Из истории Отечественной фототехники

В 30-е годы в незначительных объёмах наладился выпуск аналогов Leica II: "Пионер". 1933 -
1935 годах - на опытном заводе ВООМП (немногим более 700 штук). В статье "Год новых камер" (№7 "Советского фото" за 1934 г.) Дм. Чернов пишет: "Выпускаемые до июня 1934 г. в Ленинграде кинопленочные камеры "Пионер" типа "Лейки" II изготовляются теперь на московском заводе "Геодезия". В 1935 г. завод даст 5000 апппаратов "Пионер". Камеры "Пионер" будут снабжаться комплектом сменных объективов и набором светофильтров". 

С 1934 года до середины 50-х выпускался фотоаппарат «ФЭД». Под этим названием (именно первая модель) выпускалось бесчисленное множество вариантов и модернизаций данной камеры. Общеизвестно, что "ФЭД" являлся копией Leica II и выпускался харьковской трудкоммунной. Имел шторно-шелевой затвор из матерчатых прорезиненных шторок с выдержками: В (или Z), 20, 30, 40, 60, 100, 250, 500. Синхроконтакта и автоспуска не было. Комплектовался объективом "ФЭД" (позднее "Индустар-10", "Индустар-22") 3,5/50. C 1938 по 1941 год выпускалась модификация (так наз. "вторая модель" или "ФЭД-С") с расширенным набором выдержек (добавлена 1/1000) и комплектовался объективом 2,0/50. В 1941 году начала выпускаться модель "В", являвшаяся копией Leica III, в которой были добавлены длительные выдержки.

"ФЭД-2", 1955 – 1970 - В камере была предусмотрена возможность диоптрийной поправки. В последующих моделях появился синхроконтакт (1956). В 1958 году на камере появился автоспуск с временем работы 9-15 сек., в этом же году введен новый ГОСТ на ряд выдержек - 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500. С 1969 года введен рычажный взвод с механизмом блокировки недовзвода, и новый корпус с уменьшенной базой дальномера. Всего моделей под названием "ФЭД-2" было выпущено 1632600 штук.


"ФЭД-3", 1961-1979 (-1983?) - По сравнению с предыдущей моделью был расширен диапазон выдержек, добавлены 15, 8, 4. 2, и 1 секунда, в связи с чем вертикальный размер камеры увеличился. База дальномера уменьшена до 41мм., увеличение 0.75х Видоискатель с диоптрийной поправкой +/- 2 дпт. С 1966 года выпускался с рычажным взводом, с 1970 года введен механизм блокировки недовзвода курка. Всего выпущено 2086825 шт. В поставках за рубеж камера носила название Revue-3 (специально для Foto-Quelle).


"ФЭД-4", "ФЭД-4к", 1964-1980 - Отличался от модели "ФЭД-3" наличием встроенного несопряжённого селенового экспонометра (16 - 500 Ед ГОСТ), из-за чего вертикальные размеры еще больше возросли. С 1969 года в камеры внедрен механизм блокировки от недовзвода курка Всего было выпущено 633096 шт.
В поставках за рубеж камера носила название Revue-4 (специально для Foto-Quelle).

"ФЭД-5", "ФЭД-5с", 1977-1990 - Камера имела матерчатый шторно-щелевой с диапазоном выдержек 1-1/500 + В; база дальномера - 43 мм. Имелся встроенный экспонометр со стрелочной индикацией. Интервал экспозиционных чисел 3-18 Ev, диапазон вводимиой светочувствительности 16-250 ед. ГОСТа. Модель "ФЭД-5с" отличалась тем, что визир-дальномер был снабжён светящейся рамкой и параллактическими отметками. С середины 80-х годов на камерах появился центральный контакт.

"ФЭД-5в", 1975-1990 - Камера отличалась от предыдущих моделей отсутствием экспонометра и светящейся рамки с параллактическими отметками.

"ФЭД-6 ТТЛ", прототип, 1991(?)-1992(?) - Прототип камеры, разработанной в начале 90-х годов, но выпущенной всего в нескольких экземплярах. По непроверенным данным камера имела электронный затвор, напоминающий такой же в камере Minolta Leica CL.

"ФЭД-10", 1964-1967; "ФЭД-11-АТЛАС", 1967-1971 - Камеры конструктивно существенно отличались от прочих моделей. Аппараты был снабжены не шторным, а центральным затвором с выдержками от 1 до 1/250 сек, имели видоискатель-дальномер со светящейся кадрирующей рамкой и компенсатором параллакса. Ввод светочувствительности в экспонометр - от 11 до 700 ед. ГОСТ. Камер "ФЭД-10" (другое её название - "ФЭД-10А") было выпущено 23911 штук. "ФЭД-Атлас" отличался наличием индикатора экспозиции. Кроме того, часть этих камер была с автоспуском (выпуск II-й - 1967-71гг.).

Историю развития советского фотоаппаратостроения невозможно себе представить без Красногорского механического завода.
Официальной датой рождения завода считается 1 февраля 1942 г. Начиналось же все гораздо раньше. В начале 1918 года оптическое производство в Питере (объединившее в себе два бывших рижских завода Цейсса и Герца) в связи с переездом правительства в Москву и опасностью захвата Петрограда немцами, было эвакуировано в Воронеж. Однако летом того же года завод переводится в Пермь. В Пермь прибыли в начале августа и обосновались в брошенном винокуренном заводе. Не прошло и двух месяцев, как под угрозой наступления Колчака, завод был эвакуирован в Подольск, где производство разместилось в пристройке главного корпуса механического завода, бывш. компании "Зингер". Необходимо отметить, что основной продукцией завода в те годы были артиллерийские прицелы и бинокли. В Подольске завод оставался до 1927 года. Весной 1927 года последний эшелон с оборудованием оптического завода ушел из Подольска, и около 200 человек, лучшие кадры оптиков, отправились в поселок Баньки (будущий г. Красногорск) в корпуса бывших ткацкой и красильной фабрик. В феврале 1942 года предприятие получило название - Государственный Союзный завод N393 Наркомата вооружения СССР, преобразованный впоследствии в Красногорский механический завод. Сразу после окончания войны КМЗ получил задание по выпуску мирной продукции: проекционные аппараты для государственной библиотеки им. В. И. Ленина, театральные бинокли, увеличители, и, наконец, фотоаппараты.

Одним из самых известных фотоаппаратов, выпускаемых КМЗ, является Зенит.

Линия первых ЗЕНИТов - однообъективные зеркальные малоформатные механические фотоаппараты с зеркалом "залипающего" типа.

Для создания первой в послевоенной истории СССР и одной из первых в мире однообъективной зеркальной фотокамеры, в 1951 году, через пять лет после начала серийного производства фототехники на КМЗ, был взят дальномерный фотоаппарат Зоркий, из которого были удалены механизмы дальномера и добавлены: пентапризма, фокусировочный экран и зеркало т.н. "залипающего" типа (при съемке оно поднимается кверху, а опускается вниз только при взводе затвора). В результате появилась новая, рациональная концепция зеркальной камеры того времени, совершенно оригинальная по сути.

Опытные образцы камер (известно три серии 1951, 1952 и 1953 годов) внешне несколько отличались от серийных, производство которых началось в 1953--1954 годах. В 1952 году была выпущена небольшая установочная серия в количестве 200 камер.

Зенит-L. В 2001 году в собрании фотокамер НТЦ 3) была обнаружена (в количестве двух экземпляров) странная элегантная фотокамера, во всех документах числившаяся просто как "ЗЕНИТ". Это действительно был первый из ЗЕНИТов, с конструкцией синхронизации с лампами вспышками, отличной от применявшейся в дальнейшем на фотоаппаратах Зоркий-С и ЗЕНИТ-С, еще без механизма автоспуска, появившегося на фотокамерах Зоркий-6 и ЗЕНИТ-3, с непривычным, цельным верхом, "нитяным" (точнее -- "лесочным") приводом зеркала, аналогично ЗЕНИТу-С, и... со встроенным экспонометром. Так как оригинальный индекс проекта был неизвестен, то для удобства фотоаппарату был присвоен индекс "L" -- от Lightmeter (и, дополнительно, из-за схожести начертания буквы L и цифры 1).

В 1955 году фотоаппарат подвергся модернизации, новая модель названа ЗЕНИТ-С, и в самом начале 1956 года первая модель была снята с конвейера.


Добавлен синхроконтакт. Вместо металлического рычага не очень удачной конструкции, поднимавшего зеркало, был применен "нитяной" привод. Фотокамера повторяла, если не учитывать специфичных для зеркальной камеры деталей, конструкцию дальномерной камеры Зоркий-С.

Зенит-3. Модернизация ЗЕНИТа-С или, точнее - зеркальный вариант Зоркого-6.
Отличается рычажным взводом затвора и наличием автоспуска.
Фотокамера штатно комплектовалась объективом Индустар-50 1:3,5/52, позже -- Гелиосом-44 1:2/58. Штатным объективом указывалась и Вега-1 1:2,8/52 мм, которая, правда, так и осталась опытной.

Зенит-кристалл. Серьезная модернизация ЗЕНИТа-3 привела к переименованию марки фотоаппаратов в "Кристалл". В принципе, на ЗЕНИТе-3 и должно было закончится существование "Зенитов"... Однако этого не случилось и в 1962--1964 годах марка ЗЕНИТ вернулась на фотокамеры. Хоть конструкционно фотоаппараты линии Кристалл и относятся к первым ЗЕНИТам, но исторически они представляют собой отдельную, как бы "альтернативную" ветвь развития.

Зенит-3М. Переименованный и немного видоизмененный фотоаппарат "Кристалл".

Зенит-3ЭМ. Этот переделанный ЗЕНИТ-3М 1964 года фактически является прототипом ЗЕНИТа-Е. Добавочный индекс "Э" -- экспонометр.

Линия ЗЕНИТ-12 - Зеркальные малоформатные механические, индикаторные фотоаппараты с системой TTL.
Число "12" так или иначе присутствует в индексах почти всех фотоаппаратов линии. Фотоаппараты характерны тем, что при обилии моделей и названий, в своей основе -- конструктивно одинаковы. Различия, как правило, во внешнем виде, вспомогательных функциях, изменения конструкции незначительны.

Зенит-TTL - Фотоаппарат на основе ЗЕНИТа-ЕМ.
Уже в самом начале проекту был присвоен индекс "12", но помимо маркировки опытных экземпляров, его в серии не использовали до 1983 года. Кроме указанных наименований, в начале выпуска использовалось и название "ЗЕНИТ-электро" ("ЗЕНИТ-электро-ТТЛ").

Первоначальный вариант модернизации аппарата ЗЕНИТ-ЕМ делал Н.М. Маренков, предполагался механический вариант полуавтомата (с использованием кулачков). Этот вариант в начале получил название ЗЕНИТ-12, была выпущена экспериментальная партия.
Практически одновременно с Маренковым, свой вариант предложил В.А. Чугаев в соавторстве с М.Д. Абуевым. Он основывался на электрическом принципе, уже проверенном на фотоаппаратах линии ЗЕНИТ-16. Вариант имел наименование ЗЕНИТ-12М.
Первым образцом был личный ЗЕНИТ-В В.А. Чугаева, затем за основу был взят уже ЗЕНИТ-ЕМ (ЗЕНИТ-М (TTL)).

С 1982 года снабжался центральным синхроконтактом. В 1983 году было изменено положение светоприемников экспонометра, что повысило яркость фокусировочного экрана.

Зенит-12СД, Зенит-12xp Модернизация фотоаппарата ЗЕНИТ-TTL со светодиодной индикацией в визире. Первоначальный индекс разработки -- 12LED.
Серийно выпускался с 1983 года.
ЗЕНИТ-12сд и ЗЕНИТ-12xp - два абсолютно одинаковых фотоаппарата, имевших различную маркировку (xp – экспортный вариант).


Полуформатные камеры. Об этих фотоаппаратах можно говорить долго. Я расскажу о продукции завода БеЛОМО - «Чайке» и детском «Агате».

