Ошибки, возникающие при позировании

Если проанализировать фотографии начинающих, можно без труда увидеть, что большинство ошибок, которые совершают те, кто недавно взял в руки фотоаппарат, довольно однотипны и похожи. Чаще всего, что интересно, эти ошибки не имеют отношения к технической стороне дела, к выдержке-диафрагме и пр., чему в основном и учат в фотошколах. И эти ошибки возникают даже у выпускников таких школ. О чем это мы? Давайте поподробнее об этих ошибках и поговорим.

Лицо

Верхний и нижний ракурсы

Портрет - это фотография прежде всего лица человека. Фотографировать лицо совсем непросто. Главное, что нужно тут уметь фотографу - правильно передать пропорции лица человека. А чтобы это сделать, нужно знать, что портрет лучше всего снимать объективом с фокусным расстоянием примерно 50-100 мм. Нужно следить, чтобы плоскость лица была строго перпендикулярна оптической оси объектива.

  • Если модель подняла лицо чуть вверх, то и фотокамера, направленная на нее, должна быть чуточку выше её.
  • Если тот, кого вы фотографируете, опустил голову вниз, то и камеру вам нужно опустить ниже.

Если вы этого не сделаете, то, снимая опушенное вниз лицо с уровня глаз, на снимке вы получите непомерно большой лоб модели. Если же так же будете снимать приподнятое лицо – в кадре вы увидите мощную челюсть портретируемого и его увеличенный подбородок, о котором модель вообще не хочет никому говорить. И ещё штришок: если модель при фотографировании наклоняет голову вверх или вниз, черты ее лица как бы собираются в кучку. Лицо при этом становится невыразительным.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Прерванный профиль

По горизонтали поворачивать лицо модели можно почти как угодно. Можно снять человека прямо, можно - сбоку… Но тут кроется одна опасность. Следите, чтобы кончик носа модели не пересекал линию ее щеки. В таком случае нарушается форма лица, портрет кажется недоработанным.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Шея

Из-за неправильного применения верхнего ракурса эта ошибка возникает достаточно часто. Если вы снимете женщину – то шею могут скрыть также пышные волосы, высокие воротники, различные шарфики…Конечно, и верхний ракурс, и указанные особенности костюма и прически не исключены при портретной съемке. Человека можно снимать как угодно. Но знайте главное: девушка, шею которой не видно, на фотографии кажется грузной…Она как бы теряет гибкость, пластичность своей фигуры. Вот поэтому хорошо, если шея будет открытой.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Конечности

Старые мастера фотографии говорят, что когда они берут в руки фотоаппарат, то сразу перестают видеть мир объемным. Мир фотографии двухмерен. И нам не нужно об этом забывать. В фотографии работают совсем другие законы, нежели чем в реальном, трехмерном мире. Представление об объеме в фотографии другое по своей природе. Например. нарисуйте толстым маркером на листе бумаги прямую линию. А рядом поставьте им же жирную точку. Что зритель увидит на этой картинке? Палку и точку? Нет, совсем не так. Это вы нарисовали одну и ту же палку. Просто жирная точка – это изображение этой же самой палки, но с торца. Точно такой же эффект возникает и в фотографии. Вы можете целый час объяснять зрителю, что на вашем снимке девушка с протянутыми вперед, в сторону камеры, руками. Зритель же всё равно не увидит красивых рук. Он увидит их обрубки, культи… Точно так же дело обстоит и с ногами. И, что интересно, с плечами… Не забывайте простое правило: для того, чтобы показать красоту и длину рук или ног человека, нужно чтобы эти конечности располагались перпендикулярно по отношению к оптической оси объектива.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Укорочение и отсутствие пальцев

О пальцах тоже часто забывают. Даже научившись правильно располагать в кадре руки и ноги. Это очень плохо. Дело в том, что согнутые пальцы, так же как и руки, на фотографии выглядят обрубленными. А те пальцы, которые скрыты за другими пальцами - кажутся просто отсутствующими. Не нужно плодить на фотографии ампутантов. Это некрасиво. Внимательно следите за положением кистей.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Рука, торчащая из живота

