Ключевыми словами, определяющими функциональность и назначение этой камеры, являются слова Sport и EasyShare — последнее, видимо, надо понимать как легкость распространения полученных фотографий. Попытаюсь сформулировать, что такое в моем понимании спортивная съемка, и какое отношение к ней имеет данная камера. Съемку спорта условно можно разделить на профессиональную и любительскую. Границей раздела здесь является не квалификация фотографа, а то, что является его основной деятельностью. Зритель на спортивных соревнованиях занимается и профессиональной съемкой, спортсмен же может заниматься только любительской, поскольку основная его деятельность — это участие в спортивных мероприятиях. Отсюда и требования, предъявляемые ими к камерам, будут принципиально разными. В первом случае камера должна иметь достаточную функциональность, чтобы можно было сделать эффектный кадр с доставшегося места на трибуне. Во втором случае главное требование к камере — чтобы она не помешала достичь хорошего спортивного результата.
Я испытывал эту камеру в байдарочном походе по Карелии. Особенность похода заключается в том, что часто (или даже почти всегда) один и тот же человек выступает и как профессионал, и как любитель. То есть иногда он снимает действие, в котором непосредственного участия не принимает, и может сосредоточиться на съемке. Камера может быть при этом любая, и переход из одного качества в другое фиксируется запиранием камеры в герметичный ящик. Если препятствия в походе не очень сложные и проходятся без осмотра, то зачастую собственно спортивных снимков из похода мы не привозим, а привозим пейзажи, снятые на стоянках, и бытовые сценки у костра. А «спорт» остается за кадром.
В этом случае полезной была бы камера, которая минимально отвлекает от основной, спортивной деятельности, и от которой можно мгновенно избавиться, если ситуация усложнилась, и надо бороться не за хорошие снимки, а за живучесть судна. В водных походах для этого, как правило, достаточно герметичности камеры. Если камера не боится воды, ее можно привязать к лодке, а при необходимости просто бросить на дно и схватиться за весло. Собственно, так я и делал долгие годы, используя камеру, помещенную в бокс для подводной съемки. Однако бокс превращает даже компактную камеру в весьма громоздкий агрегат. Функциональность же его при «любительской» съемке избыточна, и даже вредна, поскольку отвлекает от основной задачи, а увлекшись настройкой камеры, можно не заметить булыжник в центре треугольника. Камера Kodak EasyShare Sport лишена этих недостатков.
Она герметичная, маленькая и легкая (и может быть привязана уже не к лодке, а к руке), относительно дешевая (2,5 тысячи рублей), и в критической ситуации драгоценный миг не будет потерян на попытку спасти камеру. Возможности же настройки практически сведены к нулю, и, независимо от квалификации, абсолютно не отвлекают.
Что получится, то получится — от фотографа это зависит слабо. То есть у человека, любящего заниматься фотографией, эта камера никогда не будет единственной. И хотя при наличии времени и желания некоторые художественные эффекты можно выжать и из нее, делать это нужно только из любви к искусству.
Итак, основное, что мы хотим от этой камеры, это хорошая гидрозащита. Обещаны три метра. На такую глубину я ее не опускал, но полагаю, что проблем не будет, поскольку уплотнение, используемое в крышке камеры, тем лучше работает, чем больше давление.
Двойная крышка батарейного отсека. Внутренняя служит для фиксирования элементов питания и электрического контакта между ними. Внешняя герметизирует весь отсек, закрывая, в том числе, и разъем microUSB
Поэтому если уж в камеру затечет, то затечет на глубине в несколько сантиметров. При первом погружении от камеры поднимались отдельные пузырьки, но вероятно, они выходили из каких-то негерметичных полостей, а внутрь камеры вода не попала.
Озера Карелии не самое живописное место для подводной съемки, но кое-что можно снять и там. Съемка же в надводном положении, когда на камеру попадают брызги холодной воды, иногда приводила к запотеванию иллюминатора с внутренней стороны.
Если посмотреть на таблицу точки росы, то мы увидим, что для типичной московской влажности при 25 градусах это 60-80%, достаточно 3-10 градусов понижения температуры, чтобы на иллюминаторе выпала роса. Для борьбы с этим явлением существует множество методов, но похоже, что ни один из них не использован в этой камере. В подводных боксах обычно используется поглотитель влаги типа силикагеля, который кладется в бокс каждый раз, когда его закрывают. Конечно, данная камера очень компактна, но можно было предусмотреть место для патрона с силикагелем, который меняется вместе с аккумулятором. Решило бы проблему и покрытие с внутренней стороны специальным составом, как, например, делают предлагаемые фирмой Lenspen салфетки для протирки оптики. Конечно, этот метод несколько ухудшает качество изображения, но применительно к данной камере я бы скорее всего этого не заметил.
Можно было бы сделать иллюминатор двухслойным. Это тоже немного ухудшило бы качество изображения, но проблему бы решило. Наконец, что, вероятно, было бы самым разумным решением, это сделать блок объектива вместе с иллюминатором герметичным и изолированным от остального корпуса камеры. Внутри этого блока воздух мог быть осушен еще на заводе. Чтобы продемонстрировать эффект запотевания, я в Москве провел такой простейший эксперимент. На иллюминатор я положил кусочек льда, после этого через несколько секунд его убрал, протер объектив снаружи и сфотографировал запотевший изнутри иллюминатор.
При подводной съемке, и в особенности при подводной съемке в теплых морях, этот эффект не так уж страшен, потому что когда температура камеры и иллюминатора выровняются, запотевание скорее всего рассосется.
Камера имеет ПЗС-матрицу 12 Мп размером 6,17×4,55 мм и снабжена объективом с фиксированным фокусным расстоянием 6,3 мм, что дает нам угол зрения, эквивалентный 38 мм объективу пленочной камеры. Если рассматривать снимки на экране компьютера так, чтобы весь кадр уместился на экране, то качество представляется вполне удовлетворительным, и я привез из похода несколько снимков, которые вряд ли бы сделал, если бы у меня была только зеркальная камера без подводного бокса. Казалось бы: разрешение даже самого хорошего монитора требует изображения всего в 2 Мп, и 12 Мп позволяют получить нечто большее. Но здесь вступает в игру второе ключевое слово из названия камеры: EasyShare. Для удобства выкладывания снимков в Сети, размер их должен быть маленьким, и поэтому сжатие в JPEG, заложенное в этой камере, просто чудовищное: мы получаем кадр 12 Мп с размером файла в 2,5 МБ. Для примера ниже я приведу фрагменты снимков, снятых с одной точки 12-мегапиксельными камерами Canon PowerShot A650IS и нашей героиней.
|
|
Canon A650IS
|
Kodak C123
|
Надо заметить, что оптика у камеры, похоже, не такая уж плохая, потому что если сравнивать ее с много более функциональным конкурентом, камерой Fujifilm FinePix XP30, имеющей объектив с переменным фокусным расстоянием, втиснутый в тонкий корпус, и настройку сжатия JPEG, то качество изображения у Kodak EasyShare Sport будет лучше.
Fujifilm FinePix XP30
|
Kodak C123
|
Отсюда следует вывод: снимки, сделанные компактными подводными камерами, никогда не надо рассматривать на экране с увеличением до 1:1. Эти снимки являются сырым материалом и могут быть уменьшены в два раза с использованием различных алгоритмов в зависимости от сюжета.
Увеличение чувствительности, как и ожидалось, приводит к еще большей деградации картинки.
|
|
ISO-80
|
ISO-100
|
|
|
ISO-200
|
ISO-400
|
|
|
ISO-800
|
ISO-1250
|
Камера может снимать видео с разрешением 640×480 пикселей. На современном этапе это уже архаизм, большинство телефонов могут больше. Но сильнее всего огорчает реализация цифрового увеличения. При зуммировании увеличивается исходное изображение 640×480 пикселей до его полного вырождения.
Максимальное цифровое приближение.
Если бы использовались все возможности 12-мегапиксельной матрицы, то мы имели бы пятикратное увеличение без деградации качества.
Галерея
P. S.
Как я уже упоминал, при большом желании (или если все остальные камеры в походе вместе с герметичной упаковкой были утоплены) и из этой игрушки можно попытаться кое-что вытянуть.
О съемке воды я писал 10 лет назад. Применительно к данной камере ничего за это время не изменилось. Единственное, что фиксированные выдержки могут быть выбраны только очень длительные.
Выдержки в десятые доли секунды придется получать в автоматическом режиме, ограничивая световой поток нейтральным фильтром переменной плотности, сделанным из двух поляризационных фильтров.
ISO-80; F:4,5; 1/60 с
|
ISO-138; F:4,5; 1 с
|
Объединив два вышеприведенных снимка, можно получить еще более интересное решение, приведенное ниже.
Режима съемки панорам у камеры нет, но он и не нужен, поскольку есть специальные программы, которые справляются с их сшивкой лучше любой встроенной. Нижеприведенная панорама снята ночью с выдержками 2—4 с без фильтров и сшита программой hugin.
Источник: ixbt.com