Все о цифровой фотографии

Многим непрофессионалам в области фотографии обычно кажется, что на улице лучше всего фотографировать в ясный и солнечный день. Они думают, что в это время можно снимать на коротких выдержках, то есть больших скоростях затвора, на узкой диафрагме, что даст большую глубину резко изображаемого пространства, что цвета в это время яркие и насыщенные… Увы, эти люди глубоко ошибаются. Это совсем не так. Яркий свет солнышка, особенно зимой, чаще всего только портит снимки, но уж ни в коей мере не улучшает их. Особенно ярким и сильным солнечный свет бывает в полуденные часы. В это время он очень резкий, образует глубокие и некрасивые тени, которые совсем не украсят лицо человека. Это, в основном,  тени от носа, подбородка, других выступающих деталей лица. Плюс ко всему, светлые участки на фотографии будут выглядеть неестественно отбеленными, и в целом  снимки будут выглядеть чрезмерно контрастными.

Вот поэтому, если есть такая возможность, старайтесь фотографировать на улице при естественном свете примерно до 10 часов утра, либо после 16 часов, когда солнце находится не в зените, а чуть ниже к горизонту.  К сожалению, не всегда это получается. Если вы снимаете на улице портрет, то модель еще как-то можно убедить провести фотосессию в удобное для съемки время, Но вот если, например, вас пригласили сделать репортаж с какого-либо мероприятия, которое для всех его участников и организаторов удобно провести именно в полуденное время,  тут уж вам приходится смириться с поставленными условиями… В таком случае вам может помочь, как ни странно, вспышка. На ярком солнце она совершает чудеса: убирает с лиц глубокие черные и некрасивые тени, о которых мы говорили чуть выше. Конечно, если вы снимаете людей с не очень большого расстояния. Немного выправить ситуацию поможет и отражатель. Но, увы, в репортажной съемке применение отражателя практически исключено.

Обычно, снимая портреты на улице, в условиях естественного освещения, начинающий фотограф старается расположить модель так, чтобы солнце находилось за его спиной и светило бы прямо в лицо модели. Но и это тоже ошибка! В таком случае от сильного солнца портретируемый человек будет жмуриться и у него из глаз даже могут потечь слезы. А сами его глаза на снимке будут выглядеть неестественно прикрытыми или широко открытыми, так как онзахочет их открыть как можно шире намеренно. Да и само лицо будет ярко освещено и выбелено, с него пропадут все тени, вся фактура кожи. Старые фотографы называют такие лица на фотографиях новичков «блинами». И действительно они похожи на блины: белые, круглые, с лишь несколькими темными точками, обозначающими глаза, нос и рот. Для того, чтобы добиться естественного выражения лица в таком случае, а также более объемного освещения, мы рекомендуем расположить модель для съемки таким образом, чтобы солнце светило на нее сбоку. Результат такой съемки даже при полуденном солнце будет намного лучшим. А если вы при этом воспользуетесь еще и отражателем, который смягчит резкие тени на лице и фигуре, то и вообще можно добиться замечательных результатов. 

А еще можно попробовать сделать снимок против света, в так называемом контражуре. В этом случае на фотографии вы получите силуэт модели и небольшое сияние, как бы ореол вокруг этого силуэта. Особенно красив этот ореол бывает в том случае, если у модели пышные волосы.

Но, все-таки, самые лучшие результаты при съемке на улице при естественном освещении вы получите, если будете фотографировать не в яркий и солнечный день, а при слегка облачной погоде. Облака рассеивают солнечный свет, они  работают как своего рода отражатель в фотостудии, как софтбокс. Такой мягкий свет очень хорош не только для съемки портретов, но и для многих других видов съемки. Ну, например, для съемки натюрмортов или даже пейзажей. Если облака полностью застилают небо – это совсем не беда! Это не должно быть для вас проблемой! В таких условиях работать фотографу очень даже хорошо! Практически полное отсутствие теней дает прекрасную возможность заняться, например, пейзажной съемкой, или съемкой архитектуры. Попробуйте так же заняться макрофотографией. Поснимайте цветы и другие растения в вашем саду. А еще – различных насекомых на этих цветах…

В зимнее время, в отличие от лета, солнце обычно находится на небе низко над горизонтом. Даже в полуденное время зимой оно ниже, чем летом. А это дает фотографу прекрасную возможность для съемки различных текстурных поверхностей. Ну, например, каменных или кирпичные стен, фактурных деревянных заборов, зданий с отставшей в некоторых местах штукатуркой, толстых деревья с красивой корой… Низкий боковой свет прекрасно подчеркивает все неровности, шероховатости, детали таких плоскостей, делает их более рельефными и красивыми. В это время мы советуем вам заняться пополнением своей коллекции текстур для различных шаблонов…

А вообще, как говорят многие известные фотографы,  нет плохой погоды для съемки. Есть разные условия, разные виды  освещения. Просто нужно уметь фотографировать, уметь находить разные подходы к своей работе при самых разных условиях естественного  освещения.  Ну, например, если вы снимаете в очень пасмурную, серую, темную погоду, когда цвета практически отсутствуют, или даже в дождь – попробуйте перевести снимок в черно-белый вариант. Таким нехитрым образом вы сосредоточите внимание зрителя на самом главном. Ну, например, на лице или глазах модели, или на красивой фактуре какой-либо поверхности. Уверяем вас, это придаст снимку особое настроение…