Все о цифровой фотографии
Основу абстрактной фотографии составляют цвет, форма и текстура. Джефф Симпсон предложит несколько идей съемки в этом жанре

Действительно хорошие снимки природы, и в частности абстрактные фотографии, получаются лишь у наблюдательных фотографов — у тех, кто внимательно относится к деталям. Некоторые считают: чтобы получить такие кадры, требуется дорогостоящая аппаратура. Я же, наоборот, посоветую свести оборудование к минимуму. Это поможет вам сосредоточиться на самом объекте съемки и не тратить время на возню с техникой, большая часть которой вряд ли пригодится. Наиболее удачные фотографии я снимал единственным макрообъективом с фокусным расстоянием 100 мм.

Рисунок и текстура

Абстрактная фотография замечательна тем, что ее объектом может стать все что угодно. Сюжеты ждут на каждом шагу. Обратите внимание на багряный лист на зеленой траве или какой-нибудь природный ритмичный рисунок, например узор песчаного берега. Определитесь с форматом снимка: горизонтальный кадр создает ощущение спокойствия, вертикальный смотрится динамичнее. Установите камеру в непосредственной близости от объекта и включите режим выборочной фокусировки. Не бойтесь плотного кадрирования, подходите ближе и используйте объектив с бóльшим фокусным расстоянием, так, чтобы сжать композицию до абстрактных линий.

При съемке абстракции очень важно смотреть на объект и выстраивать композицию снимка именно через видоискатель, не пытаясь доверять собственным глазам. В попытке сделать оригинальный кадр не бойтесь оставить лишние детали за его пределами. Будьте лаконичны. В полноценном статичном пейзаже вряд ли можно будет различить красочный узор, созданный отражением листьев в подернутой рябью воде. Меняя ракурс, приближая объект съемки и упрощая композицию, можно получить замечательные абстрактные фотографии.

В работе над этим снимком сложнее всего было положить погибшую на дороге птицу в полиэтиленовый пакет так, чтобы этого не заметили покупатели магазина, расположенного неподалеку от моего дома. Я установил Canon EOS 1Ds Mark II на штатив Gitzo, чтобы задняя стенка камеры располагалась параллельно объекту съемки. Снимая в режиме приоритета диафрагмы, установил ее значение f/11, а чтобы сохранить резкость, использовал блокировку зеркала и дистанционный спуск затвора

Учитесь замечать детали!

Я хотел устранить фон и при этом добиться того, чтобы зритель мог различить на фотографии ручей и наклонившийся над ним бук. Для этого поднял штатив на высоту, позволявшую снимать под углом 45° — в ракурсе, который фотографы не особенно жалуют. Создавая абстрактные кадры, исследуйте все возможные ракурсы. Ищите линии и очертания. Изгибы реки в низине, песчаный узор на пляже, рельеф коры дерева — во всем можно увидеть необычный рисунок. Самые впечатляющие рисунки — геометрические, например, паутина или расцветка змеиной кожи.

Цвет

Замечайте оттенки цвета. Объект, утром окрашенный в насыщенные зеленые тона, в полдень приобретает, как правило, коричневые и сине-зеленые оттенки. Чтобы избежать цветового сдвига, попробуйте расположить между солнцем и объектом съемки лист белого матового пластика. Это также поможет рассеять свет.

Форма

Ищите красочные и интересные объекты съемки. Я сделал 20 снимков этой орхидеи, прежде чем кадрировать цветок настолько плотно, чтобы он оказался ограничен несколькими интересными фигурами. Если, снимая макрообъективом или короткофокусным зум-объективом, использовать удлинительное кольцо 12 или 25 мм, можно получить резкие кадры даже при сильном приближении.

Мягкие линии

Добиться размытого изображения потока воды можно с помощью большой выдержки. Просто направьте объектив на водопад в режиме приоритета диафрагмы, установите значение f/16 и снимайте. Если хотите сделать изображение еще более размытым (а значит, и более графичным), используйте нейтральный светофильтр.

Правило "третей"

Это правило построения композиции заключается в том, что вся площадь снимка делится на три части сначала горизонтальными, затем вертикальными линиями. На пересечении этих линий, вокруг центра, располагаются зоны, привлекающие к себе наибольшее внимание зрителя. Поместите объект съемки в одну из этих точек — и вы получите интересный кадр с уравновешенной композицией.

Я набрел на этот миниатюрный пейзаж из лишайника и мха, гуляя по вересковой пустоши заповедника Дорсета. Этот „пейзаж“ площадью не более 5x3 см настолько же сложен и интересен, как любой другой. Расположившись посреди сверкающей росянки, приблизил изображение макрообъективом 100 мм и отрегулировал штатив таким образом, что задняя стенка камеры оказалась параллельна объекту съемки — важный технический прием, когда хочешь добиться максимальной глубины резкости. Для дополнительной подсветки установил небольшой белый отражатель.