Подводным плаванием я начал заниматься в 1998 г. Через какое-то время захотелось то, что я видел под водой, показать другим, и тогда я взял в руки свою первую камеру. До этого я был абсолютно нормальным человеком, который фотографировал мыльницей на суше фотографии типа «я и солнце, я и море». Какое-то время я снимал также, как все, но со временем разработал собственную систему съемки. Я считаю, что в за последние пять лет я начал профессионально подходить к фотографии, стал снимать осмысленно, понимая, что я хочу получить.
Много ли тонкостей в подводной фотографии?
Очень много. Подводная фотография отличается от обычной, как небо и земля. Там все по другому. Можно сравнить подводную съемку со студийной фотографией, под водой также важно уметь работать со светом. Серьезный прогресс в подводной съемке у меня пошел, когда я научился студийной съемке, обмениваясь опытом с Димой Рудаковым.
Как Вы думаете, обучение подводной фотосъемке было бы востребовано?
У нас в России мало что востребовано по-настоящему. С одной стороны, есть большое количество талантливых людей, которые работают в разных стилистиках, с разными темами. Достаточно зайти на фотосайт, чтобы увидеть, какие классные ребята есть в разных направления, и в композиционном искусстве, и в пейзажах, и ню… Но, с другой стороны, рынок профессиональной фотографии у нас в стране вообще «никакой». Для русского человека заплатить 100 долларов за авторскую фотографию и повесить ее – это нонсенс. Пойти потратить в каком-нибудь ресторане 500 долларов за ужин – это нормально, а получить за 100 долларов из рук автора фотографию, ради которой человек лазил по джунглям, потратил 10 тысяч долларов, чтобы там месяц болтаться, кормить комаров, и снять какого-нибудь уникального зверя – это дорого…
У нас пока, к сожалению, нет культуры потребления. И в результате - нет конечного продукта. У нас есть достаточно много подводных фотографов, но девять десятых из них так и не научились хорошо снимать. Потому что с чего начинается подводная фотография? Человек выкладывает энную сумму денег, тратит минимум тысяч пять-шесть долларов на оборудование. И когда человек себе все это купил, он автоматически становится «крут». А раз у человека «крутая техника», то он уже - «крутой фотограф». Он механически нажимает на кнопки и если фотографии становятся хотя бы резкими и не мутными – это уже считается профессионализмом. И, честно говоря, таких фотографов достаточно много. Хотя есть ряд талантливых, способных фотографов, которые переходят через это и начинают делать уникальные вещи.
А как удается совмещать бизнес и любимое занятие?
Сложно получается. Обычно я отработаю 2-3 месяца как одержимый здесь в Питере, а потом плюю на все остальное и на 2 недели или на месяц уезжаю куда-нибудь в далекую страну. От всех проблем, от работы, от хлопот. Я бегаю там в шортах и резиновых шлепанцах, а через 2-3 недели возвращаюсь совершенно другим человеком. Такой челночный стиль жизни мне очень нравится.
А расскажите, пожалуйста, о своем рейтинге мест для дайвинга?
На самом деле, все зависит не только от географии места, но и от удачи. Можно приехать в самое лучшее место, но тебе не повезет, и ты там вообще ничего не увидишь. Бывает и наоборот. Один из моих друзей много лет работает на Кипре. Казалось бы, там под водой особенно делать нечего: зверья мало, рыб мало, кораллов нет и вообще скучно. И вот в этом скучном месте он под водой увидел кита - в 50 метрах от берега. Везение – великая вещь!
Но есть места, куда ты едешь и понимаешь, что с очень большой вероятностью увидишь там очень много. Мои любимые места - это север Норвегии, Баренцево море. Очень люблю всю Юго-Восточную Азию, особенно регион Папуа Новая Гвинея, Индонезии. Там фантастические места и шикарный дайвинг! Красивое место, безусловно, Галапагосские острова в Тихом океане… Когда-то было хорошее место – Красное море. Но в последние 5-6 лет там уже просто нечего делать.
А Вы видите изменения в состоянии подводного мира?
На самом деле изменения катастрофические. Я просто в шоке. Все рушится. Рифы погибают...
Я начинал нырять в 1997 году в Египте. Там было все! Не нужно было далеко ехать, можно было у берега и акулу, и хаммерхедов, и черепах, и скатов и барракуд – что угодно. Но с тех пор все изменилось. В последний раз я был в Египте года три или четыре назад. Кроме сумасшедших дайверов там не осталось вообще ничего.
К сожалению, даже дальние регионы, в которые я езжу, тоже меняются очень сильно. Я традиционно езжу в Папуа Новую Гвинею – самое, казалось бы, дикое место, самое далекое, но и там уже начинаются серьезные проблемы. Рифы разрушаются, животные исчезают… Я вынужден торопиться, чтобы хоть что-то успеть запечатлеть, чтобы хоть что-то осталось, хотя бы в виде фотографий. Все очень серьезно - я боюсь, что через 15-20 лет смотреть будет уже нечего.
А скажите, как подводные обитатели реагируют на человека? Например, в нашем океанариуме я наблюдала кормление акул и мне показалось, что они довольно «общительны»…
Акулы такие же рыбы, как и все остальные. Их имидж ужасных тварей, которые всех жрут, – очень сильно преувеличенный миф. Недавно я прочитал, что в год от кокосов, упавших на голову, погибает в 10 раз больше людей, чем от акул. Но до сих пор не снято ни одного фильма ужасов про падающие кокосы!!!
Миф про кровожадных акул в свое время придумали голливудские режиссеры, и с тех пор он нещадно эксплуатируется. И китайцы добавляют шороха, тем, что у них популярен суп из акульих плавников. В итоге с акулами стала большая проблема. Они постепенно исчезают. А ведь акула - это интересная, независимая рыба. Очень красивая. Ее интересно снимать. Бывают, конечно, случаи, когда акула может напасть. Но они единичные, их можно по пальцем перечесть.
Экологическое получается интервью…
Давайте вернемся к фотографии. В чем заключается Ваша система съемки, о которой Вы упоминали в самом начале? Об этом можно рассказать кратко?
В двух словах, конечно, не расскажешь. У меня была в свое время идея – написать книгу, типа учебника - как заниматься подводной фотографией. Природная нехватка времени, а также лень и отсутствие заказчиков сделало эту идею не сильно осуществимой в ближайшее время. Хотя, действительно, есть своя методика. При съемке важна манера поведения человека под водой, чтобы вступить в некий контакт, диалог с животным. Для каждого животного есть определенные стереотипы поведения, на которые животные клюют. В результате получаешь хорошие снимки.
Обычно, что происходит? Человек ныряет под воду, несется с группой или без группы. Встретил животное, тут же его окружил, крючком достал и пытается снимать. Но любое животное, когда к нему подплывают, испытывает шок. Потому что кто мы такие для рыб? Огромные, черные булькающие существа, вспыхивающие разными непонятными вспышками, дергающие, трясущие и так далее…
А задача фотографа - любое существо, которое снимаешь, сфотографировать не испуганным, а любопытным, заинтересованным, показать эмоцию. И вся методика построена на том, как это сделать.
Вот допустим, фото на паспорт. Это самая настоящая фотография, но с художественной точки зрения она годится только на паспорт или на эмалевый кружочек. А людям такие фотографии не особо интересны. Люди любят эмоции! Как правило, положительные. Среднестатистическая фотография человека или животного не интересна никому. Нужна яркая, интересная, красивая эмоция! И вся техника как раз рассчитана на то, чтобы животное начало эмоции проявлять.
Фотографии, которые я делаю под водой и которые выходят на свет, это очень эмоциональные фотографии, где у каждого животного есть своя личностная характеристика. Вот это любопытное, это зевает, а это улыбается. Это очень важный момент! Мои фотографии тем и отличаются от фотографий других, что на них ярко выражены эмоции.
А Вы можете это даже описать, что нужно сделать, чтобы животное вело себя эмоционально?
Ну конечно. Но я все равно этому не научу фотографов, увлеченных исключительно технической стороной вопроса. У которых куча камер, куча боксов, много всякой дорогой дребедени и которые могут говорить только о том, что « а вот у меня такое кольцо фокусировочное, а вот у меня такие вспышки вот с таким ведущим числом, а у меня вот такая желязяка…». «Как ты снимаешь технически?»- они меня спрашивают. А не знаю я. Нельзя увлекаться чересчур техникой как таковой! Иначе ты становишься механиком, а не творческим человеком. Когда люди приходили к Леонардо да Винчи и спрашивали «А как ты мадонну рисуешь?», он же не говорил «берется мазочек такой, потом такой, потом кисточка вот такая, потом кисточка вот сякая….» Это же скучно, это механика! То же самое и здесь. Фотоаппарат - это та же кисточка, просто инструмент. Тебе интуиция подскажет, как это делать, чем пользоваться. Самое главное – увидеть. Увидеть красивый кадр. Увидеть красивое животное, вступить с ним в некий контакт и этот контакт запечатлеть – красивое, яркое мгновение. И все! А техника - не более чем железяка, инструмент, и все.
Ваша книга написана на двух языках? Как ее принимают за границей?
Ее очень хорошо принимают и оценивают. Недавно книга заняла первое место на всеазиатском фестивале «Открытое море». Фото на обложке с девушкой и черепахой тоже заняло первое место в категории черно-белой фотографии.
Я отослал книгу фотографам первой величины, таким, как Майкл Оу, Дэвид Дюбиле, Стив Блум. Это - фотографы мирового уровня… И, что приятно, они прислали очень лестные отзывы.
Кроме того, мы делаем выставки. Была выставка в Москве. Сейчас есть выставка в петербургском океанариуме.
Очень красивый проект. Мне очень нравится.
Источник: www.fotodi.ru