Выходим на улицу

Практически у каждого, кто имеет фотоаппарат, наступает такой переломный момент, когда ему захочется навести порядок в его «фотографическом хозяйстве» на компьютере. И тогда этот человек садится за компьютер и начинает просматривать одну за одной тысячи и тысячи фотографий, которые, порой, занимают очень большой объем на жестком диске. Конечно же, мы понимаем, что технически плохие снимки никому не нужны. Нерезкость, смазанность, недодержка и передержка… Всё это безвозвратно портит снимки, и они вынужденно должны уходить в брак, в корзину, на выброс. Такие снимки вы все равно никому не покажете, даже своим самым близким людям. И, несмотря на  душевную боль, от этих фотографий приходится избавляться.

Vykhodim_na_ulitsu

При таком анализе содержимого жесткого диска компьютера, обыкновенный пользователь фотоаппарата может понять, что все находящееся в папке «фото» сводится в основном к нескольким категориям фотографий: это фотографии жены (или мужа), сына (или дочки) и дружеской вечеринки или пикника на природе. А теперь подумайте:  все ли эти картинки будут интересны вам лет этак через десять-двадцать? Ответ, как нам кажется, будет однозначным. И вот тут, как раз в этот момент, и происходит, обычно, одно очень важное событие:  пользователь фотоаппарата превращается в фотолюбителя. То есть осознает то, что период бессмысленного щелкания  фотоаппаратом прошел. Всё.  Теперь надо снимать обдуманно и совершенно по-другому.

Кому наша статья может принести пользу?

Сегодня мы не будем ставить перед собой цель говорить о глубинных аспектах искусства фотографии и ее творческого процесса. Про это артеоретиками, искусствоведами и историками фотографии написано очень много. Если вам интересен этот вопрос -  почитайте более серьезные публикации по этому поводу. Скажем сразу: наша  статья не претендует на такую глубину. В ней вы найдете просто размышления опытного фотолюбителя, обобщение некоего опыта практической работы. Нам кажется, что это будет полезным  фотолюбителю начинающему. Конечно, все то, что мы вам сегодня расскажем – не истина в последней инстанции. «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь» – как поется в известной песне. Решайте сами, принимать к сведению наши размышления или не принимать. Всё, как говорится. в вашей власти, в ваших руках.

Vykhodim_na_ulitsu

Тем не менее, если вы все-таки решили более-менее серьезно заняться фототворчеством, твердо настроились искать себя в фотографии и посвятить некоторое количество своего времени этому увлекательному делу, и не знаете, с чего же, все-таки, начать – то эта статья для вас. 

Пару слов о «философии»

Нам думается, что это достаточно важно. Почему? Минуту терпения. Дело тут вот в чем. Давайте, для примера, представим себе вот такую ситуацию. Ну, допустим, ваша одноклассница, с которой вы все школьные годы просидели за одной партой, умеет прекрасно рисовать. Ну вот дал Бог ей такой дар – рисовать. Она этому нигде и никогда не училась. Как-то само собой у нее всё получается.  И вместо доказательств теорем по геометрии  в тетрадке у нее – одни цветочки да кукольные личики, мастерски нарисованные шариковой ручкой. И вы тоже хотите так научиться рисовать. Только не куколок и цветочки, естественно, а самолеты, танки и пулеметы и прочие мальчишечьи ценности. Но понимает, что не можете. Что не дано это вам. Пусть даже вы и будете ходить в изостудию – не получится. Но зато вы умеете прекрасно играть на гитаре! Больше того: вы почти не умеете читать ноты, но великолепно подбираете аккорды на слух! И ваша соседка по парте завидует этому вашему таланту. И очень хочет, чтобы вы научили  ее играть на гитаре! И, представьте себе, вы ведь действительно можете ее чему-то в этом деле научить. И не только ее, а еще и многих других своих друзей!   Но вот, увы, подбирать аккомпанемент на слух так, как это умеете мастерски делать вы,  вы все равно никого не научите. Потому что у них нет к этому способностей. Точно так же, как и у вас самих нет способности к рисованию.

