Фотограф - Иоганн Себастьян Ханель

Иоганн Себастьян Ханель 



Хорошо темперированный рекламный фотоклавир
 

 
Fotograf_-_Iogann_Sebastyan_Khanel

Иоганн Себастьян Ханель — один из лучших коммерческих фотографов Германии. Выполняет заказы крупнейших рекламных агентств мира: BBDO, Ogilvy and Mather, TBWA, Young and Rubicam и других. Среди его клиентов — не нуждающиеся в представлении компании Adidas, Audi, Castrol, Coca Cola, Fiat, Harley Davidson, Nestle, Nike, Nissan, Samsung, Tuborg, Visa и множество не менее именитых. Сотрудничает с самыми популярными и авторитетными изданиями — такими, как Der Spiegel, Stern, GQ, Park Avenue. Удостоен множества наград, в том числе журналом Lürzers Archive (авторитетнейшее и влиятельнейшее международное издание, представляющее лучшие работы в области печатной рекламы) и Гронингенским фотофестивалем (Нидерланды, www.noorderlicht.org). Выпускник Борнсмутского фотографического колледжа. Супруга Себастьяна — Александра Кинга Фекете — тоже известный и чрезвычайно стильный коммерческий фотограф.

Творивший три столетия назад Иоганн Себастьян Бах, как известно, был не чужд сочинительству легких пьесок, но прославился, главным образом, своими монументальными по форме и звучанию фугами и хоральными прелюдиями, мессами и ораториями, а также инструментальными концертами и знаменитым Wohltemperiertes Klavier . Его земляк и тезка, но уже наш современник, рекламный фотограф Иоганн Себастьян Ханель тоже предпочитает монументальные формы.

 На самом деле рекламные работы Ханеля, как правило, отличаются тем, что на рекламу в обывательском представлении они совсем не похожи. Без сопутствующих логотипов, слоганов и прочих подписей не всегда и поймешь сразу, что это реклама, но зато с первого взгляда воспринимаешь эти работы как самодостаточные произведения пусть и коммерческого, но все же искусства. Но, цепляя внимание зрителя именно своими художественными достоинствами и неожиданными сюжетами, они в то же время в должной мере информативны и целенаправленны, чтобы в результате превратить зрителя в потребителя, — что, собственно, и требуется от рекламы.

Прелюдия и фуга до мажор

 
 
Fotograf_-_Iogann_Sebastyan_Khanel

Бах „заболел“ музыкой и начал ей обучаться в возрасте 11-12 лет. Не особо отстал от него и Ханель. „Уже в 14 лет я точно знал, что мое призвание — это именно фотография и ничто другое, — уверяет Себастьян. — Потому-то, едва закончив среднюю школу в своей родной Германии, я отправился в английский Борнсмут и продолжил обучение в тамошнем колледже, в котором в то время преподавался лучший в Европе курс по фотографии. Соответственно, поскольку это был осознанный выбор, учился я с огромным удовольствием и прилежанием, овладевая всеми тонкостями и премудростями профессии. И ни разу не пожалел о сделанном мною выборе: я отношусь к тем счастливым людям, которые имеют возможность в одном занятии совмещать и самое страстное свое увлечение, и работу. Я — коммерческий фотограф, но фотография была и остается для меня в первую очередь не бизнесом, а именно призванием, я просто одержим ею, и это длится уже более 20 лет“.
Не все эти два с лишним десятка лет были отданы рекламе. Сначала Ханель поработал для газет и журналов и лишь со временем постепенно перебрался в коммерческий сектор. Что его потянуло именно туда? Что больше всего привлекает в рекламной фотографии?
„Возможность встречаться и знакомиться с новыми людьми и особенно тот вызов, который бросает мне, как фотографу, каждый новый проект. Никогда не возникает ощущения, что осуществить его будет легко, — и мне это нравится. Поэтому ни одна моя новая работа никогда ни в чем не повторяет прежние. И я открываю для себя очень много интересного и неведомого ранее в тех местах, где проходит съемка: в реальных жилищах людей и учреждениях, музеях и госпиталях, на заводах или атомных электростанциях… Работать в таких условиях кажется куда более увлекательным, нежели на банальных солнечных пляжах где-нибудь на Гавайях“.
Рекламный фотограф, возможно, самый „бесправный“: что ему закажут, то он и станет снимать, будь то автомобиль, девушка в нижнем белье или табуретка. Но существуют ли при этом у Ханеля какие-то „любимчики“ среди объектов рекламы и насколько трудно фотографу работать с предметами или персонажами, которые ему на самом деле совершенно неинтересны?
„Нет, мне, как говорится, совершенно без разницы, что снимать. Мне, по сути, все равно, ЧТО это, интересует лишь, КАК это можно снять. И я определенно отдаю предпочтение нетрадиционной рекламной фотографии. Мне не нравится снимать рекламируемый товар «в лоб», просто отображая его как он есть. Я люблю создавать что-то необычное, неожиданное, и притом с размахом. И еще я очень люблю снимать рекламные фотосериалы — серии взаимосвязанных фотографий в рамках одной рекламной кампании. Такая работа сродни постановке и съемке фильма — она очень увлекательна. Наконец, еще одна моя страсть — правдивые портреты людей в их естественной среде обитания“.
Примером такого рода, кстати, может служить серия, удостоенная в позапрошлом году награды LeadAwards от журнала Stern в категории „Репортаж года, посвященный Чемпионату мира по футболу“. Проект под названием „Игра на своем поле“ включил в себя фотографии 13 игроков национальной сборной, которых Ханель, разъезжая по всей Германии, снимал в тех городах, где они живут.