"Чайка", 1965-1967 (назван в честь В. Терешковой); "Чайка-2", 1967-1972; БелОМО

Полуформатная камера (72 кадра форматом 18х24 мм на обычной 35 мм пленке), имевшая металлический корпус с откидной задней крышкой. Снабжалась жестковстроенным объективом "Индустар-69" 2,8/28 с фокусировкой по шкале расстояний (угол поля зрения объектива - 56 градусов). Центральный залинзовый затвор имел выдержки от 1/30 до 1/250 и "В". Имелся также счетчик кадров с автоматическим сбросом и синхроконтакт. Наводка на резкость по шкале символов, прямой оптичекий видоискатель. Рычажный взвод затвора, сблокированный с перемоткой пленки. Первой модели было выпущено 171400 шт. "Чайка-2" от предыдущей модели отличалась внешней отделкой и тем, что объектив камеры был съемным. Второй модели было выпущено 1250000 шт.

"Чайка-3", 1971-1973, БелОМО Несколько изменен внешний вид, взвод переведен на нижнюю крышку. Камера имела встроенный фотоэлектрический экспонометр, сблокированный с установкой выдержек. Диапазон вводимой светочувствительности от 16 до 500 Ед ГОСТ. Видоискатель оптический, со светящейся рамкой и параллактическими отметками. В диапазоне выдержек отсутствовала "В". Один из вариантов этой (1972) камеры имел транспортировку пленки с помощью курка. Габариты: 118х86х52, масса 500 г. Выпущено 600 тыс. шт.


Чайка-2М Вариант камеры "Чайка-3" с рычажным взводом, но без фотоэкспонометра. Снова появилась выдержка "В". Всего выпущено 351 тыс. штук.


"Агат-18", 1984-1989; "Агат-18К", 1988-?; БелОМО Полуформатная шкальная камера снабженная объективом "Индустар-104" 2,8/28 имела центральный затвор-дифрагму с установкой экспозиции по (сочетание выдержка-диафрагма) по символам погоды. Корпус пластмассовый, для зарядки раскладывается на две части. Видоискатель оптический со светящимися рамками. Обратная перемотка рулеткой, синхроконтакт. Модель "18К" отличалась возможностью зарядки в две кассеты и блокировкой спусковой кнопки при надетой крышке объектива.


Среднеформатные камеры

Отдельного внимания заслуживают среднеформатные камеры.

Все среднеформатные камеры снимают на широкую (120-ю) пленку, которая продается в рулонах (роликах) в крупных фотомагазинах. Формат одного кадра на такой пленке, а так же количество кадров на пленке зависит от камеры. Самый распространенный формат – 6х6 см (если быть точным, 56х56 мм). Одним нравится квадратный кадр, а другие ценят в нем возможность кадрирования до прямоугольного уже после съемки. На пленку обычно умещается 12 таких кадров. Встречаются аппараты, снимающие форматом 6х4,5 см (16 кадров на пленке), 6х7 см (10 кадров), 6х9 см (8 кадров).

Камеры отличаются не только размером кадра, но и типом затвора. Наиболее распространенным и надежным является центральный затвор, представляющий собой концентрические шторки (наподобие лепестков диафрагмы), спрятанные внутри объектива. Им оснащены все камеры с несменной оптикой, большинство студийных камер. Представленные в нашем обзоре однообъективные зеркалки оснащены шторным затвором – это подвижная поверхность с окном, которая расположена между объективом и пленкой. Данная конструкция позволяет снизить стоимость оптики, но не способствует надежности, а синхронизация со студийными вспышками возможна только на выдержке 1/30 сек. (что ограничивает возможности фотографа).

Существуют три основных разновидности среднеформатных фотокамер.