Vykhodim_na_ulitsu

Точно так же всё и в фотографии. Но в отличие от других видов творчества в фотографии это проявляется не так ярко и не сразу бросается в глаза. Тем более, в наше время, когда почти у каждого из нас есть фотоаппарат хотя бы в телефоне, и каждый мнит себя специалистом в области фотографии. Фотографировать сегодня стало очень легко. Даже появилось слово, в эпоху пленочной фотографии совершенно незнакомое: фоткать. Но вот сделать хороший снимок по-прежнему совсем непросто и удается это далеко не каждому. И определить, хороший снимок или плохой – тоже непросто. Плюс ко всему, иногда бывает и так, что человек, совершенно не имеющий способностей к фотографии, вдруг ни с того  ни с сего делает просто замечательный снимок. Но, увы, происходит это, чаще всего, совершенно случайно. Но ведь нам, как специалистам, хочется не ждать подобных случайностей, а контролировать этот процесс, в некотором роде даже подчинить его себе!

Это мы все к тому говорим, что если вдруг в какой-то момент вы неожиданно поймете, что к фотографии у вас нет ну совершенно никаких способностей -  ни в коем случае не стоит расстраиваться! Ведь вы же уже не школьник, и уже не расстраиваетесь из-за того, что ваша первая школьная любовь умела рисовать куколок и цветочки, а вы этому так и не научились! Главное - уметь быть честным с самим собой. Ну, а выбор между «фотографировать плохо» и «не фотографировать совсем» - только за вами.

И еще одно «философское» соображение. Оно, на наш взгляд, тоже довольно важное. Вот оно, это соображение. Никогда не нужно думать о будущей славе. Пусть даже самой-самой маленькой. В принципе, тщеславны практически все люди. Тщеславны в большей или меньшей степени. Стремление к самореализации толкает любого из нас добиться известности тем или иным способом: на специализированных фотографических сайтах, на фотофорумах в интернете, в каких-то других сообществах коллег по увлечению. А для того, чтобы проявить себя в этом деле, нужно совершить что-то, чтобы это что-то было оценено достаточно большой аудиторией зрителей. И вот тут-то начинающий фотограф чаще всего и попадает в зависимость от  этих людей! Он начинает делать всё так, чтобы его работы этим людям понравились. Пусть даже самому эти работы и не нравятся. Вам наш совет: снимайте так, как это нравится вам самим! К советам других – да, прислушиваться нужно. Но идти на поводу у огромного количества зрителей нельзя ни в коем случае! Делайте то, что хочется вам и только вам. Снимайте так, как вам это интересно, как вам нравится. Великий российский кинорежиссер Андрей Тарковский говорил: «Не хочу быть официантом в своем творчестве. Не хочу исполнять прихоть заказчиков: Подайте мороженое! Подайте пирожное! Хочу делать такое кино, какое хочется именно мне».

Vykhodim_na_ulitsu

Чем фотографировать

Фотографировать можно чем угодно. Даже простенькой фотокамерой, встроенной в мобильный телефон (кстати, в этом есть своя прелесть, и сейчас даже проводятся всевозможные фотоконкурсы и фотовыставки работ, сделанных мобильными телефонами). Солдат и фотограф, делавший потрясающие кадры на второй мировой войне, Тони Ваккаро, непосредственно на фронтах фотографировал довольно громоздким фотоаппаратом Графлекс. Графлекс – это не Лейка, это пластиночный аппарат. Тем, кто не знает, поясним: для того, чтобы сделать всего лишь один кадр, в пластиночный фотоаппарат нужно было вставить специальную кассету, в которую была заряжена стеклянная фотопластинка размером 9х12 сантиметров. И всё это нелегкое снаряжение, да плюс ко всему и боевое оружие, Тони Ваккаро постоянно таскал с собой! А ведь в ту пору уже были в ходу довольно компактные, вполне сравнимые по размерам с современными, 36-милиметровые пленочные фотокамеры!