Тоже частая ошибка. Например, модель в кадре находится в профиль, в полный рост. Рукой, которая дальше от зрителя, она поправляет очки. В таком случае мы не видим части ее руки, а конкретно, плеча. Мы видим предплечье, которое торчит прямо из груди. Как исправить эту ошибку? Сосем не сложно. Нужно просто развернуть модель в сторону фотокамеры или вынести дальнюю руку за пределы корпуса.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Прерывающаяся линия руки

На фото – молодой человек обнимает свою девушку. Или девушка, обнимающая берёзку. Или отец, обнимающий сына….Главная беда таких сюжетов на фотографии – прерывающаяся рука. Мы видим плечо человека, локоть его скрыт за чем то другим, и вдруг откуда то прямо «из этого» вырастает предплечье и кисть. У зрителя возникает закономерный вопрос: а чья это рука? Старайтесь избегать таких сюжетов или старайтесь строить их композицию так, чтобы рука была видна полностью. Или нога. Прерывая на фотографии конечность, мы подвергаем сомнению её происхождение. И ещё совет. Компонуйте кадр так, чтобы при кадрировании конечность не пересекалась вдоль. При такой композиции зритель как бы перестает видеть толщину этой конечности и автоматически воспринимает ее более толстой, чем она есть на самом деле.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Полные люди

О тяжести борьбы с лишними килограммами вам могут рассказать не только сами эти люди, но и те, кто их фотографирует. Сейчас мы расскажем вам, на что первым делом нужно обращать внимание, если вы снимаете полных людей.

  • Второй подбородок. Для того, чтобы зритель не увидел второй подбородок, лучше всего попросить модель поднять голову чуть вверх, и сделать снимок с более высокой точки.
  • Круглое лицо. У полных лицо часто бывает круглым. Как такое лицо визуально сузить, как сделать его изящнее? Это довольно легко. Всего-навсего нужно постараться при съемке избегать прямых, «лобовых» ракурсов. Снимайте модель в полоборота или в ?.
  • Жир на животе. Такая проблема решается при помощи свободной одежды модели. Если же модель надела обтягивающее, то попросите ее немного прогнуть спину и чуть податься вперёд. И, по возможности, не снимайте такого человека общим планом и сидя.
  • Полные плечи и жир у подмышек. Тут посложнее будет. Тем более если вы снимаете летом и молодую «габаритную» женщину. Или на свадьбе полноватую невесту в декольте. Очень часто люди просто не видят, как некрасиво выглядят их руки у своего основания. Но мы то, снимающие, это прекрасно видим! И с этим надо бороться. Как? Первым делом, постараться уговорить модель надеть закрытую одежду. А если не удалось? Тогда убеждайте ее чем-нибудь прикрыть хотя бы плечи. Например, платком или фатой… Или просто накинуть на плечи и голову какую то легкую ткань. Ни в коем случае не снимайте такую женщину со стороны плеча. Расплющенная об торс полная рука на фотографии будет казаться как минимум вдвое шире, чем на самом деле. Будьте очень внимательны так же к тому. чтобы модель не поднимала руки. Подмышка полной женщины, даже если она тщательно выбрита, очень часто выглядит ну совсем не эстетично. Жировые складки сизого оттенка никак не украшают женщину. Особенно молодую.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Фото той же модели:

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Пожилые

Фотограф не волшебник и не чародей. Фотокамера – не машина времени. Фотошоп, конечно, может сделать многое. Но лучше всё же быть внимательнее при съемке, чем потом часами сидеть за компьютером, работая с фотографиями.

