Проблема освещения в портретной съемке

Фотография в переводе с греческого – «светопись». По-другому можно сказать -  рисование светом. Свет – это самое главное в фотографии, это его основа. Поэтому фотографу очень важно научиться понимать, как свет работает в фотографии. А если фотограф понял это – то он легко может пользоваться им как инструментом для создания задуманного настроения,  атмосферы происходящее на снимке. В одной статье всю физику не изложишь. Поэтому  мы попробуем сегодня дать вам лишь несколько советов о том, как правильно подходить к проблеме освещения в портретной съемке. После того, как вы усвоите наши советы, вы легко сможете манипулировать светом в ваших целях.

Что вы хотите получить в итоге работы?

Прежде всего, вам нужно для себя решить, а чего же вы хотите добиться в своем снимке. Это очень важно, так как лишь после этого вы сможете определиться с методами, которые необходимо использовать для получения задуманных кадров. Можно посмотреть на работы других авторов, которым вы хотели бы подражать.  Рассмотрите эти работы очень тщательно, постарайтесь понять характер освещения, которое было применено при съемке рассматриваемого снимка. Разберитесь, естественный свет на снимке или искусственный, студийный. Если студийный – то какие источники света были использованы. Где они располагались по отношению к объекту съемки. Этот анализ поможет вам понять, что необходимо для вашей собственной работы. Всё это и даст вам больше шансов получить хороший снимок.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: rennes.i

Естественный свет

Для того, чтобы создаваемый вами портрет был более четким, тонким и имел бы естественный вид, хорошо применять естественный свет. Очень многие профессионалы любят при портретной съемке использовать естественный дневной свет, падающий на модель из окна. Используя этот метод съемки количество света можно контролировать с помощью штор или жалюзи. Так же можно удалять или приближать модель к окну,  учитывать угол наклона света в зависимости от формы окна и его высоты.

Если вы снимаете на открытом воздухе, то будьте внимательны -  постарайтесь правильно выбрать время суток для работы. Периода, когда солнце находится высоко в небе, при съемке нужно избегать. В это время свет очень яркий, резкий. Фотографировать на улице лучше всего или рано утром или попозже вечером. В эти периоды свет намного теплее и приятнее, он не такой грубый и резкий. И снимок у вас будет не такой контрастный.

Если возникает такая необходимость, при съемке с естественным светом можно использовать отражатель, который направляет прямой свет на объект съемки. В этом случае освещение будет более мягким и нежным, оно позволит избежать грубых теней на лице.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: Simon Bray

Искусственный свет в студии

Студийный свет не должен быть для вас сложным в изучении. Но некоторые  фотографы, которые преимущественно снимают на натуре, считают студийный свет сложным для понимания. Тем не менее, студийный свет с его различными осветительными приборами дает большое количество преимуществ. Так что некоторое время для изучения основ премудрости работы с искусственным светом уделить, всё-таки,  стоит. Это достаточно важно.

Главное преимущество студийного света -  возможность управлять им. Можете регулировать угол, под которым свет падает на модель, его направление и интенсивность, и даже цвет. Всё это открывает очень много творческих возможностей. Ведь свет солнца вы регулировать практически не можете.

Для первых опытов работы в студии лучше попрактиковаться с одним источником постоянного искусственного света. Попробуйте перемещать источник света относительно портретируемого, и внимательно наблюдайте, как это влияет на снимок. Не бойтесь этого делать, и вы получите вполне приличные фотографии. Ведь точно так же,  как и при съемке на улице, источник света у вас один, только это уже  не солнце, а осветительный прибор.  И у вас над ним гораздо больше контроля, чем над солнцем. Согласитесь, это очевидное преимущество.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: Yarden Sachs

Угол падения света

После того, как ваша модель удобно расположится, примет нужную позу, приступайте к перемещению источника света. Попробуйте получить желаемое освещение. Перемещайте источник света вокруг модели. Таким способом вы начинаете управлять углом и количеством света, который падает на фотографируемого. Очень быстр вы увидите и поймете, что даже незначительное передвижение источника света может привести к весьма существенным изменениям в светотеневом рисунке на лице модели. Как можно больше снимайте, делайте снимки с разными вариантами освещения. Благо, сегодня на это не нужно тратить дорогую фотоплёнку. Не начинайте с резких движений по перемещению источника света. Просто экспериментируйте, экспериментируйте. Но не забывайте о том, что объект съемки должен оставаться статичным. Двигайте лишь источник света.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: Lizzie Harper

Несколько источников искусственного света

После того, как вы поймете, что у вас получается управлять одним источником света в студии, нужно задуматься о том, как использовать более сложный комплект осветительных приборов – два или больше. В этом случае у вас возникает намного больше возможностей для их взаимного расположения относительно модели. Всё зависит от вашего воображения и от того, каковы ваши планы на портрет, который вы хотите получить в итоге.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: Alex Campos

Тональность фотопортрета

Когда вы снимаете портрет человека,  вы наверняка хотите изобразить его в самом лучшем виде. А это значит, что вы стараетесь в одном снимке определить все основные черты и характер портретируемого. А это требует определенных навыков. Ну и кроме того, иногда и немного удачи. Но, тем не менее, чтобы не сбиться с намеченного пути, убедитесь, что вы не используете чересчур много света. Не забывайте, что избыток света на лице портретируемого делает его плоским и невыразительным. Лицо у каждого человека индивидуально, и поэтому с помощью правильно подобранной тональности можно подчеркнуть достоинства лица и скрыть или приглушить  его недостатки. Переизбыток или недостаточность света могут привести к потере естественности на портрете.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: kimadababe

Тени. Хорошие и плохие

Обычно в студиях используют достаточно мощные источники света. А такие приборы всегда дают очень сильные тени, в том числе на стенах и потолке студии. Между прочим, это далеко не всегда плохо. Более того, можно даже делать это и намеренно, так как эти глубокие и контрастные тени можно использовать в кадре как элементы композиции. Но, в то же время, они могут добавить и внешнюю мрачности и угрюмость портрету.  Вот поэтому, если вы не планируете такие тени специально, то случайное их появление в кадре будет работать далеко не лучшим образом. Так что убедитесь, что таких нежелательных теней в вашем кадре нет.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: Simon Bray

Ракурс

Ну вот. Модель приняла нужную позу, расположилась перед камерой удобно и выгодно. Посмотреть на нее просто приятно. Но -  не останавливайтесь на достигнутом. Изменяя угол освещения портретируемого, попробуйте также изменить и ракурс, то есть угол, с которого вы будете снимать. Большинство фотографов при студийной съемке используют штатив. Это очень хорошо и даже правильно. Но, тем не менее, при работе в студии серьезное студийное освещение позволяет вам создать достаточно сильный световой поток, чтобы снимать с рук. Смело снимайте сверху, снизу, сбоку… Встаньте на стул, можете даже лечь на пол. Кадры, снятые с разными ракурсами, будут изображать модель совершенно по-разному! Бояться тут не следует. . Спокойно бродите вокруг модели и снимайте, снимайте, снимайте!

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: japrea

Контакт с глазами

Пожалуй, самый главный закон фотографического портрета гласит, что нужно убедиться, есть ли у вас контакт с глазами портретируемого. Или хотя бы с одним глазом модели. Исключения бывают из всех правил и законов, в том числе и  из этого. Но тут скорее нужно говорить о везении. Для создания сильной связи зрителя и человека, изображенного на портрете, нужно сделать так, чтобы в кадре присутствовал хотя бы один глаз модели. Модель не должна смотреть в объектив. Но при мощном студийном освещении различные тени, тона и полутона, углы съемки зачастую скрывают, скрадывают глаза, и они бывают недостаточно хорошо видны.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: rennes.i

Попробуйте сами

Хочется думать, что те, кто боялся студийной съемки, испытывал какие то трудности в работе с освещением при  съемке портретов в условиях студии,  прочитав наши сегодняшние советы и рекомендации, поймут, как просты и эффектны могут быть способы освещения. А для того, чтобы развивать в себе всё больше и больше уверенности, можно даже на несколько часов взять студию в аренду. Попросите кого-нибудь из своих друзей помочь вам в работе. Пусть друг перемещает источники света, а вы отслеживайте в видоискатель свет на лице модели. И пробуйте снимать при различных вариантах освещения. Так вам будет намного проще достичь желаемых результатов.

Problema_osveshcheniya_v_portretnoy_semke

Фото: John Lemieux

Старайтесь, снимайте больше. И всё у вас получится!

На основе материалов с сайта: http://photo.tutsplus.com

Нажмите ESC чтобы закрыть