А известный советский и российский фотограф Георгий Колосов с 80-х годов прошлого века и до нынешнего времени создает свои шедевры самой обыкновенной старенькой «Сменой-2» с самодельным объективом, сделанным  всего из одной линзы.

Казалось бы, ну почему упомянутым великим фотографам не воспользоваться достижениями современной на тот период  техники? Почему они забыли про  технический прогресс?  

Vykhodim_na_ulitsu

Давайте разберем этот вопрос на примере уличной фотографии. Какая фотокамера наиболее подходит для этого жанра фотоискусства?

Критерии тут, на первый взгляд, очевидны: уличному фотографу в первую очередь нужна оперативность и незаметность. С огромной дорогой студийной фотокамерой, установленной на штативе, по городским улицам бегать не будешь, и неприметным уж никак не станешь. Стало быть, ответ на этот вопрос напрашивается сам собой: для уличной фотографии больше всего подходит зеркальная фотокамера. Но зеркалки, все-таки, довольно громоздки и приметны. Если вы выйдете с зеркальным Никоном на шумную городскую улицу или многолюдную площадь, то наверняка найдутся такие любопытные люди, которые непременно спросят вас: «А на какую газету вы работаете?». А может быть, кто-то примет вас за фотографа из городской администрации и скажет, извиняясь, что свой автомобиль припарковал в неположенном месте на минуточку, только ради того, чтобы зайти в аптеку за лекарством для любимой тещи. Короче, такие разговоры и привлечения внимания к себе для уличного фотографа, согласитесь,  нежелательны.

Тем не менее, то, что ваша громоздкая зеркальная камера привлекает к себе внимание окружающих – это, конечно же, не критично. Но было бы лучше, если бы прохожие на улицах города занимались своим делом, а уличный фотограф – своим.

Компактные же фотокамеры, или попросту «мыльницы» - неприметны. Но вот в качестве изображения, создаваемого ими, «мыльницы», конечно же, во многом проигрывают зеркалкам. Да и функциональность у зеркалок посерьезнее, и скорость работы на уровень выше. Так что выбирать в этой дилемме – вам. Альтернатива тут есть. То, что вам больше нравится, то и выбирайте.

Vykhodim_na_ulitsu

Теперь про объективы, которыми вы намереваетесь вести уличную съемку. Дело тут достаточно интересное. Нам кажется, если прислушаться к рекомендациям Кена Рокуэлла, который всем советует обзавестись универсальным объективом, который, по его мнению, подходит на все случаи жизни – зумом 18-200 миллиметров с функцией стабилизации изображения – то мы совершим серьезную ошибку. И нельзя за это винить Кена Рокуэлла. Он мастер хороший. И объектив, который он рекомендует, тоже, конечно же, хороший. Если вы его решите приобрести, то за приемлемую стоимость у вас будет зум, покрывающий практически все необходимые фокусные расстояния. Но вот как раз в этой-то универсальности и таится большое зло! Дело тут в том, что начинающим  фотографом, работающим таким объективом, очень быстро начинает овладевать лень, и даже своего рода трусость. Ну, зачем, думает он, идти куда-то, зачем близко подходить к объекту съемки или происходящему вдалеке  событию,  когда легко можно всё приблизить с помощью сильного зума! Зачем подвергать себя риску, если происходящее событие таит в себе угрозу? Ну, например, пожар или какое-либо стихийное бедствие…  Зачем приближаться с фотокамерой  к объекту съемки, скажем, к красивой девушке, сидящей на лавочке в скверике, чем можно вызвать ее возмущение или смущение? Не проще ли сделать ее портрет незаметно и издалека?

Это очень коварная и большая ошибка почти всех начинающих фотографов, и уличных в том числе. Дело в том, что длиннофокусный объектив как бы вычленяет  объект из окружающей его естественной среды, чем полностью портит весь кадр. Он в значительной степени сокращает перспективу. К сожалению, некоторым людям, недавно взявшим в руки фотокамеру, осознание этого приходит не очень скоро. Да, длиннофокусный объектив просто необходим фотожурналисту. Ведь первоочередная задача  фотожурналиста – это добыча актуальной и важной информации. А такая съемка в некоторых случаях вполне может быть опасной и для здоровья, и даже для жизни, и возможность подойти близко к объекту съемки просто исключена. Тому же, кто поставил своей целью фотографировать будничную жизнь большого города – такой огромный телевик совсем ни к чему. Для этого гораздо больше подойдет недорогой зум-объектив с диапазоном фокусного расстояния 18-55 миллиметров. Или даже объектив с фиксированным фокусным расстоянием 35 или 50 миллиметров. Так что наш вам совет – не таскайте с собой повсюду дорогой телеобъектив. Работайте проще!

Vykhodim_na_ulitsu

Что фотографировать

Всё. Всё, что вам может показаться интересным, или, по вашему мнению, может показаться интересно другим, то есть зрителям ваших будущих фотографий.  Многие из начинающих фотографов завидуют фотографам «старым» и опытным: еще бы! Они и слонов в Африке снимали, и в Антарктиде пингвинов… И гондольеров в Венеции, и папуасов на Таити…  А еще они снимали президентов и звезд рок-музыки… Начинающие фотографы чаще всего лишены возможности фотографировать все это. И наивно думают, что в их тихом и спокойном городке, в котором годами ничего примечательного не происходит, где вся жизнь протекает медленно, и фотографировать-то, в принципе, нечего. Нет в таких городках замечательных старинных царских дворцов, как в Санкт-Петербурге, древних белокаменных  храмов,  как в Москве…  Что уж говорить о слонах, пингвинах, гондольерах и президентах! Но – так ли это? Действительно ли нечего снимать в тихих провинциальных городках или в «спальных», как их называют, районах мегаполисов?

В семидесятые годы прошлого века в замечательном журнале «Советское фото» была опубликована великолепная статья как раз по этому поводу.  Она была написана кем-то из известных советских критиков в ответ на письмо одного читателя, который как раз и жаловался в редакцию: «Что снимать? Снимать-то совсем нечего!». Критик поступил до банальности просто. Взял самый обыкновенный ФЭД (был тогда такой фотоаппарат), зарядил его стандартной катушкой пленки в 36 кадров, купленной накануне в магазине, и вышел во двор самого обыкновенного московского пятиэтажного дома, в котором сам и жил. И сделал серию прекрасных снимков. Повторимся – не выходя из двора самой обыкновенной московской пятиэтажки. На этих снимках были и бабушки, разговаривающие о чем-то, сидя на лавочке возле подъезда, и крупные планы радостных детских мордашек, и кошка, гуляющая сама по себе, и забытая с зимы кормушка на березе… Даже трещина в асфальте – и то нашла свое место в этом импровизированном фоторепортаже.  «А вы говорите, что снимать нечего!» - такими словами завершил свою статью автор. Для того, чтобы найти то, что снимать, нужно понять город, почувствовать его жизнь, его дыхание, его пульс. И настроится на его волну.

Не забывайте, что снимать можно не только ЧТО, но и КАК. Не обязательно снимать какое-то событие, ждать или выискивать что-то особенное, необычное. В самом простом можно найти красивое. Понаблюдайте за цветом, светом, ритмикой разных объектов. Старая кирпичная стена дома, на которую падает свет от низко стоящего на закате солнца, легко превращается в удивительно красивую фактурную и рельефную поверхность с неповторимым светотеневым  рисунком. А лестницы? Как хороши лестницы при определенном освещении! Нужно только увидеть. И иногда – подождать. И дождаться. А желтый осенний лист, плавающий в луже, в которой отражаются облака? Учитесь видеть! Один фотограф, носящий очки, любил шутя говорить: «Я вижу хуже вас, но я вижу больше вас!».