  • Морщинистая кожа. Это природное. От этого никуда не уйти. Морщины на коже свойственны всем пожилым и даже стареющим. Мужчины обычно к морщинам относятся философски, а вот женщины их терпеть не могут и панически боятся. Убрать морщины с лица модели фотограф конечно же не сможет. Но вот сделать их менее заметными при помощи грамотно организованного освещения - это в его силах. Используйте мягкий и рассеянный свет. Или прямой. Или переднее-боковой, дополненный заполняющим с противоположной стороны. Чем более боковой свет мы используем, тем сильнее и ярче выявляется фактура любой плоскости. В том числе и кожи лица. А это нам совсем ни к чему. Поэтому свет - ближе к прямому и рассеянному.
  • «Горькие» складки. Это складки кожи, которые обычно появляются у человека внизу уголков рта примерно после 35 лет. Чтобы их не было видно на фотографии, постарайтесь развернуть модель при съемке так, чтобы они были менее заметны, и тогда лицо будет казаться несколько моложе. Ну а уж если при съемке не удается как то эти складки замаскировать, то никуда не деться. Зовите на помощь Фотошоп. При грамотной работе в фоторедкаторе лицо модели на фотографии практически не изменится, но «почему-то» заметно посвежеет.
  • Морщины на шее. А вот шея – штука коварная. Она всегда выдает возраст женщины. Всем известно, что чем больше на шее морщин – тем женщина старше. Никогда не акцентируйте внимание на шее фотографируемой вами женщины. Как это сделать? Да хотя бы резко сократив глубину резко изображаемого пространства, оставив резкими только глаза. А шея пусть остается в нерезкости.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Дети

Практически всё, о чем мы сегодня тут говорили, применимо и к съемке детей. Но одна ошибка при детской съемке повторяется с завидной регулярностью. Эту ошибку можно назвать «короткое туловище».

Короткое туловище

Никогда не нужно снимать ребенка с верхней точки! Такой угол съемки очень заметно укорачивает и без того коротенькое тело ребенка, делая голову непомерно большой и непропорциональной. Не постесняйтесь встать перед ребенком на колени. Брюки можно потом почистить. А вот кадр, снятый с верхней точки в этой ситуации, уже не исправить никак.

Конечно, редкие исключения есть и из этого правила. Например, ребенка с поднятой к фотографу головой можно снять с маленькой глубиной резкости.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Ошибки, возникающие при кадрировании

Тут мы будем коротки. Два жестких правила: не нужно обрезать кадр по суставам человека – первое. И второе – старайтесь не нарушать в кадре композиционного равновесия.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Ошибки антуража

  • Деревья, торчащие из головы. Торчать могут не только деревья. И не только из головы. Это могут быть фонари, телеграфные столбы, люстры, предметы обстановки помещения… Старые мастера раньше все это называли «оленьим рогами». Внимательно, очень внимательно следите за фоном!
  • Горизонт по головам. Если линия горизонта в кадре проходит по головам людей, здесь присутствующих, это смотрится очень грубо. И весьма заметно нарушает композиционное равновесие в кадре. Опустите горизонт ниже или поднимите его выше, это сделать несложно. И тогда всё у вас будет закомпановано.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Навязчивый передний план

Странно, почему начинающие фотографы об эстетике переднего плана думают так мало и редко? Слишком навязчивый передний план – очень частая ошибка. Например. снимая из за веточки дерева или из за травинки, неопытный автор не обратит внимание на то, что на эту травинку падает луч солнца, и поэтому передний план получается намного ярче того, что изображено на втором плане, в данном случае – главное на снимке. Обычно такие пятна от веточки расположены беспорядочно, они налезают на главное в нашем кадре, отвлекают от основного объекта, а зачастую и просто перекрывают его. Никогда не забывайте: передний план должен подводить к основному объекту, подчеркивать главное в нем, но ни коим образом не спорить с ним!

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Лишнее в кадре

Тут всё совсем уж просто. Если вы организовали импровизированную фотостудтию у себя дома или в квартире заказчика, элементарно наведите в помещении порядок. Проверьте, не висит ли на стенах что то яркое и усилено притягивающее к себе внимание. И при съемке на натуре, особенно на городских улицах, внимательно следите за тем, что может попасть в видоискатель вашего фотоаппарата. Обратите внимание на урны, лужи, грязь и валяющийся на асфальте мусор, на обшарпанные углы и стены домов (в нашей стране такое не редкость…). В кадр могут попасть столбы, мусорные контейнеры, части тел других людей. Убирайте всё это без сожаления. Это можно сделать грамотным кадрированием, а так же маленькой глубиной резко изображаемого пространства и правильно организованным освещением.

Oshibki,_voznikayushchie_pri_pozirovanii

Удачных вам снимков!

На основе материалов с сайта: http://www.photorealm.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть