаж становится загадочным. Ограниченная видимость фактически меняет глубину резкости, так что близкорасположенные предметы остаются четким, а удаленные уходят в размывку. Поскольку цвета в таких условиях становятся приглушенными, весь снимок получается почти монохромным, с легким тонированием.
Дождь и снегопад, безусловно, тоже интересные явления, способные обогатить снимок. Свинцовые снеговые тучи разнообразят пейзаж и придадут ему драматичные черты. Лучшее время для съемки — когда осадки сопровождаются солнцем, хоть это и редкое для зимы явление (но у настоящего фотографа камера всегда под рукой, не так ли?)
Источник: Digital Photographer