Как фотографировать

Главное в фотографии – это, конечно же, свет. Художник рисует красками, фотограф рисует светом. В переводе «фотография» как раз и означает «светопись».  Естественно, и в пасмурную, серую погоду можно сделать очень хороший снимок. Но при мягком, солнечном свете шансов, что удача улыбнется вам и подарит хороший кадр, становится намного больше!

В любом руководстве по фотографии вы найдете один важный совет: избегайте фотографировать на улице в полдень. Как раз именно в это время солнце, наш главный источник света, стоит, что называется, в зените и льет на нас со страшной силой свой яркий, но грубый и жесткий свет. Тени в полдень совсем не исчезают, как это утверждает известный фильм. Наоборот они становятся глубоко черными и ужасно некрасивыми, а светлые места – наоборот ослепительно яркими, пересвеченными. Вот именно по этой простой причине все опытные фотографы, а не только мы в этой статье, на уличную съемку рекомендуют выходить либо до полудня, либо во второй половине светового дня.  Тени в это время бывают мягкими, как будто ласковыми, нежными, романтичными. Как прикосновение любимой женщины. Цвета  приобретают теплоту и насыщенность. Не зря же послерассветное и предзакатное время называют «золотыми часами фотографии». Об этом вы можете почитать в какой-нибудь другой статье или книге, сейчас мы на этом останавливаться не будем.

Еще одним важным фактором успеха уличного фотографа является его настроение его душевное состояние. Если вы с утра проснулись больным и невыспавшимся – отмените запланированную съемку.  Все равно толку из нее не выйдет. Тем более, что вы не скованным обещанием заказчику. Ну,  а уж если вы все же решили отправиться на фотопрогулку, на фотоохоту за городскими типажами и персонажами, то настроение себе нужно непременно поднять! Как? Ну, например, вкусным завтраком с чашечкой кофе, хорошей музыкой… Да мало ли способов поднятия настроения! Попробуйте сами спеть какую-нибудь простенькую песенку себе под нос. Проверено. Помогает. 

Выйдя на улицы шумного города, будьте предельно внимательны. Увлекшись съемкой, не теряйте бдительность. Ни в коем случае не следует забывать о том, что вы находитесь не на тихой лесной опушке, где кроме порхающих над цветами  бабочек и прыгающих в траве лягушек рядом с вами никого больше нет. На городской улице вас подстерегает масса опасностей. Ну, хотя бы, автомобили. Не теряйте голову в творческом порыве! Зазевавшись, в городе легко попасть под машину или запнуться за какое-нибудь препятствие.  Ну, например, за порог при входе в магазин, за бордюрный камень между тротуаром и проезжей частью. Можно и на людей наткнуться ненароком и сшибить их с ног. Если вы увидели что-то, что привлекло ваше внимание, и вы решили это сфотографировать, но потом поняли, что объект или событие находится вне зоны вшей досягаемости, улыбнитесь и скажите себе мысленно: «Слушай, а зачем это вообще снимать? Разве это интересно?». Уверяем вас, на ваш век  уличных историй  приключится еще достаточно!

Увидев на городской улице что-то интересное, рекомендуем не торопиться. Даже если событие разворачивается стремительно. Вздохните поглубже, внимательно приглядитесь к происходящему. Может быть, стоит отойти чуть подальше или подойти чуть поближе? А может присесть и снять это с нижней точки? А может быть, если отойти чуть вправо – будет еще лучше и в кадр попадет какой-то еще один весьма интересный объект или нужная вам деталь, которую вы не заметили раньше?  Не спешите. Поработайте с композицией. Хороший снимок интересного события лучше плохого снимка интересного события. В любом случае, если же вы упустите момент – не жалейте об этом. Фотография, сделанная наспех, кое-как – это плохая фотография. Все равно вы ее никому потом не покажете.

