Как делать фотографии через искажающие стёкла?

Когда меня просили написать о фото через искажающие стёкла, я не очень понимал, что от меня конкретно хотят. Всё кажется очевидным. Я попробовал написать всё, что знаю, и получилось совсем немного.

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

 Многие считают, что мой стиль – это размытые фотографии, снятые через искажающие стёкла с последующим наложением текстур примерно как здесь:

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Мне действительно очень нравится так фотографировать, но ещё мне нравится фотографировать десятками совершенно других способов, например вот так:

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Здесь всё предельно резко, но это тоже мой «стиль». Стиль определяется, главным образом, содержанием. Вообще, стиль – это умение формировать свою изобразительно-понятийную сферу. Хороший фотограф умеет передать свои эмоции и ощущения через свои кадры, но стиль к нему приходит лишь тогда, когда плюс к этому ему удаётся отражать в фотографиях сумму своего жизненного опыта, а не просто отдельные переживания и наблюдения. Совсем не уверен, что в моём случае уместно говорить о стиле, но важно то, что мне не хотелось бы сводить все свои удачи к фотографиям через искажающие стёкла.

В какой-то момент, я начал искать, что мне интересно в фото, и я очень быстро понял, что меня почти совершенно не интересует реальность. Если быть более точным, то меня не интересуют жанры, связанные с приятием реальности. Отсюда довольно быстро я пришёл к тем способам самовыражения, которые тяготели к искажениям реальности и среди них самым простым можно считать фотографирование через искажающие стёкла.

В наше время трудно изобрести что-то новое, особенно в фотографии. Я никогда не исследовал специально, кто ходил по этой дороге до меня и как ходил, и решил пройтись по ней сам. Но кое-кого я всё-таки знаю и могу порекомендовать вам:

1) в первую очередь, весьма достойна ознакомления статья Сергея Вараксина «Неправильная фотография» и его работы;  
2) фотографии Эстер Эрнандез
3) и, конечно, фотографии Нины Ай-Артян.

Это то, что приходит в голову сходу.

Откуда брать стёкла?

Не знаю! Я всё время хожу по магазинам, разглядываю через разную посуду окружающих, покупаю стеклянные вазочки для конфет в надежде, что они окажутся полезными, клянчу у друзей всякое стекло, интересуюсь всякими вазами, бутылками и т.п. Лучше всего «работает» прямое толстое стекло. Кривое тоже подходит. У вазочек самое некрасивое место – это дно, но иногда и его удаётся удачно использовать в кадре. Кое-кто использует лёд вместо стекла.

Подходят ли цветные стёкла?


В принципе, подходят, но они ещё и как светофильтры работают. Если это отвечает вашим задачам, то можно использовать и их. Лучше пробовать самим.

Как фокусироваться?

Если ваша задача получить идеально резкое изображение с большой глубиной резкости, если вы хотите железно иметь в фокусе то, что хотите там иметь, то не тратьте время! Лучше сразу забыть про съёмку через стекла. На мой взгляд, правильный вопрос такой: а надо ли иметь резкое изображение? И естественно, правильный ответ на этот вопрос «Совершенно необязательно!» Есть очень много интересных, красивых нерезких фотографий. Всё же кое-что иногда есть смысл иметь в фокусе, но для этого надо чаще всего наводиться руками. К сожалению, как раз в этот момент в ваших руках и стекло, и камера. Фокусироваться сложно, но можно! Позовите на съёмку любого, кто согласится вам помогать.

Кроме нехватки рук есть ещё проблема несоответствия объектива и стекла. Они должны подходить друг к другу. Иногда искажения таковы, что резких точек в кадре с конкретным объективом может и не быть в принципе, как не старайся. Желательно понять сразу, на каких фокусных расстояниях у вас есть шанс поймать что-то в фокус с вашим конкретным стеклом. Это дается только экспериментированием.

Покажу вам фотографию себя в процессе фотографирования через конфетницу:

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Как выбирается сюжет?

Так же, как и во всех остальных случаях. Надо чаще смотреть через разные стекла, знать их возможности, наблюдать. Тогда сюжет будет рождаться сам собой.  

Чем съёмка через стекла лучше, чем тот же результат в фотошопе?

Если одного и того же результата можно добиться двумя способами, то лучше выбрать способ более простой или тот, который доставляет больше удовольствия. Лично мне проще добиваться результата глядя через объектив и стекло, а не моделируя «нечто», пользуясь воображением (которого у меня мало) и фотошопом. В фотошопе мне очень неудобно то, что при искажении исходного изображения возникает локальное изменение естественных текстур кадра, которое потом надо прятать. Но в принципе большой разницы я не вижу.

Почему фотография похожа на рисунок?


Откровенно говоря, в основном из-за текстур, но не только из-за них. Искажения часто несильные, но они удаляют «фотографичность»: прямые линии становятся непрямыми, чёткое становится размытым и т.д.

Текстуры

Прямого отношения текстуры к фотографированию с искажениями не имеют. Мне просто нравится текстурировать изображения, но я совсем не всегда это делаю.

Вот фотографии с искажениями, но без текстур:

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

А вот для сравнения текстурированные фотографии:

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Kak_delat_fotografii_cherez_iskazhayushchie_stёkla?

Иногда искажений достаточно для создания настроения в кадре. В других случаях, мне кажется, самих искажений мало. Чаще всего текстуры делают кадр более плоским. Часто я добиваюсь именно этого. Очень часто с помощью текстур удаётся спрятать технические недостатки нерезкого кадра или придать кадру интересный оттенок.

В случае качественного резкого кадра, полученного без излишних манипуляций в фотошопе, текстуры чаще всего неуместны, хотя их можно применять, чтобы “уточнить” композицию, а для нерезкого кадра текстуры могут как раз и сработать.

Другие искажения

Если вы хотите уйти от реализма, если вам нравится создавать свою реальность, используя камеру, то кроме кривых и толстых стекол, есть еще кривые отражающие поверхности (например, зеркала, которые висят в европейских городах на перекрестках узких улиц, пластины глянцевателя), поверхность водоёмов, толща воды, витрины магазинов и многое другое. Чем больше вы экспериментируете, те больше будет интересных находок.

Андрей Зейгарник, фото автора

Источник: photo-element.ru  

Нажмите ESC чтобы закрыть