Глубина в фотографии

Для того, чтобы добавить снимкам глубину и ощущение пространства, нужно пользоваться специальными приёмами. Речь пойдет о перспективе, использовании глубины резкости и различных вариантах кадрирования.

По мере удаления объекты становятся визуально меньше по размеру. Параллельные прямые при удалении тоже не выглядят параллельными. Они сходятся в одну точку. При этом мозг воспринимает и размер зданий таким, какие они есть на самом деле, и линии остаются для сознания параллельными, несмотря на визуальное несоответствие. Такое явление называется «шкала постоянства». Это связано с тем, что человек воспринимает окружающий мир таким, каким он его знает. Сознание исправляет визуальные искажения.

Фотография - это передача трехмерного пространства на плоскости при помощи визуализации. Чтобы реалистичность снимка сохранялась, следует подчеркивать глубину и объем. Управлять этим можно при помощи различных типов перспективы и глубины резкости.

Перспектива позволяет оценить на плоскости объемные фигуры, она отображает удаленность объектов друг от друга и от камеры.

Для увеличения глубины кадра следует использовать перечисленные ниже приёмы перспективы:

Линейная перспектива

Этот тип перспективы характеризуется сходящимися линиями. Чаще всего эти линии параллельны, но, уходя вдаль, они сходятся в одной точке. Ощущение глубины возникает за счет того, что взгляд зрителя уходит к горизонту вслед за линиями.

Glubina_v_fotografii

Фото: Ben Fredericson (xjrlokix)

Glubina_v_fotografii

Фото: Баз Ламмерс

При использовании широкоугольных объективов, пространство расширяется за чет того, что визуально расстояние между объектами на переднем и заднем плане увеличивается. Телеобъективы имеют особенность сокращать это расстояние, и при их применении объем ощутим не так сильно.

следующий снимок выполнен широкоугольным объективом с фокусным расстоянием 18 мм. Сцена имеет большой охват и глубину кадра.

Glubina_v_fotografii

Фото: ...-Wink-...

При съемке с высокого и низкого ракурса эффект перспективы будет проявляться по-разному.

Уменьшение перспективы

Эта перспектива связана с линейной. Её суть заключается в том, что чем объект находится дальше от камеры, тем меньше он кажется. К примеру, если на снимке имеется линия электропередач, которая уходит к горизонту вдоль дороги, то первый столб, который находится на переднем плане, будет выглядеть самым большим. По мере удаления столбы визуально будут уменьшаться.

Ощущение перспективы будит наиболее сильным, если все объекты будут одинакового размера. Если зритель будет об этом знать, он сможет оценить по изменению визуального размера удаленность объектов.

Glubina_v_fotografii

Фото: Джованни Орландо

Следующий снимок как нельзя лучше демонстрирует пример обеих перспектив.

Glubina_v_fotografii

Фото: paul bic

Отличный пример этой перспективы - это фотография винтовой лестницы. Если представить, что по центру кадра проходит ось, то спускаясь по ней, каждый виток лестницы будет становиться всё меньше, пока не превратится в точку.

Glubina_v_fotografii

Фото: SantiMB.

Glubina_v_fotografii

Фото: Марсель Жермен

Воздушная перспектива

Атмосферная или воздушная перспектива распространена в пейзажной фотографии. В тумане или дымке подчеркивается форма объекта. Это добавляет глубину сцене. Самые близкие объекты имеют насыщенный цвет. По мере удаления они становятся всё бледнее.

Рассматривая такую фотографию, создается впечатление, что сцена построена из слоев, которые накладывались друг на друга.

Glubina_v_fotografii

Фото: Eole Wind

Glubina_v_fotografii

Фото: Джеймсом Иордании

Glubina_v_fotografii

Фото: Марсель Жермен

Достаточно просто ощущается глубина на следующих снимках. Сначала взгляд обращает внимание на то, что находится на переднем плане, а потом скользит вдаль в пространстве. Подобные сцены чаще всего состоят из одного цвета, но из-за контраста и не равномерного освещения создается объем.

Glubina_v_fotografii

Фото: coyote-agile

Воздушная перспектива очень популярна в живописи. Всё чаще её применяют и фотографы. погодные условия позволяют по новому взглянуть на знакомые пейзажи.

В случае с воздушной перспективой лучше использовать телеобъективы, чем широкоугольные. Дело в том, что для того, чтобы получить хорошую разность в контрасте переднего и заднего плана, нужно чтобы близкие объекты были максимально резкими. Достичь этого позволяет именно телеобъектив.

Для такой съемки лучше всего подходят пасмурные дни и зимний туман. В летние дни отлично создают глубину низкие облака. Для получения нужного кадра нужно правильно откорректировать экспозамер. Фотоаппарат может посчитать, что сцена ярче, чем в действительности.

Тональная перспектива

Эта перспектива выполняет описание того, как в пределах кадра расположены объекты. Это описание выполняется, основываясь на изменении тональности по мере продвижения в кадре. Как пример, это может быть белый объект на черном фоне. Черный фон как бы выдвигает объект вперед, что в свою очередь добавляет изображению глубину.

Очень важен цвет в фотографии. К примеру, теплые цвета, такие как красный, оранжевый и желтый имеют особенность визуально приближать объект. Холодные цвета наоборот, отдаляют объекты. Это синий, фиолетовый и зеленый. Основываясь на этом можно сказать, что разместив красный объект на синем фоне или желтый на зеленом можно увеличить глубину снимка.

Глубина резкости

Этот приём фотографирования оказывает влияние на размытие переднего или заднего плана. При этом основной объект съемки остается в резкости. Человеческий мозг так устроен, что он воспринимает четкие предметы как более близкие. Размытые предметы воспринимаются отдаленными. Расстояние увеличивается в зависимости от степени размытия.

Для понимания механизма работы этого принципа нужно просто представить человека стоящего перед кирпичной стеной. При фокусировке на лице и при открытой диафрагме лицо бывает резким, а стена размытой. Если человек сделает несколько шагов вперед, при тех же условиях фокусировки и диафрагмы стена станет еще более размытой.

Таким образом, по степени размытия заднего плана можно судить о расстоянии между объектами.

Glubina_v_fotografii

Фото: Дастин Диаз

Кадр в кадре

Достаточно интересные фотографии получаются при фотографировании через арки или дверные, оконные проёмы. Это создает как глубину, так и добавляет эффект присутствия.

Glubina_v_fotografii

Фото: Trey Ratcliff

Заключение

Зная принципы передачи объема, и применяя их на практике можно сделать фотографии более привлекательными. Различные методы можно комбинировать. Когда вы научитесь правильно пользоваться этими знаниями на практике, результат будет просто ошеломительный.

Нажмите ESC чтобы закрыть