Основы управления цветом

 
Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Эта статья посвящена проблеме цветового соответствия. Мы продемонстрируем принципы соответствия основных цветовых моделей и расскажем о методиках, применяемых в открытых системах для согласования устройств с целью получения корректных результатов при печати. Вы сможете убедиться, что система цветового менеджмента крайне полезна для цифрового фотографа.

Отличительная черта цифрового фотопроцесса – последовательная передача цветовой информации по всей цепочке устройств, каждое из которых может внести свои аппаратные «поправки», неизбежно влияющие на качество финального отпечатка.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Эта проблема объясняется тем, что цветовой спектр  каждого устройства заведомо ограничен, и пока невозможно передать все богатство красок. И пленка, и сенсор имеют свой динамический диапазон, который немного обедняет натуральную гамму. При постобработке или после сканирования картинка также может потерять свою естественность – монитор (или сканер) также не способен стопроцентно передать некоторые оттенки. К тому же надо применять во внимание, что и конечно устройство формирования отпечатков также имеет свои границы.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Система управления цветом (Color Manager System, CMS) – это набор программных средств, согласовывающих цветопередачу сканеров, принтеров, мониторов и т.д. Она обеспечивает неизменность оттенка до распечатки включительно. В идеале, отображаемые на мониторе цвета будут строго соответствовать тому, что получится на выходе. А для этого различные ОС, мониторы и приложения должны соблюдать некий протокол согласования. Наиболее очевидна выгода CMS применительно к устройствам с небольшим диапазоном цветности (гаммой) – например, настольным принтером. CMS пересчитывает гамму первичного устройства (в частности, монитора) в координаты цветовой шкалы принтера. В результате все цвета монитора реализуются в соответствии с возможностями конечного звена.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Почему WYS не всегда тождествен WYG? 
«Цветовые гуру» стараются нивелировать разницу между отпечатком и содержимым экрана. 

В работе с файлами более всего раздражают отклонения от принципа WYSWYG (получаешь при печати то, что видишь на экране). Тяжко «выстраданный» цвет при печати безбожно искажается. А все потому, что принтер и монитор по-разному подходят к воспроизведению цвета. 

Монитор действует по аддитивному принципу RGB, где все цвета образуются через смешивания красного, зеленого и синего. Причем белый состоит из суммы всех трех при их максимальной интенсивности.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

В полиграфии и струйной печати на вооружение приняты схема CMYK. Здесь всевозможные оттенки формируют красители трех цветов (голубой, пурпурный, желтый) в сочетании с черным (К). Модель CMYK называется субтрактивной, поскольку чернила выступают в качестве фильтров, на которые падает композитный белый свет, и поглощаются различные его составляющие. Пурпурная краска поглощает зеленый спектр, голубая – красный, желтая – синий.  Теоретически, комбинация всех трех красок в равных пропорциях порождает «непроглядную тьму», или черный цвет.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Однако недостаточная чистота существующих красителей не позволяет добиться абсолютной насыщенности, и в черном все равно проскакивают посторонние оттенки. В результате вместо идеально-черного получается нечто грязно-бурое. Вот почему к CMY-палитре специально добавляют черный краситель. Это цвета можно увидеть на картриджах принтеров, поддерживающих CMYK. 

Osnovy_upravleniya_tsvetom

Советы: 
1)    Картинка будет удачной, если камера, сканер и принтер используют схожие цветовые модели. 
2)    Неоднозначность трактовки цвета влечет за собой неожиданные результаты. 
3)    Цветовая модель печатающего устройства прямо влияет на красочность фотографии. 

Системный анализ. 
До того, как миру явились настольные издательские системы (desktop publishing), использовать так называемые «закрытые системы», где все компоненты были откалиброваны и подогнаны для работы друг с другом. Но полного соответствия удавалось достичь далеко не всегда, и специалисты высокой квалификации, исходя из своего опыта, корректировали отсканированные изображения, заведомо зная, как скажутся на готовой печатной продукции результаты их манипуляций. Тем не менее, новейшей тенденции в цифровой индустрии ставят под сомнение целесообразность таких комплексных решений.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Очевидно, что разнородные электронные компоненты по-разному воспроизводят оттенки на различных стадиях цифрового фотопроцесса. К примеру, в соответствии со своей спецификацией сканер интерпретирует картинку как набор RGB величин. Далее, монитор отображает цвета, исходя из характеристик люминофора или жидких кристаллов. Ну а большинство цветных принтером реализуют печать, руководствуясь стандартами CMYK.  Данный пример наглядно иллюстрирует необходимость внедрения системы цветного менеджмента. Принцип открытого управления позволяет компенсировать разницу цветопередачи посредством аппаратно-независимого протокола.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Способ генерации цвета зависит от специфики устройства. В каком-то смысле, каждый компонент обучен одному «цветовому языку» и не может полноценно общаться со всеми прочими. Поэтому, как вы поняли, срочно потребуется переводчик. Представим, что в комнате собрались четыре незнакомца. Один разговаривает на английском, другой на французском, третий на китайском, а четвертый вообще на языке жестов. Этой компании нужен кто-то, кто знает все четыре языка плюс ещё один нейтральный. Дискуссия будет развиваться через переводчика, транслирующего реплики на универсальный язык. Таким образом, продолжая общаться по-своему, каждый будет в курсе текущих событий.

Osnovy_upravleniya_tsvetom

 

Источник: Digital Photographer

Нажмите ESC чтобы закрыть