Синдром чрезмерной постобработки

Очень часто можно встретить хорошие фотографии, которые загублены чрезмерной обработкой. Слишком большая интенсивность эффектов, неестественное изменение цветов, огромный контраст. В некоторых случаях это работает на благо задумки фотографа, но чаще всего, это выглядит ужасно.

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Самое главное правило - постобработка должна быть незаметна. Люди должны смотреть на снимки и у них не должно появляться желание сказать, что эта фотография хорошо обработана.

1. Слишком большая резкость

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Фото стены с естественной резкостью нормального уровня

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Слишком сильная резкость создаёт светлые ореолы вокруг контрастных частей снимка.

Современные камеры создают фотографии с достаточной резкостью. Исключения бывают только когда у фотографа дрогнула рука или выдержка оказалась слишком высокой. Также может случиться ошибка автофокуса. В таких случаях будет достаточно минимального увеличения резкости. В остальных же случаях резкость можно и не трогать.

Резкие зоны не должны бросаться в глаза. Если есть минимальное подозрение, что снимок смотрится не естественно, значит резкость уже увеличена слишком сильно. Также очень важный нюанс в корректировки резкости. С ней нужно работать тогда, когда снимок уже подготовлен по размеру для сохранения. Это предотвратит искажение резкости при изменении физического размера снимка и итоговый файл получится наилучшего качества.

2. Чрезмерная насыщенность цветов

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Снимок города с естественными насыщенными цветами

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Слишком сильное перенасыщение цветов

С цветом в цифровой фотографии работать очень трудно. Чаще всего фотографы оставляют цвета, полученные камерой и слегка добавляют им насыщенность. Тут главное знать меру. Немного перестаравшись можно получить мультяшно-вычурные цвета, которые будут резать глаз. Если достижение такого эффекта не является вашей целью, следите за этим моментом.

Для профессиональных фотографов, дизайнеров и работников полиграфии важно иметь качественный монитор специально предназначенный для работы с цветом. Он должен быть откалиброван и калибровку нужно постоянно проверять. Дело в том, что у одного пользователя контраст и баланс цветов настроен по одному принципу, а у другого - по другому. В итоге они оба будут видеть снимок по-своему. То же самое и с печатью. Распечатанные на бумаге цвета будут не такими, какими мы их видели на мониторе, если не провести калибровку.

На самом деле, каждый человек может отдавать предпочтение как в сторону реалистичных цветов, так и в сторону перенасыщения. Это дело вкуса, но иногда вкус бывает дурным. Если хотите показать вычурность, делайте это показательно. Если делаете реалистичный снимок, не перенасыщайте его неестественными цветами.

Во время обработки за цветами нужно следить постоянно. Некоторые алгоритмы, такие как увеличение контраста, попутно увеличивают и насыщенность. Чтобы вернуть всё как было не потеряв контраст нужно просто снизить насыщенность.

3. Невероятный контраст

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Снимок отеля Плаза

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Значительное увеличение контраста можно использовать как эффект.

Отношение к сильному контрасту такое же как и к цветам. Кто-то это приемлет, а кто-то считает недопустимым. Часто контраст снимков получается недостаточно сильным. Особенно это касается формата RAW. Контраст придётся увеличивать и тут очень легко перейти грань. Чаще всего преувеличенный контраст встречается на черно-белых фотографиях. Если контраста недостаточно, то снимок выглядит плоско. Тут важно найти грань, на которой контраст будет идеален.

При работе с ч/б лучше не трогать общий контраст, а работать отдельно с тонами. К примеру, накрутка значения ползунка «Blacks» приведёт к потемнению средних тонов, но при этом общий контраст более светлых участков не будет затронут. Степень контрастности сцены определяется источниками света. Если это прямые солнечные лучи, то снимок будет изначально достаточно контрастным. Если это мягкое освещение или облачная погода, то контраста будет маловато.

Гистограмма помогает увидеть недостаток контраста на графике. Если график не примыкает к левому краю, значит черного цвета на снимке нет вовсе. Подкорректируйте гистограмму так, чтобы её левый край примыкал к крайней грани, но не пересекал её, иначе появятся провалы в тенях. Это можно проделать увеличением общего контраста, уровнями или кривыми. Также доступны инструменты для местного редактирования, такие как затемнение тонов (света, средние, тени) и кисть в различных режимах наложения.

4. Перевиньетирование

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Лёгкое виньетирование, концентрирующее взгляд в центре кадра

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Завышенное виньетирование отвлекающее внимание, как будто снимок сделан через замочную скважину

Виньетирование - очень популярный приём концентрации внимания на главном объекте. Очень важно сделать виньетку такой, чтобы она был не заметна при поверхностном разглядывании снимка. Она должна естественным образом вписываться в снимок и дополнять его.

5. Ошибки во время съёмки

Sindrom_chrezmernoy_postobrabotki

Проблема с освещением. Неправильная экспозиция

Часто слишком сильную обработку проводят с изначально неудачными кадрами. Желательно завести привычку анализировать кадры на месте съёмки и по возможности переделывать их. Обработка не всесильна. Даже если вы вытянете детали из теней, то получите слишком сильный шум. Если вы хотите поправить цвета, то рискуете сделать их неестественными. Во всём нужен опыт и практика, но действительно качественная обработка удаётся только с хорошими фотографиями. Работа с плохими исходниками - это мучение и едва ли ценный опыт.

Нажмите ESC чтобы закрыть