Ни в коем случае не фотографируйте незнакомого вам человека в лоб, то есть прямо и открыто. Это может вызвать его раздражение или даже гнев. Вам это нужно? Тем более, что и закон в данном случае на его стороне. Зачем вызывать у человека неприятные эмоции? Кто-то ведь может и не постесняться не только в выражениях ваш адрес. Мало ли что… Но, впрочем, если вы, что называется, «всем нутром» чувствуете, что будет шедевр – рискните, конечно.  Но наше дело – предупредить вас. И мы это сделали. Предупредили. Да, прохожие редко горят желанием быть моделью для неизвестного им фотографа. Пусть даже вы и не потребуете с них плату за то, что вы их сфотографировали.

Vykhodim_na_ulitsu

Если вы, прогуливаясь по городским улицам, увидели какой-то интересный элемент, ну например, красивую лавочку на бульваре, сказочно освещенную готовящимся ко сну солнышком, подождите немного. Присядьте на лавочку напротив. Не торопитесь. Возможно, именно сейчас на этой лавочке как из ниоткуда возникнет ваша Муза, единственная и  неповторимая, самая красивая девушка, девушка вашей мечты… Вы что, хотите упустить свое счастье?

Кому показывать свои фотографии

Всё то, что вы сотворили, конечно же, нужно кому-то показывать. И это вполне естественно и закономерно. Любой художник творит в первую очередь для людей, а не для себя, не для собственного удовольствия. Творчество любого художника становится бессмысленным, если о нем никто не знает. Но вот в этом-то и заключается своего рода парадокс! Как мы уже говорили сегодня выше в нашей статье,  главное, чтобы продукт творчества художника (в нашем случае фотографа) нравился в первую очередь самому художнику. То есть нужно снимать так, чтобы наши фотографии нравились бы нам самим. И нравились бы честно, по-настоящему. Нравились бы так, как если бы это были чужие работы неизвестного нам гения фотографии. Но, спрашивается, зачем же тогда нам показывать плоды своего труда другим людям? Нам кажется, дело тут вот в чем. Произведение, созданное художником, ему уже не принадлежит. Да-да! Художник создал его, «родил» - и отпустил на свободу. Живи! Живи своей самостоятельной жизнью. Как взрослый ребенок! Но вместе с этим «ребенком» художника в самостоятельную жизнь отправляется и частица того мира,  в котором живет сам художник. И этот маленький кусочек мира сам превращается в цельный и гармоничный микромир. И если об этом ребенке, этом микромире, никто кроме автора не узнает – это сродни тому, что художник родил мертвого ребенка. Грустно, но это так. Увы.

Vykhodim_na_ulitsu

Вывод. Если вы хотите, чтобы ваши фотографии только хвалили – показывайте их только своей любимой жене или горячо любящим вас родителям. Ну, а если серьезно – найдите для себя такого человека, который бы стал вашим критиком. Который не стеснялся бы сказать вам прямо в лицо все то, что он думает про ваши работы. Было бы очень хорошо, если бы этот человек разбирался в фотоискусстве, или хотя бы на элементарном уровне мог отличить хорошую фотографию от скучной и плохой. И самое важное, чтобы его рецензия на ваши работы не заключалась бы в одном слове: «Плохо» или  «Хорошо». Важно, чтобы он смог сделать грамотный разбор ваших снимков, чтобы он смог обратить ваше внимание на ваши плюсы, те или иные достоинство ваших работ и смело указал бы на конкретные недостатки. Один известный фотограф, предоставляя на суд публики свои снимки, всегда говорит: «Ругайте меня громче». И действительно, самый худший отзыв для любого художника звучит примерно так: «Вау! Как это классно!». Это значит, что зритель ровным счетом ничего не понимает в искусстве. Ну, скажите, как же вы сможете избавиться от минусов и недостатков в своих работах, если на эти минусы и недостатки вам никто не укажет? Сами-то вы, когда создавали ту или иную работу, этих недостатков не увидели! А если бы увидели – ни за что бы не допустили! Вот строгий критик вам на них и укажет. А вы примите их к сведению. И примите с благодарностью, а уж никак не с обидой.

Нажмите ESC чтобы закрыть