Грегори Колберт (Gregory Colbert) родился в Торонто (Канада) в 1960 году. В школе Грегори ни чем примечательным не выделялся среди своих сверстников. Учителя будущей знаменитости особых талантов в нем разглядеть не смогли, да и он, в свою очередь, теплых воспоминаний о преподавателях в своей памяти не сохранил. Для Грегори Колберта это были плохие учителя, научившие его получать знания самостоятельно. И чтобы заполнить пробелы в своем образовании, Колберт пристрастился к чтению, проводя в школьной библиотеке все свободное время.
Чтение моментального результата, разумеется, не дало, ибо школу Gregory Colbert закончил с весьма посредственным аттестатом. Далее образование он продолжать не стал и в течение нескольких лет перепробовал множество работ, далеких от творчества. В начале 1980-хГрегори Колберт решает стать писателем, удалившись на какой-нибудь малоизвестный остров в Тихом океане.
Но судьба распорядилась иначе. В 1983 году будущий фотограф переезжает в Париж, где, не добившись успеха на литературном поприще, он становится режиссером. В послужном списке Грегори Колберта несколько документальных лент о проблемах современного общества. Фильм «On the Brink – An AIDS chronicle» («На грани: хроника СПИДа»), вышедший на канале «Discovery» в середине 1980х годов, номинировался на премию ACE в 1985 году.
Тогда же Gregory Colbert увлекся и фотографией. В 1991 году в Швейцарии в музее Elysee состоялась его первая выставка, которая носила довольно интригующее название «TimeWaves» («Волны Времени»). Но выставка особого фурора не произвела, и поговаривают, что Колберт большую часть работ, представленных на ней, в последствии самолично уничтожил. Но все же труды Грегори Колберта не были напрасны: молодого фотографа заметили несколько состоятельных коллекционеров, которые позже стали оказывать Грегори финансовую помощь.
Следующие десять лет о Колберте мало что было слышно. С 1992 по 2002 год Gregory Colbert не публикуется, не участвует в выставках и публично не презентует своих фильмов. Фотограф напрочь забывает о цивилизованном мире и целиком посвящает себя работе над необычным, весьма трудным, но очень интересным проектом. Грегори Колберта объехал практически весь «нецивилизованный» мир: Индию, Шри-Ланку, Бирму, Эфиопию, Египет, Намибию, Кению, Доминикану, но этим списком экзотических стран его путешествие далеко не ограничилось. Сверхзадачей Грегори стало изучение взаимоотношений человека и животных «изнутри». Работая над проектом, фотограф утверждал, что все животные способны к поэтическому восприятию. Затрагивая общие средства языка, Колберт стремился восстановить взаимопонимание, некогда существовавшее между живущими в гармонии с животным миром людьми и самими животными.
Распространяться докучливым журналистам о деталях своей работы Грегори Колберт не любил. Частенько от него можно было услышать «Лучше спросите у слонов» или что-то подобное. Все экспедиции фотографа – это большая загадка для непосвященных, никто точно не может назвать, сколько он совершил путешествий, разные источники предлагают разную информацию, но цифры варьируются от 25 до 60.
Кто конкретно финансировал столь дорогостоящий проект, Грегори Колберт не афишировал. Сам фотограф заявлял, что корпоративных спонсоров у него не было, никаких фондов также не получали, всю помощь оказывали частные лица со всего мира, и что интересно, большинство из них находили Gregory Colbert самостоятельно.
Хотя Колберт своим благодетелям никаких гарантий предоставить не мог, те не скупились на предоставляемые средства. Более того, фотограф не мог составить план съемок, да и бюджет не мог подсчитать, поскольку весь его проект основывался на непредсказуемости. Грегори Колберт признавался, что бывают дни, полные чудес, а бывает, когда о чудесах можно лишь мечтать. Но ускорить что-либо все равно невозможно, и предпочтительнее подстраиваться под распорядок животного мира, чем самому нарушать гармоничное стечение обстоятельств. Пусть все решают сами животные. Времени для творчества Грегори ни сколько не жалел: пять, десять, пятнадцать лет – это не имело никакого значения, поскольку все, чем он занимался, было вне времени.
А подстраиваться Грегори Колберту приходилось под природный ритм более чем 130 видов животных: кашалотов, китов, морских коров, журавлей, морских крокодилов, священных ибисов, кречетов, королевских орлов, гепардов, птиц-носорогов, рысей, леопардов, гиббонов, африканских диких собак, антилоп, орангутангов, ну, и, разумеется, слонов. Слоны для Gregory Colbert вообще особенно близки. Дело в том, что в детстве из-за торчащих ушей фотографа дразнили не иначе, как слоном. Мать, разумеется, весьма переживала по этому поводу и заставляла мальчика бороться с обидчиками.
Грегори Колберт работал не только с животными, но и с людьми. В качестве моделей и актеров ему служили бушмены, транс танцоры, бирманские монахи, представители весьма экзотических племен и прочих народностей.
В Венеции в 2002 году Gregory Colbert представил результат своей работы. Экспозиция «Ashes and Snow» («Пепел и снег») стала новым словом для мероприятий подобного плана. 9 апреля 2002 г. канадская газета «The Globe and Mail» назвала выставку Колберта беспрецедентной по своему масштабу и охвату. В истории Европы – это самая крупнейшая экспозиция работ одного единственного автора, расположившаяся на 12600 м2.
