Пейзаж. Композиция и свет в пейзаже.

Пейзаж. Композиция и свет в пейзаже.

Пейзаж – это развернутая картина природы. Казалось бы, что может быть проще, чем сфотографировать понравившийся вид. Тем не менее, несколько полезных правил построения пейзажа пригодятся вам для создания фотографий высокого класса.
 

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис.1

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 2

 

Основой построения эффектного пейзажа являются нерушимые правила композиции. И здесь нам пригодится «закон трети». Мысленно разделите кадр воображаемыми горизонтальными линиями. Всегда располагайте линию горизонта таким образом, чтобы она пересекала пейзаж на высоте одной трети от общей высоты кадра. (рис. 1,2)

Исключения могут быть в том случае, если вы, например, хотите подчеркнуть симметричность композиции как на Рис.3 (море и небо).
 

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис.3

 

В пейзаже большое значение имеет «главный герой». Им может быть дерево, интересное здание или группа зданий, необычной формы облако, яхта или что-то иное. Разместить главного героя следует на пересечении 3-х вертикальных и 3-х горизонтальных линий по правилу третей.
 

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 4

Многоплановость – одна из главных характеристик хорошего снимка. Добиться эффекта пространственной глубины в кадре сложно, но это и есть высший пилотаж. Здесь вам пригодится знание принципа перспективы (рис. 5).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 5

Используйте широкоугольный объектив, он поможет вам создать эффект третьего измерения. Но при этом помните о заполнении переднего плана. В пейзажной фотографии центром композиции почти всегда является линия горизонта. Незаполненные участки переднего плана оборачиваются композиционными «дырами» . Цветок, ветка дерева, ворота и подобные малозначительные на первый взгляд элементы композиции могут скомпенсировать пустоту переднего плана.

 

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 6

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 7

Практика: нижняя точка часто является наиболее удачной при съемках пейзажа. Скучный травяной газон на переднем плане может быть оживлен неожиданным цветком. Груда живописных валунов станет подходящим толчком для движения взгляда зрителя вдоль извилистой тропинки вглубь кадра к живописной возвышенности («главному герою») как на рис. 6,7.

Помните, что человек не смотрит на ваше изображение застывшим взглядом. Взгляд двигается по очевидным или незримым линиям, которыми связаны между собой отдельные элементы композиции. Если этими линиями являются диагонали – ваш пейзаж приобретет динамизм и станет гораздо интереснее. Естественного появления в кадре диагоналей можно добиться удачным выбором точки съемки. При этом левая диагональ всегда более выразительна, чем правая. Одиночная диагональ производит наибольший эффект, если она расположена под углом 45 градусов к линии горизонта (или к нижнему обрезу кадра).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 8


Сходящиеся диагональные линии, как известно, являются основой принципа перспективы (рис. 9).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 9

 

Практика: когда в кадре оказываются два равновеликих объекта, выбирайте такую точку съемки, с которой один из них будет казаться мельче другого. Это позволит создать иллюзию многоплановости изображения.

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 10

Необычный ракурс для пейзажа так же возможен, как и для любого другого жанра фотографии. Вид сверху избавит вас от попадания в кадр неба или линии горизонта. Зато у вас наверняка не будет проблем с выбором нужной выдержки при чересчур ярком солнце (рис. 11).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис.11

Преимущества низкой точки съемки в том, что в кадре размер предмета на переднем плане оптически увеличивается. Это особенно важно в тех случаях, когда вы хотите сделать натюрморт с пейзажем на заднем плане. Используйте широкоугольный объектив, благодаря которому в кадре возникнет глубокая перспектива, но даже отдаленные предметы останутся в фокусе.

Фотография – это свет. При съемке панорамных ландшафтов фотографу всегда приходится дожидаться появления в просветах между облаками естественного прожектора, который ярко осветит нужный участок пространства в кадре. Тут самое главное –запастись терпением, хотя и навык улавливать малейшие перемены погоды тоже не помешает. Вряд ли стоит снимать пейзаж в дождливую или пасмурную погоду. Но как только начнет проясняться, в прогалинах между туч просвечивает солнце. Постарайтесь поймать солнечный луч, достаточный для освещения пейзажа.

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 12

Именно в таких условиях контраст между ярким солнцем и мрачными тучами может быть особенно выразительным. Немаловажным фактором удачной натурной съемки может стать даже прошедший дождь, который очистил воздух от пыльной взвеси, разогнал атмосферную дымку и существенно улучшил видимость.

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 13

Понимание природы света и его способности превращать даже самый скучный вид в потрясающее живописное полотно – фундаментальный навык серьезного фотографа. Наиболее эффектные пейзажи получаются на рассвете и на закате.

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 14

Солнце дает боковой свет, высокий контраст и глубокие тени делают пространство более выразительным.
Если вы снимаете в ясный солнечный день, красивые белые облака могут оживить картину природы как на рис. 15-16

 

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 15

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 16

 

Если вы решили стать фотографом-пейзажистом , приготовьтесь к путешествиям. Вашим верным другом будет штатив. И чем тяжелее он будет, тем более удачными будут снимки.

Пейзажи бывают разными: горными и равнинными, сельскими и городскими, морскими или лесными. Пейзажи можно снимать в любое время года, в любое время суток и практически при любой погоде.

Наиболее красивыми получаются пейзажи, в которых есть вода. Будь то быстрая горная речка, водопад или безбрежная гладь океана – такие ландшафты всегда привлекают внимание зрителя своей красотой (рис. 17-18).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

 

рис.17

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

рис.18


Практика: используйте штатив и снимайте на длинной выдержке для эффектной съемки движения воды (рис .19).

Peyzazh._Kompozitsiya_i_svet_v_peyzazhe.

Рис. 19


Источник: konelska-studio.com.ua

Нажмите ESC чтобы закрыть