Хоральные вариации, хроматическая фантазия и фуга ре минор

 
Fotograf_-_Iogann_Sebastyan_Khanel

Вернемся, однако, непосредственно к рекламной фотосъемке. Что в ней самое важное и что самое трудное с точки зрения столь опытного профессионала, как Себастьян Ханель?
„И самое важное, и самое трудное, пожалуй, не в технике собственно съемки, а в том, чтобы в результате удовлетворить всех и каждого — и в рекламном агентстве, и в компании, выступающей в качестве клиента. Всякий раз приходится выслушивать и учитывать по меньшей мере пять разных, порой диаметрально противоположных мнений, ведь у людей совершенно разный темперамент, разные вкусы и взгляды, разное понимание красоты и эстетики. Есть даже такие, кто почему-то врет и не говорит тебе правды. Я же предпочитаю всегда открыто обсуждать любые проблемы и быть неизменно честным во всем.
Нельзя забывать о том, что работа над рекламным проектом — неизменно командная. Надо и самому уметь играть в большой команде, и уметь вести за собой свою собственную команду, уметь создать особую атмосферу, быть крайне преданным делу и настоящим профессионалом.
И еще очень важно обязательно помнить: это сфера услуг, клиент нанял тебя с совершенно конкретной целью, очень часто имеет свое вполне определенное понимание того, что хочет в результате получить, и отлично знает, как продать продукт“.
Так что же, вся „творческая власть“ принадлежит заказчику, а от фотографа в этом плане, получается, вообще ничего не зависит? А как же тогда быть с виденьем художника?
„Обычно первоначальную идею генерируют креативщики из рекламного агентства, но они, знакомя меня с ней, непременно интересуются и тем, как это вижу я, — поясняет Ханель. — И порой при подготовке или уже в процессе самой съемки мы совместно придумываем некий лучший вариант. И тут важно не сентиментальничать, а смело отправлять все прежние варианты в мусорную корзину. Что же касается моих собственных идей, то их множество, но реализую я их, снимая исключительно «для себя». Клиенты все же очень специфичны в своих запросах и пожеланиях“.
Один из наиболее интересных вопросов по рекламной фотографии: почему, по каким критериям клиент со всей его специфичностью выбирает для выполнения заказа того или иного конкретного фотографа? Все дело в уже сформировавшихся связях, определенной степени делового доверия, особой стилистике, цене вопроса, еще в чем-то другом или во всем вместе взятом? Что на сей счет думает Ханель — по крайней мере, применительно к себе самому? Что, на его взгляд, отличает его собственный стиль от стиля других рекламных фотографов?
„Конечно, значение имеет все. Разве что цена, как правило — не самое главное, ведь обычно она обусловлена уже утвержденным бюджетом рекламного проекта. И рекламное агентство, руководствуясь пожеланиями клиента, может выбирать из нескольких фотографов, проведя среди них творческий конкурс в той или иной форме, а может и сразу предложить заказ конкретной студии.
Если же пытаться охарактеризовать мой стиль, то полагаю, что его своеобразие, главным образом, заключается в том, что мои работы выглядят максимально естественными, правдивыми, не производят впечатления совершенно «убитых» постобработкой, которая лезет из всех частей изображения. Конечно, ни одно фото не может уйти из студии к заказчику без должной постобработки, и ее пределы определяются в каждом конкретном случае в зависимости от стоящей задачи. Но, так или иначе, в снимке должно быть живое напряжение, он должен быть достаточно честным. И было бы хорошо, чтобы он оставался актуальным и пригодным к использованию по назначению и годы спустя. Этого можно добиться, грамотно подбирая стилистику, модель и свет. Окончательный вариант мы всегда определяем коллегиально с представителями рекламного агентства“.


