Вот и лето прошло, словно и не бывало – писал Арсений Тарковский. Позади уже и красивая красно-желтолистная осень. Зима пришла. Но это не повод для того, чтобы грустить фотографу и, как раньше говорили, вешать фотоаппарат на гвоздь. Новогодняя красота зимних пейзажей - волшебна. И это волшебство нужно успеть запечатлеть. Сегодня мы расскажем вам о нехитрых приемах зимней фотосъемки.
Зимняя фотосъемка требует на только смелости фотографа, но и богатой его фантазии. Важны и техническая подготовка, и знания фотографа. А иногда помогает и просто везенье. На вашу фантазию и смелость мы повлиять вряд ли сможем, а вот рекомендации, которые вы получите сегодня, мы надеемся, помогут вам создать конечно не шедевральные снимки, но, по крайней мере, хотя бы грамотные с технической очки зрения.
Особенности дневной съемки зимой
В зимних пейзажах не так много красок, как в летних. Но зато как много нежных оттенков этих красок! А во время яркого зимнего солнышка можно поработать на контрастах между ярким белым снегом и глубокими тенями на нем. В этих условиях можно создать отличные снимки заснеженных просторов, прекрасно передающих не только дух зимнего дня, но даже и мороз почувствовать. Главное здесь – подобрать правильную экспозицию. Ведь контраст тут очень серьезный, огромный перепад в тональности. Матрица любой камеры практически не может передать этот контраст полностью. И автоматика в этом случае может не справиться, и тогда будут потеряны детали либо в темных, либо в светлых частях изображения. Но, тем не менее, разработчики фотоаппаратуры не сидят, сложа руки. Чтобы сделать съемку в таких условиях более легкой, некоторые фотоаппараты имеют специальную сюжетную программу «Пляж/снег». Эта программа позволяет достаточно хорошо передать большие светлые пятна на снимках, то есть, проще говоря, снежный простор или простор большой глади воды. Но, тем не менее, ручные настройки обычно дают более ощутимый эффект. Замер экспозиции, который камера использует «по умолчанию» - это интегральный экспозамер. С таким широким тональным диапазоном он справиться зачастую не может. Тут выручит точечный экспозамер в сочетании с режимом блокировки экспозиции АЕ Lock. На словах всё это кажется сложным, но на практике это всё выполняется достаточно легко. Нужно активировать точечный экспозамер, направить объектив камеры так, чтобы главный объект съемки был в центре кадра, после чего нажать спусковую кнопку до половины. В этом случае ваш аппарат сам, автоматически определит экспозицию для конкретного объекта, а яркость окружающего пространства в расчет не примет. И зафиксирует это значение. После такого замера, не отпуская пальца с кнопки, вы направляете объектив так, как вам нужно, чтобы композиция кадра стала такой, как вы запланировали, и дожимаете кнопку до конца, делая снимок.
Есть еще один вариант - подсветить передний план вспышкой. Но тут надо учитывать, что дальность действия вспышки, тем более встроенной, очень мала, всего несколько метров.
Зимний пейзаж хорошо снимать в солнечный день. В хмурый же день он получится серым и лишенным объема. При затянутом облаками небе вам трудно будет передать красоту зимы. А вот зимний портрет на натуре снимать лучше в пасмурную погоду. Тому, кого вы будете снимать, не нужно будет щурить глаза от яркого солнечного света и блеска снега, а мягкий и рассеянный свет выгодно подчеркнет детали его лица, цвет глаз, фактуру кожи и одежды.
Есть и еще одна особенность съемки на природе зимой. Это короткий световой день. К этому надо приспособиться. Но и тут есть свои плюсы. Поздние долгие восходы солнца и длительные ранние закаты – это дополнительная возможность для съемки пейзажа. Каких только цветов и оттенков не увидишь на снежной глади! И всё это без труда можно запечатлеть, не заставляя себя просыпаться в четыре часа утра, как летом, чтобы к рассвету добраться до нужного места. Короче, для съемки мы предлагаем выбрать время, близкое к этим пиковым точкам природы – восходу и заходу солнца, когда оно на небосклоне стоит низко к горизонту. Длинные тени, которые светило отбрасывает от деревьев, сухой травы, других попавших в кадр объектов, сделают ваш снимок очень красивым. А глубокие тени от неровностей ландшафта и снежной глади не только придадут фотографии объемность, но и выгодно подчеркнут фактурность снега, его структуру. Всё это сделает пейзаж реальным, живым.
Вечерняя съемка зимой
Ну а после захода солнца, когда на часах будет еще не очень много времени, но на небе уже будет не солнце, а луна, можно попробовать поснимать и при луне. Заснеженный зимний пейзажей с лунным светом – это очень выразительно и романтично. Снимать, конечно, нужно со штатива, на длинных выдержках. Про вспышку тут забудьте. А уж если вы застанете снегопад – это будет просто творческая удача. В этой ситуации вспышка противопоказана полностью: она ярко высветит падающие перед объективом снежинки, и ваш кадр будет состоять сплошь из бесформенных белых пятен на глубоком черном фоне. Но, тем не менее, и тут поэкспериментировать стоит.
Бдительность и подготовка
Собираясь на зимнюю съемку за город, нелишне будет напомнить о некоторых предосторожностях. Зима есть зима. Условия для хрупкой электроники экстремальные. В то время, когда вы собственно не снимаете, прячьте аппарат под одежду, а в сумке можно даже завернуть его во что-нибудь теплое. Помните, что нужно быть осторожным даже после того, как вы завершили свою фотосессию, снимая красавицу-зиму. Ни в коем случае не начинайте фотографировать сразу, как только вы вошли в теплое помещение. Из-за того, что произошел резкий перепад температур, на корпусе, поверхности объектива, внутри камеры образуется конденсат в виде мельчайших капелек влаги. А это может привести к необратимым последствиям. Вплоть до короткого замыкания в электросети вашей камеры. Нужно просто подождать несколько минут, когда конденсат пропадет сам собой. Это будет легко видно по передней линзе объектива.
Успеха вам. А вашим близким – теплых, уютных зимних вечеров за чашечкой горячего чая и наслаждением вашим творчеством.