Второе чудо братьев Люмьер

Достаточно редкой исторической ценностью обладают автохромные снимки начала века. Братья Люмьер разработали способ их копирования, но он не получил широкого распространения. В итоге, данные снимки существуют в единственном экземпляре.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

1908г. Фотограф: И. П. Никитина. "Фабрика Барышниковых и их дом на подъеме от запруды. Пос. Клинцы Черниговской губернии"

В качестве основы снимков выступали стеклянные пластинки. Они были хрупкими. Фотоэмульсия при воздействии влаги и кислорода теряла яркость и отслаивалась от основы. Такая хрупкая конструкция является очень ценной, так как её почётный возраст, редкость и уникальность неповторимы. В 1907 году братья Огюст и Луи Люмьеры, которые ранее изобрели кинематограф, выпускают в свободную продажу фотопластинку «Автохром». Теперь любой фотограф может её приобрести. Разработка и эксперименты велись почти 50 лет.

Запатентована технология была в 1906 году. В это же время Фенлей запатентовал свою технологию, которая схожа с тем, что сделали братья Люмьер. Суть метода заключается в расположении рядом трёх кружочков, которые окрашены в три основных цвета. Технология Люмьеров позволило открыть процесс «Автохром». Фенлей усовершенствовал свою технологию, и она легла в основу работы  пластин «Педжет».

Люмьер выпускали свои пластинки во Франции в городе Лион. Принцип работы технологии заключается в окрашивании зёрен картофельного крахмала в оранжево-красный  — 3 части, зеленый  — 4части, сине-фиолетовый  — 2части. Зёрна имели диаметр около 0, 01 мм. Пластина 13×18 см вмещала 200 млн. зерен. На пластину наносился специальный клей. Зёрна крахмала просеивались и насыпались на пластину. Важно было следить за тем, чтобы цвета распределялись по поверхности равномерно. Не должно было быть наслоений. Пространство между зёрнами заполнялось угольной сажей. Водонепроницаемость добавлял слой лака. Сверху наливалась панхроматическая  фотоэмульсия.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

1910-е гг. Фотограф: И. П. Никитина "Групповой стереоскопический портрет. Первый слева  — И. П. Никитин. Имение Барышниковых под Клинцами Черниговской губ."

Пластина размещалась к объективу стеклянной стороной. Свет проходил сквозь окрашенные зёрна крахмала и попадал на фотоэмульсию уже окрашенным. При съёмке нужно было пользоваться жёлтым фотофильтром. Свет, проходя через фильтр и окрашенные пигменты ослаблялся в 60 раз относительно того, что можно было получать при съёмке не на Автохромные пластинки. Даже при этом фотографировать можно было в солнечный день при диафрагме 4-5 можно было получить нормальную экспозицию на выдержке 2 секунды.

Качество снимков получалось очень высоким. Их было удобно обрабатывать. Это компенсировало недостаток с светочувствительностью.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

1913 г. Фотограф: И. П. Никитина: "Групповой портрет. Слева направо: М. С. Никитина, Д. П. Никитин, Н. С. Никитина, и Е. П. Никитина (Иванова). Пос. Клинцы Черниговской губ., сад при доме механика фабрики И. П. Никитина"

Чтобы получить изображение нужно было разобраться с физическим процессом и технологией. Предположим, что нужно получить изображение объекта зелёного цвета. Свет проходит сквозь зеленый пигмент. Остальные пигменты этот цвет не пропускают. Проявляя пластины в обычном чёрно-белом проявителе будут появляться черные точки. Если посмотреть на негатив, то зелёный участок окажется непрозрачным, а свет будут пропускать остальные цвета. Для получения необходимого цвета нужно ещё раз провести инверсию. За остальными цветами образуется непрозрачный осадок. Дополнительные цвета, насыщенность и яркость передаются таким же способом. Регулируется прозрачность участков и насыщенность цвета.

Пластинки можно было копировать благодаря специальному ящику, который разработали Братья Люмьер. Солнечный свет позволял перенести изображение с одной пластинки на другую.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

Фотограф: И. П. Никитин. Пос. Клинцы, 1913 г. "Групповой портрет. Слева направо: М. С. Никитина, Н. С. Никитина, Б. П. Никитина (Иванова), сидит автор снимков" Предпринимались попытки бороться с низкой светочувствительностью. Крахмал заменили на смолу, которая заполняла всю поверхность пластины. Также создавались пластины с отдельным растром.

Все эти действия увеличили чувствительность к свету в два раза. Со временем братья Люмьер пришли к съёмке со вспышкой. Были разработаны специальные светофильтры и зажигательные смеси. Благодаря этому Автохром надолго стал популярен. Разработка братьев Люмьер существенно улучшила качество снимков, позволило использовать фотографию в научных целях, снимать в путешествиях. Простота работы с пластинами позволяла рядовому фотографу использовать последние разработки.

Пластинки стоили не дёшево, но не смотря на это в 1907  — 1908гг. цветная фотография получила широкое распространение. Автохромные снимки начали участвовать в мировых фотовыставках. Среди российских фотографов Автохром использовали Н. Петров и К. Солодовников. Всё же большинство снимков делались фотолюбителями. Люмьеры выпускали сотни тысяч пластинок в год и успешно их продавали.

Иван Петрович Никитин был простым фотолюбителем. Он работал главным механиком на фабрике Барышниковых в пос. Клинцы Черниговской губернии. Сохранились шесть его автохромных снимков с групповыми портретами. В 1985 году снимки из семейного архива были переданы Надеждой Ивановной Якушевой в Государственный Исторический музей.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

Портрет Н. С. Никитиной с сестрой А. С. Купреяновой (в красной шали). Пос. Клинцы, зима 1915 г. Фото И. П. Никитина

Многие автохромные снимки постарели. Эмульсия пожухла и цвета исказились. На некоторых фотографиях были видны разводы, как будто это разукрашенные пластинки, но при увеличении было видно зерно Люмьеровского спектра.

Vtoroe_chudo_bratev_Lyumer

Групповой портрет. Слева направо: Н. С. Никитина (ур. Купреянова), Н. С. и А. С. Купреяновы, впереди дети И. П. Никитина  — Надя (Н. И. Якушева) и Галя. Пос. Клинцы, сад при доме И. П. Никитина. Июнь 1914 г. Фото И. П. Никитина

Автохромная фотография проявила себя ещё в одной области: стереоскопическая фотография. Рассматривая снимки через линзы стереоскопа зернистость оказывалась не видна. Различались только цветные пятна на белом фоне. Это позволило уменьшить формат фотоснимков. При этом все мельчайшие элементы сохранились.

Несмотря на широкое распространение автохромной фотографии и на изобретение подобной технологии многими фирмами, данная ветвь развития оказалась тупиковой. Прежде всего это связано с низкой светочувствительностью. Зернистость также не лучшим образом сказывалась на качестве. Со временем были созданы материалы с гораздо лучшей разрешающей способностью. В случае с пластинками, разрешение повысить не удалось.

Нажмите ESC чтобы закрыть