Самый «древний» форм-фактор – «раскладушка» (folding). Фокусировка с помощью фокусировочного меха, контролируется по шкале расстояний или сопряженному дальномеру. В нерабочем состоянии объектив укладывается внутрь корпуса камеры. Плюсами такой конструкции, которой уже более 100 лет, являются защищенность объектива и повышенная компактность камеры в нерабочем состоянии. Камера с форматом съемки 6х9 см помещается в карман куртки и напоминает книжку. В использовании меха много плюсов: фокусировка очень удобна, низкое светорассеяние и, как результат, более высокий контраст на моделях с просветленной оптикой. К сожалению, эти камеры нередко имеют неточный дальномер, что мешает использовать их на близких расстояниях, снижает точность фокусировки.

Другая розновидность компактных среднеформатных камер – двухобъективные зеркальные (Twin Lens Reflex, TLR). Один объектив предназначен для съемки, второй проецирует изображение на матовое стекло для фокусировки. TLR отличаются компактностью, надежностью, имеют тихий центральный затвор, синхронизацию со вспышками на коротких выдержках, защищают от шевеленки на выдержках 1/15 сек. и 1/30 сек., обеспечивают возможность незаметной съемки «от живота». Как и «раскладушки», TLR классической конструкции (с несменной оптикой) изначально считались этакой среднеформатной «мыльницей», но при этом большинство из них относились к профессиональным. А сегодня, фотографируя в толпе подобным аппаратом, вы вызовете у окружающих скорее любопытство или непонимание, нежели страх съемки. И это, несомненно, их достоинство, ибо по качеству изображения камеры именитых брендов, как минимум, не уступают современным среднеформатным собратьям.

Наиболее традиционно выглядят однообъективные зеркальные камеры (Single Lens Reflex, SLR). Такие камеры оснащены сменной оптикой, причем визирование осуществляется через съемочный объектив. Считается, что главным достоинством таких камер является системность, богатый выбор сменной оптики. Впрочем, это не совсем так – существуют не-SLR камеры со сменными призмами и даже сменными объективами.

Фокусное расстояние объектива для среднеформатной и малоформатной (35 мм) зеркалки – не одно и то же. Если для 35-мм зеркалки стандартным считается объектив 50 мм, то для среднего формата объектив с таким фокусным расстоянием является широкоугольным, стандартный – 80 мм, портретный – не менее 120 мм.

"Любитель-166", 1976-1981; "Любитель-166в", 1980-1990; ЛОМО

Самая доступная камера с форматом кадра 6х6 см – отечественный «Любитель». На такой вариант стоит обратить внимание, если вы хотите приобрести TLR-камеру не для серьезной работы, а для творческих экспериментов вроде использования слайдовой пленки с последующей проявкой по кросс-процессу, съемки с наложением кадра, создания текстур для компьютерной графики.

проблемы – «мыльный» объектив (даже на средних значениях диафрагмы), виньетирование, недостаточное чернение внутренностей. Впрочем, резкость – не единственный параметр качества оптики, тем более что на закрытых диафрагмах оба недостатка нивелируются, но крайне желательны тросик и штатив. Чтобы делать снимки приемлемого качества, необходимо использовать закрытые значения диафрагмы (f/11, f/16), забыть про наводку на резкость по матовому кружку (использовать шкалу расстояний или ставить объектив на бесконечность). Рисунок же у объектива весьма приятный.

Модифицированная версия "Любителя-2". Комплектовался тем же объективом; светосила объектива видоискателя - 2,8; центральный затвор с выдержками от 1/15 до 1/250 + В. Шкала расстояний от 1,4 м до бесконечности. В отличие от предыдущей модели имел счетчик кадров. Камера была снабжена специальным блокировочным рычажным механизмом, который исключал возможность пропуска неэкспонированного кадра и многократную съемку на один кадр. Убран автоспуск и применен центральный контакт. Внешний вид фотоаппарата был изменен "в соответствии с современными тенденциями развития технической эстетики". Выпускался небольшими партиями. Было выпущено 69 120 шт. Модель 166в отличалась от модели 166 раздельным взводом затвора и транспортировки плёнки, а также отсутствием счетчика кадров и добавлением автоспуска. Появился синхроконтакт (центральный контакт был сохранен). Этой модели было выпущено 906 248 шт.


