Резкость в фотографии - это один из самых главных элементов. Именно резкость позволяет сосредоточить взгляд человека в конкретном месте кадра (этом могут быть глаза в портрете или главный объект макросъемки). В некоторых видах фотографии резкость должна быть равномерной по всему кадру (пейзажи природы и индустриальная фотография).
Иногда, просматривая фотографии на компьютере, можно увидеть, что недавно сделанные кадры имеют неправильную резкость. Это может напрочь испортить любой кадр и сделать его непригодным для просмотра. Но сразу отчаиваться не стоит, иной раз подобные снимки можно вылечить. Самое главное - это разобраться в причине получения нерезкого кадра.
В цифровой фотографии содержится очень много информации касательно условий съемки. Она хранится в EXIF файле. Чтобы увидеть эту информацию можно воспользоваться любым продвинутым просмотрщиком или редактором фотографий. Например, в Рhotoshop нужно выполнить команду Файл - Информация о документе.
Удобнее эту информацию просматривать в бесплатном просмотрщике файлов от Adobe, который включается в поставку Photoshop - это Вrige. Эта программа показывает даже расстояние до объекта съемки. Эту информацию должен предоставлять дальномер камеры.
Когда есть информация о файле, можно провести диагностику потери резкости. Все фотографии, имеющие не резкие участки можно разделить на три категории:
- Шевеленка или смазанность. Этот тип нерезкости очень легко узнается при 100% увеличении снимка. Он проявляется как двоение объектов на снимке или направленное смазывание картинки.
- Расфокусировка. Такое случается, когда фокусировка выполнена неправильно. Например, лицо модели размыто, но стена на заднем плане имеет отличную резкость.
- Низкое качество снимка. Это может случиться при использовании запыленной, забрызганной или поломанной оптики. Состояние объектива может усугубить две предыдущих категории или самостоятельно убить фотографию.
Теперь пора начать разбираться с проблемами:
1. Как избавиться от смазанности. Смазанность может появиться из-за длительной выдержки. Если в то время, пока затвор камеры открыт в кадре будет какое либо движение, то это приведет к смазанности. Чаще всего шевеленка появляться из-за движения камеры в момент экспонирования снимка.
Шевеленка - это не всегда плохо. Например, её можно использовать при съемке с проводкой. Например, можно снимать движущихся людей, проводя камеру вслед за ними в момент экспонирования. При этом желательно использовать вспышку, синхронизированную по задней шторке объектива. Получится кадр, в котором лицо и тело получится резким, а руки, ноги и фон размытыми. Это позволит подчеркнуть динамику снимка.
Вспышка помогает избежать шевеленки или сделать её частью композиции кадра. Вспышка, сама по себе, не всегда благотворно влияет на картинку. Часто она засвечивает объекты съемки и делает их плоскими, поэтому желательно пользоваться отражателем или рассеивателем. Хороший, мощный свет вспышки нужен также для съемки с прикрытой диафрагмой. Это позволяет получить большую глубину резкости. Открытая диафрагма может дать размытие в тех участках, где необходимо сконцентрировать резкость.
2. Расфокусировка. Это очень неприятное явление. Вы рассчитывали получить резкое изображение на одном объекте, а резкость оказалась совсем в другом месте. Это может произойти вследствие ошибочных ручных установок резкости или из-за ошибки автофокуса камеры. Для правильной фокусировке фотоаппарату нужно определиться с зоной, которая будет находиться в фокусе, рассчитать расстояние до зоны фокусировки, скорректировать положение линз объектива и сделать кадр. На каждом из этих шагов могут возникнуть проблемы.
Автоматика фотоаппарата может самостоятельно определять зону фокусировки, но она не всегда совпадает с той зоной, на которую задумал навестись фотограф. Чтобы дать фотоаппарату конкретно понять, где должна быть резкая часть снимка, нужно использовать ручные настройки или фокусировку по центральной точке. Но и тут бывают сложности. Объект съемки может двигаться, а в таких условиях подобный подход нежелателен.
При фотографировании можно пользоваться блокировкой автофокуса. К примеру, можно использовать автофокусировку по центральной точке, навестись центром кадра на объект съемки, и зажать до половины кнопку спуска затвора. Это позволит камере навестись на объект съемки и задержать на нем фокус. Затем можно кадрировать снимок и нажать кнопку до конца. При этом нужно следить за тем, чтобы расстояние от камеры до объекта съемки не изменялось. Если модель немного сдвинется вперед или назад, вам тоже нужно сдвинуться на такое же расстояние или настраивать фокусировку заново.
Если вы уверены, что фокусируетесь правильно, но на снимках фокусировка немного смещена вперед или назад, это означает, что объектив "страдает" бэк или фронт фокусом. Это является дефектом оптики.
На снимках, сделанных с объективом, имеющим бэк или фронт фокус, зона резкости оказывается смещена относительно задаваемой настройками вперед или назад.
Подобный дефект объектива не считается браком и исправляется юстировкой оптики. Современные фотоаппараты имеют встроенную опцию юстировки, которая находится в меню камеры. Если такой возможности нет, или юстировка не помогла, следует обратиться в сервисный центр. Также можно фотографировать, делая поправку на смещение фокуса.
Перечисленные ранее проблемы могут вместе присутствовать на снимке, на фотографии может присутствовать как шевеленка, так и неправильная фокусировка.
3. Есть еще один нюанс, который не зависит от фотографа и исправить его невозможно. Он заключается в дешевой низкокачественной оптике. Есть объективы, которые просто напросто не умеют фокусироваться. Чаще всего - это объективы, которые поставляются вместе с тушками фотоаппаратов. Как правило, это дешевые универсальные оптики. Подобной оптикой грешат даже хорошо зарекомендовавшие себя производители профессиональной фототехники, поэтому, чтобы обезопасить себя от покупки поршивого объектива, лучше покупать его отдельно от камеры. выбирать стоит хорошую модель, которая имеет положительные отзывы и гарантию. В интернете очень много обзоров объективов, поэтому выбрать хорошую модель не составит труда. Невзирая на отзывы, в фотомагазине перед покупкой объектива следует сделать тестовые снимки и убедиться в работоспособности устройства.
Любой объектив требует бережного отношения и надлежащей эксплуатации. Прежде всего, нужно пользоваться защитными фильтрами, аккуратно обращаться с ним в условиях плохой погоды и производить правильную очистку специальными средствами. Линзы оптики покрыты специальным просветляющим составом, поэтому пальцами прикасаться к ним нельзя. Для очистки от пыли и грязи следует применять специальные очищающие средства и приспособления.
Резкость снимка зависит не только от объектива. Мылить картинку может и сама камера. Многие фотоаппараты имеют опцию программного подавления шума и увеличения резкости. От этих опций лучше отказаться. Алгоритмы, заложенные в камеру, существенно уступают тем, которые присутствуют в продвинутых графических редакторах. Также резкость снижает антиалиасный фильтр, которым накрыта матрица камеры. Этот фильтр помогает бороться с муаром. Снимки максимального качества можно получить, обработав снимок, сделанный в формате RAW. Увеличение резкости, насыщенности и контраста на компьютере даст намного лучший результат, чем те же манипуляции на фотоаппарате.
Хороший, мощный свет вспышки нужен также для съемки с прикрытой диафрагмой. Это позволяет получить большую глубину резкости. Открытая диафрагма может дать размытие в тех участках, где необходимо сконцентрировать резкость.