В Нью-Йорке в 2005 году для проведения этой выставки было возведено специальное временное сооружение «Бродячий музей» («Nomadic Museum»). Идея соорудить подобное строение в качестве архитектурного компонента инсталляции вынашивалась Грегори Колбертом еще с 1999 года.
«Бродячий музей», покинув Венецию, перебрался в Санта-Монику, через год экспозиция оказалась в Токио, а в начале 2008 года фотоработы оказались в Мехико-Сити. 27 апреля 2008 года состоялось закрытие выставки. По приблизительным подсчетам экспозиция привлекла более 10 млн. посетителей. Эта цифра вполне красноречиво говорит о том, что экспозиция Грегори Колберта является самой популярной прижизненной выставкой работ одного автора.
Каждая выставка презентовала более пятидесяти фотографий в формате примерно 3,5х2,5 метра. Отпечатки выполнялись на японской рисовой бумаге ручной выделки каким-то малоизвестным методом. Все процессы проявки, печати и прочие необходимые манипуляции содержатся в строжайшей тайне, но Gregory Colbert совершенно точно заявляет только одно: какой-либо цифровой обработки над фотографиями не производилось.
На выставке Грегори Колберта экспонируются не только фотографии, вниманию посетителей представлены еще и три фильма: продолжительность одного из них составляет 60 минут, другие две ленты – короткометражки в стиле «хайку». Монтаж полнометражного фильма осуществлял дважды лауреат премии Оскар, непревзойденный мастер монтажа Пьетро Скалья. В английской версии текст читает Лоурен Фишберн (исполнитель роли Морфеуса в трилогии «Матрица»). В японской, французской и испанской версиях фильм озвучивали не менее знаменитые актеры. Кроме того, версии фильма готовятся на китайском, португальском, итальянском, русском и немецком языках. Еще один компонент экспозиции: сборник писем вымышленного героя – путешественника, адресованных своей жене. Всего таких посланий 365, отрывки из них звучат и в фильмах.
Работу мастера широкая публика приняла просто замечательно. В Интернете размещены сотни восторженных отзывов. Сам Грегори Колбертрастроганно вспоминал, как 88-летняя посетительница выразила свое восхищение его работами, заявив, что очень рада дожить до сегодняшнего дня и увидеть самую прекрасную выставку в ее жизни.
Французский еженедельник «L’Express» сравнил Gregory Colbert с метеоритом, который ворвался в мир искусства. Журнал «Photo» заявил, что родился новый мастер. «New York Times» на своих страницах говорила о силе изображений, о способности фотографий погружать зрителя в особое настроение, о том, что фотографии становятся окнами в мир, в котором терпение и тишина преодолевают время. Итальянская газета «La Repubblica» выразило свое мнение о сущности выставки таким английским словом, как "bliss", то есть, блаженство. Список публикаций можно продолжать, например, еще один еженедельник, «The Villager» назвал Грегори Колберта «современным Ноем».
***
Не будем лукавить, критика в адрес фотографа тоже прозвучала, но намного позже. А.И. Лапин, автор книги «Фотография как», заявил, что работы Gregory Colbert –это фотографии для «глянца» и реальность они совершенно не отражают. Но, думается, «глянец» можно назвать ярлыком, который не говорит ни о чем, да и снимали для подобных журналов не мало именитых фотографов. Еще одно утверждение критика гласит, что фотографии Грегори Колберта с реальностью далеко не сопоставимы, поскольку реальные тигры уже давно бы сожрали реальных мальчиков, сидящих рядом. Достоверно не известно, как фотографу и его команде удалось достичь такой близости между хищником и человеком. Так что, документальностью в работах Клберта действительно и не пахнет.
Но вот какая штука, ведь искусство совершенно не обязано правдиво показывать реальность, подражать ей. То же касается и фотографии. С этой точки зрения экспозиция «Пепел и снег» - неординарный проект сильного коллектива. Сюрреалистичность работ Грегори Колберта –всего лишь отражение внутреннего мира их создателя. Назвать эту характерную черту достоинством или недостатком экспозиции нельзя.
Другой вопрос, интересен ли внутренний мир автора, стоит ли в него заглядывать. Более десяти миллионов посетителей «Бродячего музея» уже успели ответить на этот вопрос утвердительно. Хотя даже это не показатель, поскольку каждый новый зритель на этот вопрос ищет свой личный ответ.
***
Экспозиция «Ashes and Snow» принесла Грегори Колберту множество званий и наград.
· 2006 год – лауреат фотоконкурса «Lucie Awards».
· 2007 год –на Венецианском фестивале фильм «Пепел и снег» номинируется на соискание специального приза.
· Открытие выставки в Мехико-Сити принесло Колберту звание почетного посла по вопросам туризма и культуры в Мехико-Сити.
Gregory Colbert не останавливается на достигнутом. В его планах осуществить кругосветное путешествие своей экспозиции. Время покажет, осуществятся ли чаяния фотографа, а пока мы можем любоваться фотографиями, которые выложены в Глобальной Сети.
Источник: creativestudio.ru