Но всегда ли удается со всеми договориться и однозначно удовлетворить заказчика? Ведь иной раз, наверное, такой попадется, что несчетное количество раз будешь все переделывать, но все равно он останется недоволен. Что делать в таком случае?
„Да, рекламный бизнес — штука жесткая, и, если не выкладываешься в нем «на все сто», то запросто можешь отправиться туда же, куда заказчик отправит сделанный тобой дерьмовый снимок, — усмехается Ханель. — И вряд ли этот снимок будет на самом деле шедевром, который почему-то не оценил вредный клиент. Лично я всегда бываю очень расстроен и смущен, если вдруг оказывается, что моя работа недостаточно хороша, не доведена до ума, хотя и могла бы быть лучше. И бывает, что клиент отвергает ее в последний момент, когда все уже, казалось бы, готово. В прежние времена я отчаянно психовал на сей счет, но с возрастом пришло понимание, что такие ситуации, если они возникают (к счастью, редко!), надо просто принимать и двигаться дальше, спокойно и с удовольствием берясь за следующий проект“.
Хороший фотограф — это, как известно, в первую очередь все же голова, а потом уже руки и все прочее. Но и без приличной техники — тоска. Соваться без „правильной“ камеры в рекламный бизнес, наверное, столь же бессмысленно и вообще вряд ли осуществимо, как и без респектабельного костюма и галстука в привилегированный клуб. Что включает в себя технический арсенал студии Себастьяна Ханеля?
„Хорошие фотографии делаются не хорошими камерами, а хорошими фотографами! — все же подчеркивает Себастьян. — Но с хорошей техникой оно все же как-то легче, поэтому в моем распоряжении две 39-мегапиксельные среднеформатные камеры Hasselblad HD3 с превосходной «родной» оптикой, а также замечательная Canon EOS 1Ds Mark III. Время от времени я использую также и отличные 8- и 10-дюймовые пленочные камеры, снимаю на негативную пленку.“



Токката соль мажор

Fotograf_-_Iogann_Sebastyan_Khanel

Под самый конец мы часто просим наших собеседников рассказать какой-нибудь забавный случай, связанный с их работой. И далеко не все способны что-то такое припомнить и рассказать. Себастьян Ханель и здесь на высоте. „Дело было в одном чрезвычайно пафосном месте, полном произведений искусства, дорогущей мебели и великолепных ковров, — вспоминает он. — И мне подумалось, что было бы здорово добавить ко всему этому буйству роскоши некую толику мистики, погрузить все это в загадочную туманную атмосферу. Для чего я и включил имеющийся в моем арсенале генератор дыма — такой, знаете, как на рок-концертах используется. Дым повалил, было очень здорово, но одного я не учел — реагирования на мою задумку автоматической противопожарной системы. Она сработала, и в ту же секунду из ее многочисленных сопел стала разбрызгиваться вода — на те самые ковры, мебель, предметы искусства… Тогда, конечно, никто от этого не был в восторге, особенно владельцы и я сам. Но, по сути, это готовый сюжет для комедии, и теперь я без смеха об этом случае вспоминать не могу!

 
Fotograf_-_Iogann_Sebastyan_Khanel

 

Автор: Борис Мурадов
Источник: www.digital-photo.ru
Ещё больше работ фотографа:  www.johannsebastianhanel.com

 

Нажмите ESC чтобы закрыть