Все о цифровой фотографии

В наше время многие любят путешествовать. Причем, путешествовать не по родной стране, а по странам далеким и экзотическим. И, конечно же, в этих путешествиях многие фотографируют. А некоторые даже специально едут за тридевять земель лишь с одной единственной целью: сделать много-много красивых и интересных фотографий. Вот и мы сегодня решили поговорить с одной из любительниц так называемой travel-фотографии Мариной Н. Совсем недавно она вернулась из поездки в Индию и еще полна впечатлений.

- Марина, скажите, это Ваша первая поездка в дальние страны?

- Не первая. Путешествовать я очень люблю. Можно даже сказать, что люблю безумно. Была уже в ставших привычными для жителей нашей страны Египте и Турции, много снимала там. Пару лет назад  часть зимы я провела в Таиланде. Потом побывала на Бали. И вот теперь – Индия. Мне очень много лет хотелось попасть в этот поистине сказочный, можно даже сказать, райский  уголок нашей планеты  Я давно поняла, что чем дальше уезжаешь от родных мест, тем больше приключений тебя ждет. И эти приключения очень интересные и порой просто непредсказуемы.

- Вы тщательно планировали свою поездку?

- Да нет, что вы. Хотя поначалу действительно был небольшой план. Но он включал в себя только два пункта: 1. Посетить Гоа и 2. Посетить Дели. На эту поездку я отвела себе ровно полтора месяца. В итоге вместо двух городов посетила одиннадцать!

 

- Сборы были долгими? Какие сложности вы испытали на этом этапе подготовки к своей экспедиции?

- Первая проблема в этом плане у меня была вот какая. Вся моя фотоаппаратура занимает достаточно много места, да и весит почти полтора десятка килограммов. Разместить всё это в рюкзаке оказалось довольно сложно. Я долго думала, как быть, и наконец, пришла к выводу, что «фикс – это наше всё,  снимать нужно так, как ты видишь» - очень хорошая мысль, и смело откинула в сторону практически всё своё оборудование, бросив в рюкзак только пару Canon 5D Mark II + 50 mm f/1.4. Знаете, чем еще хорош такой объектив?

 

- Чем же?

- Тем, что есть возможность трансформировать его в некое подобие титл-шифта. Делается это путем отсоединения и поворота линзы. Кстати, в поездках по миру большинство  фотографов обычно снимают в режиме Av, так как в жанре travel-фотографии гораздо важнее немедленное реагирование на происходящее событие, чем долгие раздумья о ракурсе, композиции и всем прочем. Хотя и обо всем этом тоже порой думать надо.

 

Во время своих сборов в Индию я просмотрела огромное количество снимков, сделанных в этой стране другими фотографами. И, если быть честной, подумала тогда, что большинство из этих фотографий, а портреты жителей индии особенно, их авторами были, так сказать, тщательно срежиссированы, являлись постановочными кадрами. Мне показалось, что мои коллеги «водят зрителей за нос», выдавая за реальных людей некую своего рода бутафорию.  Но когда я приехала в Индию, я поняла, что в своих предположениях я глубоко ошибалась. Никогда в жизни я не видела ничего подобного, это просто невообразимая пестрота. Первым делом все приехавшие в Индию обращают внимание на женщин, одетых в сари. Для многих это вообще может стать шоком и придется срочно искать сердечные таблетки.  Я же вообще сразу схватилась за фотокамеру и начала снимать. Первый час снимала направо и налево и не могла остановиться.  Но постепенно мой разум восторжествовал над эмоциями и я начала всех этих персонажей выстраивать в некую цельную картину мира. То есть, начала фотографировать осознанно, а не «строчить»  напропалую. Я вспомнила тогда, что все те правила, с помощью которых создаются хорошие фотографии, никем еще не  были опровергнуты и отменены. Законы композиции работали всегда, и будут работать вечно.

- Марина, а какой ваш любимый жанр в фотографии вообще и в travel-фотографии  в частности?

 

- Конечно же портрет! Люди – это лицо любой страны. Не природа, не памятники архитектуры. Именно люди. В Индии мне очень понравилось снимать местных жителей, индусов. Кстати, люди они в подавляющем большинстве очень бедные, и любой человек, приехавший из другой страны, кажется им «источником долларов». Они думают, что из кошельков иностранцев на них должны сыпаться золотые монеты. Кстати, тем фотографам, которые хотят поехать снимать Индию, я рекомендую учесть этот фактор. Положите в карман побольше мелочи, и смело шагайте к ближайшему храму. Эта мелочь послужит вам своего рода билетом в мир простых индусов, и вы получите великолепную возможность сделать множество просто потрясающих портретов этих весьма колоритных, на наш взгляд, людей.  Около храмов обычно сидят множество индусов, и если вы им дадите хоть немного денег, они охотно позволят себя фотографировать, и, больше того,  активно и даже порой с каким-то  достоинством будут позировать вам. Похоже, что эти люди давно привыкли к такому вниманию туристов к ним.  Признаюсь честно, я испытывала огромное творческое удовлетворение, фотографируя этих людей. Кстати, индийские дети тоже не теряют свой шанс немного подзаработать. Они много раз подбегали ко мне  со словами «уан пик, мадам!». Я фотографировала их  только лишь для того, чтобы они от меня отстали. Но они тут же начинали требовать денег за то что позировали мне!

-  Скажите, а везде ли в Индии можно фотографировать?

 

- Как обычно не приветствуется съемка в храмах. Правда, не во всех. Где-то снимать разрешают, а где-то запрещают категорически. Есть в этой стране и еще некоторые места, в которых нельзя фотографировать. Ну, хотя бы, самый, пожалуй, древнейший город Индии – Варанаси. Это вообще очень религиозное, если можно так сказать, место. Основная религиозная достопримечательность Варанаси – это набережная левого берега реки Ганг, с так называемая гхатмами. Тут, на Маникарника-гхате и Харишчандра-гхате находятся площадки для кремации людей.

В Индии считается, что если индус умирает в этом древнем городе, то он наверняка вырывается из череды рождений и смертей. Вот почему умирать в этой стране все едут именно сюда, в Варанаси. Причем, едут, как правило, довольно веселой толпой. Как говорят, огонь на этих площадках для кремации не потухает уже много тысячелетий. И фотографы со всего мира едут в это место в огромных количествах. Но, увы, тут их ждет горькое разочарование.  Дело в том, что фотографировать тут, как вы наверно уже догадались, строжайшим образом запрещено.  Правда, один выход все-таки у фотографов имеется. Разрешение на съемку кремации можно получить у местной власти. Но стоит это разрешение очень дорого.

 

- А музеи?

- И во многих музеях тоже фотографировать нельзя. Чаще всего за фотосъемку в музее вам предложат заплатить отдельно. Это стоит примерно от десяти до ста рупий за один фотоаппарат, в зависимости от музея и его значимости. Но тут тоже можно немного схитрить. Прежде чем идти в музей, попробуйте разузнать, выдают ли в его кассе какой-нибудь билет или другой документ, подтверждающий право на съемку. Чаще всего, в маленьких музеях таких документов нет, и всё происходит просто на доверии. Так что, подходя к музейной кассе, рекомендуем вам спрятать фотокамеру в сумку или под одежду и заверить кассира в том, что фотографировать вы не будете.

 

- А чего стоит остерегаться в Индии туристам и фотографам?

- Многие, наверно, слышали о том, что в этой стране очень много воров. Перед поездкой мне вообще рассказали огромное количество страшных историй на этот счет. Да и я сама читала в интернете, что воруют там практически все и всё. Особенно у зевак-иностранцев, которые глазеют по сторонам и порой теряют свою бдительность. Именно поэтому, когда я приехала в Индию, то первым делом сумку с фотокамерой из привычного положения на плече я перевесила на живот. То же самое я хочу порекомендовать всем, кто едет в Индию. Будьте  бдительны! Особенно в людных местах больших городов. Это только внешне местные жители к вам дружелюбны и радушно улыбаются всем приезжим. Но стоит вам ненадолго зазеваться – и вы рискуете остаться без своего, может быть, дорогого фотоаппарата. И особенно обидно бывает, когда вместе с фотокамерой вы теряете и весь отснятый материал.  Кстати, в том числе и поэтому рекомендую в дальние поездки брать с собой жесткий диск, и время от времени скидывать на него всё то, что вы наснимали.

- Что еще вам запомнилось в  Индии?  Может быть, какие-то курьезные ситуации, связанные со съемкой, у вас там случались? 

- Конечно! Как же без этого! Всем тем фотографам, которые хотят и планирует посетить Индию, я скажу, чтобы они были готовы не только сами фотографировать, но еще и выступать в качестве своего рода  фотомодели! Вы не поверите, возможно, но это факт. К вам будут то и дело подходить местные жители и просить разрешения сфотографироваться вместе с вами! Сначала вас попросят сделать один снимочек «с моей любимой женой», потом «с моей любимой тещей», а потом и «с моей любимой прабабушкой. Подождите, я сейчас ее приведу. Ей на прошлой неделе исполни лось 93 года!». Так что приготовьтесь и к этому!

- Огромное вам спасибо, Марина, за столь интересный рассказ, за столь полезные советы нашим читателям. Желаем вам творческих успехов!

- Спасибо и вам! Желаю вашему сайту дальнейшего процветания!