Фотограф Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe)

Роберт Мэпплторп (Robert Mapplethorpe) появился на свет 4 ноября 1946 г в пригороде Нью-Йорка в районе Квинс. Вырос он в католической семье с пятью братьями и сестрами. В 1962 году Роберт переехал в Бруклин и не возвращался в Квинс вплоть до своей смерти.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

В юношеские годы Мэпплторп хотел стать музыкантом, но когда он покинул Квинс, то внезапно поменял своё решение. Он поступил в 1963 году в институт Праттана на факультет изящных искусств. Во время учебы он осваивал живопись, архитектуру и графику. Затем он увлекся составлением коллажей. Он складывал вырезки из книг и порножурналов в одно полотно и разрисовывал их краской из баллончика.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Мэпплторп взял камеру в руки из-за того, что ему стало не хватать снимков для коллажей. В начале 70-х годов он снимал на модную в то время камеру Polaroid. Сначала Мэпплторп делал исключительно автопортреты. Затем он начал фотографировать свою близкую подругу Патти Смит. она была художницей, поэтессой и певицей. Затем появились другие модели.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

В 1970-х годах Мэпплторп крепко сдружился с Джоном МакКендри. Она был куратором отдела эстампов, графики и фотографии в музее Метрополитен. МакКендри помог организовать выставку Роберта в Метрополитене. Это было в 1976 году. Эта выставка принесла молодому фотографу известность. Через год ему представилась возможность организовать еще две выставки в галереях «Holly Solomon» и «The Kitchen», которые находятся в Нью-Йорке. Неуклонно возрастающая популярность заставила Мэпплторпа более серьезно относиться к фотографии. Он начал искать новые темы для реализации своего творческого потенциала. Еще до первой выставки фотограф приобрел полноформатную камеру (4*5"), а позднее фотоаппарат Hasselblad. С новой камерой Мэпплторп начинал, как и с Поляроидом. Делал автопортреты, потом фотографировал Патти Смит. Далее в его объектив попадали друзья, знакомые, представители художественной богемы, звезды порноиндустрии, и члены гомосексуального общества с представителями тайных садомазохистских клубов. В тот же период Мэпплторпом были сделаны снимки, на которых дети демонстрируют свои половые органы. Многие по сей день считают эти фотографии детской порнографией.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Роберт Мэпплторп вошел в мир фотографии, практически ничего о ней не зная. Он не был знаком с историей фотографии и не видел работ других великих фотографов. Роберт выработал собственный стиль основываясь на своих взглядах, а не копируя работы великих мастеров. Всё же он обратился к фотографической истории, но это произошло в конце 70-х. Тогда он открыл для себя работы Надара, Джулии Маргарет Камерон и Фредерика Холанд Дэйя. Он интересовался работами Джорджа Платта Лайнса и Имоджена Каннингема. Его притягивала в них мужская обнаженная натура. Мэпплторп мечтал познакомиться с Энди Уорхолом после просмотра его фильма «Девушки из Челси» («Chelsea Girls») в 1976 году. Встреча всё же произошла. Это случилось, когда Роберт перебрался в Манхэттен и начал работать в журнале «Interview». Мэпплторп потом признался, что работы Энди действовали на его творчество на подсознательном уровне.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

В 1970-х годах Роберт Мэпплторп не считал себя фотографом. Он даже не хотел им становиться. Ему очень нравилась фотография, как объект искусства. Чтобы подчеркнуть материальность фотографии Роберт очень внимательно относится к паспорту, кропотливо подбирая цвета. Мэпплторп выделился тем, что доказал американской общественности, что фотография мужского достоинства крупным планом может быть произведением искусства, которое достойно выставки в галереи. В то время общество не было привыкшим к такому, поэтому это выглядело вызывающе. Как говорил сам Роберт: «Мое отношение к фотографированию цветка не особенного отличается от того, как я фотографирую член», – говорил он, – «По сути – это одно и то же – освещение и композиция. Разница не велика». Или, в другой раз: «Мужской член и, например, цветок – равноизящны. Есть люди, которые не могут это признать. Для меня это очевидно...» Такой подход фотографии оправдывается тем, что Мэпплторп родился во время сексуальной революции и наркотического беспредела, отстаивания прав сексуальных, расовых и политических меньшинств. В то время за свои права и за свободу нужно было бороться. Вседозволенности тогда не было.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

В 1980-х годах Мэпплторп начинает менять свой стиль. Он становится более изысканным. Фотограф уделяет особое внимание мужской и женской обнаженной натуре, концентрируется на композиции и увлекается натюрмортами. Роберт постоянно делает портреты своих знакомых, среди которых становится всё больше музыкантов, политиков и кинодеятелей. Начиная с 1976 и вплоть по 1989 год Мэпплторп провел более чем 200 выставок по всему миру. Большая часть выставок были персонльными.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

1986 год принес ужасное известие. Мэпплторп был болен СПИДом. Несмотря на это он продолжил активно работать. В 1988 в мае фотограф основал «Фонд Роберта Мэпплторпа» («Robert Mapplethorpe Foundation»). Его основной задачей было поддержание его собственной популярности. Выручка с этого фонда направлялась на медицинские исследования по борьбе с ВИЧ. Умер Роберт Мэпплторп 9 марта 1989 года в Бостоне. Ему было 42 года.

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Fotograf_Robert_Meppltorp_(Robert_Mapplethorpe)

Истинная слава пришла к имени Мэпплторпа после его смерти. Его работы вызывали еще много скандалов и судебных разбирательств. В 1990 году штате Огайо в городе Цинциннати Был арестован директор художественного музея за организацию выставки «Момент истины» («The Perfect Moment»). Его впоследствии оправдали, но дурная слава за ним осталась. Серьезное разбирательство было в Японии. В 1999 году на таможне не пропускали работы Мэпплторпа, невзирая на то, что они ввозились для личного пользования. В 2003 году стартовало судебное разбирательство, которое получило развязку только в феврале 2008 года. Тогда было признано, что фотографии Роберта Мэпплторпа не являются порнографическими и не нарушают общественную мораль.

Нажмите ESC чтобы закрыть