"Любитель-166-Универсал", 1983-1996; ЛОМО

Модель, сменившая "166в". Отличалась, в частности, возможностью получать снимки двух форматов - 6х6 и 6х4,5. На задней стенке появлось дополнительное смотровое окошко для формата 6х4,5 см. Этой модели было выпущено 412 187 шт.

Киев-60, Киев-88

Клон немецкого Pentacon Six – «Киев-60» украинского завода «Арсенал». Парк советской оптики – достойный и по количеству, и по качеству представителей. Даже со штатником, как показывает практика, можно делать фотоснимки профессионального уровня. Но в качестве портретного лучше все-таки использовать именно легендарный объектив Sonnar.

В стандартную поставку «Киева-60» входят шахта и съемная призма с несогласованным TTL-замером. Уступая прародителю с точки зрения дизайна и удобства (неудобный корпус, глубокая шахта с мутным матовым стеклом), камера является наиболее надежной в своем классе. В отличие от Pentacon, нет произвольно «гуляющих» межкадровых промежутков и проблем со счетчиком кадров, свойственных Pentacon Six TL.

Основная проблема «Киева» – «глупый» механизм перемотки пленки, который регулируется на определенную толщину пленки. При использовании разных пленок (например, Kodak и Agfa) на некоторых имеет место наложение кадров. Устранить недостаток можно, если при зарядке пленки проматывать ее на 5-15 мм дальше отметки Start, (в зависимости от марки пленки). Настройка у мастера обойдется рублей в 300, но в ней есть смысл лишь при использовании пленки одного производителя.

Другой недостаток «Киева-60» – громкий хлопок зеркала во время съемки, сопровождаемый ощутимым встряхиванием камеры и дополненный отсутствием механизма предварительного подъема зеркала. Это может привести к появлению эффекта «шевеленки» на длинных выдержках. Встречаются модернизированные варианты «Киева-60» от Arax и Hartblei с предподъемом зеркала, чернением внутренних поверхностей и форматом съемки 6х4,5 см (опционально).

Среднеформатная камера «Киев-88» – советская копия фотоаппарата Hasselblad 1000F (одна из первых моделей, со шторным затвором). Использование шторного затвора, кроме необходимости синхронизации на 1/30 сек., создает еще одну проблему – «столбы» (вертикальные полосы при съемке на очень коротких выдержках – 1/500 сек., 1/1000 сек.). У «Киева-60» и Pentacon Six «столбы» встречаются редко, но вот по эргономике 88-й опережает своих собратьев на голову.

Несколько лет назад сам производитель – украинский завод «Арсенал» – выпустил обновленную версию «Киев-88СМ», изначально совместимую с P6 по оптике. Штатник «Волна-3» был переименован в Arsat, выпущены новые, качественные tilt-shift объективы для пейзажной съемки.

«Киев-88» имеет модульную конструкцию со съемными задниками для пленки, которые можно менять в процессе съемки, используя светозащитную вставку (шибер). Шахта удобнее, чем у «Киева-60». Существуют несколько различных съемных пентапризм, включая варианты с интегральным и точечным замером экспозиции (на «Киеве-60» – только интегральный), вертикальную призму с большим увеличением, а также фокусировочный «задник» с матовым стеклом для точной макросъемки.

Считается, что сама камера «Киев-88» в любой из модификаций недостаточно надежна (в отличие от «Киева-60») и является, скорее, полуфабрикатом, нежели конечным продуктом. Потребность в доведении до ума данной модели существует – речь идет о дополнительном чернении внутренностей для снижения светорассеяния, установке предподъема зеркала (обе эти процедуры актуальны и для «Киева-60»), а также регулировки кассет и работы шторок затвора. Все проблемные места фотокамеры тщательно изучены и устраняются, за исключением упомянутых «столбов». Для старых версий «Киева-88» производится переделка байонета под P6.

По материалам сайтов: «photonews», «photohistory», официального сайта Красногорского механического завода. Фотоаппараты, представленные на фото, из моей личной коллекции и коллекции моего любимого. Фотоаппараты до сих пор исправны, мы достаточно удачно ведем на них фотосъемку.

Источник: fotoclub.mgsu.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть