Надеюсь, кому-то окажется полезным мой опыт и позволит не ошибиться с выбором дополнительных принадлежностей к камере.
Фотографирую я не так часто, как хотелось бы; не бегаю днями по городу, фотографируя прохожих; не снимаю в студии… но все равно, камера не залеживается – все мы периодически выбираемся на природу с друзьями, проводим отпуск за границей или просто гуляем по парку. Так что в контексте такой съемки я и оценивал полезность дополнительных аксессуаров.
1. Итак, первое приобретение – сумка для камеры и еще одного объектива. Сумка обошлась в тысячу рублей. Естественно, это было необходимым приобретением, так как без сумки ходить с фотоаппаратом неудобно. Спустя почти полтора года купил рюкзак. Рюкзак до сих пор жив, несмотря на то, что был не очень известной фирмы и одним из самых дешевых рюкзаков (а мне вообще достался за 600 рублей). Теперь рюкзак всегда со мной, там все фотопринадлежности: вспышка, 3 объектива с камерой, фильтры, штатив, зарядка, тряпочки – все-все. Очень удобно хранить и перемещать.
2. Вторым приобретением стал комплект для чистки оптики. И вот за два года я так и не почистил матрицу – олимпусовский пылетряс и сам отлично справляется с данной задачей. Хотя вот тряпочку и чистящий карандаш (Lens Pen) использую регулярно для чистки передней линзы объектива. Поэтому мой совет – обязательно купите вместе с камерой Lens Pen притом, что стоит он совсем недорого.
3. Спустя полгода после камеры был приобретен поляризационный светофильтр. Брал не очень дорогую модель – Marumi. Не скажу, что все пейзажные кадры я делаю с использованием фильтра. Во-первых, эффект не очень заметен в закатные и рассветные часы, а вот световой поток сокращается и выдержка возрастает, что приводит к смазу. Во-вторых, при съемке панорам пользоваться фильтром нужно очень осторожно – на небе возникают темные участки (где эффект поляризации максимален) и из-за этого возникают проблемы при склейке – там что при панорамной съемке фильтр лучше не использоваться вообще. При всех своих недостатках, а точнее сказать, конструктивных особенностях, считаю, что покупка сделана не зря и свои 1000 рублей фильтр стоит. Вот, например, какое небо позволяет получить поляризационный фильтр -
Спустя год после покупки камеры приобрел внешнюю вспышку. Могу сказать, что теперь съемка в помещениях стала намного проще, фотографии стали качественнее. Естественно, ни о каком моделировании схем освещения речи не идет – все же это не студия. Но, тем не менее, вспышка «в потолок» позволяет получать рассеянный свет и хорошие кадры. Однако не ждите чудес при использовании вспышки на улице в солнечную погоду. Я уже писал обограниченности режима high speed synchronization, когда при выдержке 1/500-1/1000 никаких подсвеченных теней у нас не будет и вспышка станет бесполезной. Тут больше пользы будет от ассистента с рассеивателем. В любом случае, я не жалею о потраченных 10 000 рублей на вспышку Metz 48 и если ваши финансы не позволяют спокойно купить вспышку за суммы более 12-15 тысяч, посмотрите на более простые варианты, например, Nissin или Doerr. На мой взгляд, мощности эквивалентной ведущему числу 42 и более вполне хватит для большинства ситуаций.
5. Естественно, вместе со вспышкой была приобретена зарядка (сначала на 2 батарейки, потом на 4). Могу сказать, что не надо экономить – купите сразу зарядку на 4 аккумулятора и 8 штук самих аккумуляторов. Скорость зарядки для меня вообще не является критичной – один только раз мне понадобилось зарядить батарейки очень быстро – когда снимал свадьбу – а так пусть хоть вся ночь заряжаются.
6. Да, совсем забыл сказать, что за 2 года насобирал 3 flash карты – на 1 Гб, 4 Гб и 8 Гб. Такой набор вполне справился и с двухнедельным отпуском в Турции и с недельным в Питере (это при том, что RAW Олимпуса занимает около 10 Мб). Но для съемки «дома», а не на выезде мне вполне хватает 4 Гб.
Резюмируя свой рассказ, хочу сказать, что ни одна из совершенных покупок меня не разочаровала и каждая стоит своих денег. Думаю, в ближайшее время приобрету все-таки рассеиватель и постараюсь найти градиентный фильтр, но только не круговой, а квадратный, чтобы легко менять уровень горизонта.