Как говорят старые фотографы, чтобы научиться фотографировать - нужно фотографировать. Но хочется добавить - не только фотографировать, но и делать это с оглядкой на старых мастеров. Нужно перенимать их опыт. Даже в 18-19 веках в академии художеств в обучении будущих живописцев большое значение придавалось копированию классических полотен. Искусство фотографии конечно значительно моложе других видов изобразительного искусства, но и у него есть своя богатая история. И в эту историю золотыми буквами вписаны имена классиков. И нам нужно многому у них учиться. Вот мы и решили сегодня показать вам несколько классических фоторабот лучших мастеров мира и немного проанализировать их.
Стив Маккарри «Dust Storm» Песчаная буря
На снимке мы видим женщин, застигнутых песчаной бурей в городе Джайсалмер. Женщины, одетые в национальную одежду Раджастхана красного цвета, собрались в кучку, практически прижавшись друг к другу. Так им намного удобнее переждать песчаную бурю в пустыне. Снимок вертикальный, цветной. Своих героев фотограф расположил в центре кадра, а позади них – шесть деревьев, точно по количеству женщин. Именно таким нехитрым приемом в снимке достигнута гармония природы и человека. Деревья на фоне буро-желтого цвета как бы выплывают из тумана песчаной бури, они как бы танцуют перед нами. На переднем плане снимка мы видим два горшка. Крупное пятно в этом месте всегда придает снимку объем. А тут еще и сами по себе горшки - предметы довольно фактурные, хорошо передающие объем. Таким образом, все три плана: горшки, группа женщин и деревья настолько ярко передают перспективу, что пространство на снимке кажется практически реальным.
Steve McCurry
Доротея Ланж «Migrant Mother» Мать переселенцев
Это, пожалуй, самая значимая и самая известная фотография этого автора. Этот снимок сделан в 1936 году. Снимок не постановочный. На нем изображена реальная мигрнтка Флоренс Томпсон и ее дети. Эта работа Доротеи Ланж очень эмоциональна. Показателен, говорящь жест героини снимка. Она совсем не заинтересована в том, чтобы ее фотографировали. На лице беженки ярко ощутима печать горечи. Это достигается за счет того, что мы не видим лиц, глаз ее детей. Дети своими личиками уткнулись в плечи матери. А на руках женщины - спящий младенец. Это добавляет снимку горечи, неопределенности, тревоги, беды… Мы чувствуем, как тяжело им. Автор заставляет зрителя сопереживать их горю… Тут всё - на эмоциях. Плюс - правильная композиция…
Dorothea Lange
Анри Картье-Брессон «The Var department. Hyères»
Анри Картье-Брессон считается отцом, основателем жанра современной фотожурналистики. Он просто великолепный мастер. Его отличительная черта - всегда выбирать самый точный, самый верный момент съемки, уловить именно тот миг, который выражает в том, что он снимает, самое главное и именно в это время нажать на спусковую кнопку фотоаппарата. Вот и на этом снимке – все обстоятельства непостижимым образом сливаются в единую, идеально скомпанованную картину жизни современного мастеру города. У зрителя создается ощущение почти полного присутствия на том самом балкончике, с которого автор сделал снимок велосипедиста. Сама фигура велосипедиста немного размыта, и именно это передает на снимке эффект его быстрого движения. Это движение повторяется и в дуге бордюра тротуара, и в красивых изгибах винтовой лестницы. А прямые линии в перилах и перпендикулярные им линии ступеней великолепно подчеркивают ритмику этого движения. Великолепно передана и фактура всего того, что окружает мчащегося велосипедиста. Это говорит о том, что автор мастерски владеет освещением…
Henri Cartier-Bresson
Эллиотт Эрвитт «Eiffeltower 100thanniversary» 100 лет Эйфелевой башне
Известно, что в работах Элиота Эрвита постоянно присутствуют элементы юмора. К тому же, этот автор весьма изобретателен. В снимке «100 лет Эйфелевой башне» самую важную роль сыграла погода. А точнее, осенний парижский дождик. Именно он и создает на фотографии настроение, которое легко передается и зрителю. Один персонаж радостно прыгает через лужи, а рядом – обнимающаяся прямо под дождем пара влюбленных, которые даже не замечают, что их зонтики практически поломал ветер…И всё это на фоне символа Парижа, да, пожалуй, и все Франции – Эйфелевой башни. Необыкновенно поэтично и гармонично.
Elliott Erwitt
Себастьян Сальгадо «Refugees in the Korem camp Ethiopia» Беженцы в лагере в Эфиопии
Этот автор широко известен своими черно-белыми работами. Представляемый нами сегодня снимок был сделан в Эфиопии, в лагере беженцев. Хаос жизни этих людей передан фантастически правдиво и ярко. Одежды, расстояние, на котором они находятся друг от друга – все это подчеркивает этот хаос. На переднем плане снимка мы видим ребенка, который смотрит вниз. Чуть поодаль – его отец и мать. Они тоже находятся в стадии движения, но смотрят в разные стороны. Это создает отчетливо правильную симметрию. На фоне этих трех фигур мы видим ещё одну фигуру - идущий в другую сторону человек. Он облачен в такие же суровые одежды пустынников. И вся эта сцена разыгрывается на фоне устрашающей, грозной и суровой пустыни… Страх, ужас, безысходность – вот чем веет от этой работы.
Sebastião Salgado
Raghu Rai «Women and Kalialong Gangariver» Женщина и богиня Кали на берегу реки Ганг
Raghu Rai по праву считается одним из величайших фотографов Индии. На представляемом нами снимке изображены статуя богини Кали, корова и женщина на берегу великой индийской реки Ганг. Даже бегло первый раз взглянув на этот снимок, зритель без труда увидит в авторе гениального мастера фотографии. Листва баньяна, лодка, которая неспешно плывет по неспешному Гангу…Это ли не сильный, мощный поток энергии? Статуя богини, корова, женщина в белых одеждах – всё это символы Индии, индийской культуры. Эти элементы делают снимок многогранным, заставляющим задуматься о многом. Плюс ко всему – автор великолепно владеет композицией, чувством меры, ритмики, умеет передавать свет и тени. Просто великолепная работа.
Raghu Rai
Джеймс Нахтвей «Famine Victim» Жертва голода
Голод в Судане. Страшный снимок. Это, пожалуй, одна из самых впечатляющих работ Деймса Нахтвея. То, в каких условиях приходится жить, а точнее, существовать людям, показанным на снимке, просто шокируют смотрящего на эту работу. Просто сердце замирает. Что называется - мороз по коже. В таких условиях очень трудно сделать композиционно грамотный снимок. Но Джеймсу Нахтвею удалось это.
James Nachtwey
Фан Хо «Different Directions» Разные направления
Фан Хо можно назвать волшебником в фотографии. Он - великолепный мастер уличной фотографии, мастер теней и света. На этом снимке запечатлена самая обычная уличная ситуация, обыкновенный момент обыкновенной, повседневной жизни города. Причем, обратьите внимание, эта фотография сделана из заднего окна трамвая! Но как же мастерски сбалансированы все ее элементы, как же великолепно выстроена ее композиция! Геометрия трамвайных путей, люди и трамваи, движущиеся в разные стороны - все это создает на фотографии ритмику, которая как бы исходит из всего этого движущегося многообразия различных объектов. Великолепно ощущается темп движения городской жизни. Автору присушь дар нажать на кнопку спуска затвора фотоаппарата в самый нужный, кульминационный момент.
Fan Ho
Салли Манн «Family Pictures»
Салли прославилась прежде всего фотографиями, на которых изображены ее дети. Она считает, что лучше всего фотограф фотографирует своих близких. На этом снимке – дочь Салли Манн. Правда, очень красивый снимок? Тут идеально всё – и поза девочки, и ее руки на талии, и освещение, подчеркивающие детски выпуклые лопатки... Не видя лица девочки, стоящей к нам спиной, мы, тем не менее, ощущаем ее радостные глаза, яркую, открытую, беззаботную детскую улыбку. Белые трусики придают снимку светлое настроение детской невинности и чистоты. А косички колечками – это ли не изюминка всей фотографии!
Sally Mann
Грегори Колберт «Ashes and Snow» Пепел и снег
Серия фотографий Грегори Колбера «Пепел и снег» очень известна. В работе, которую мы представляем вам сегодня, автор повествует о взаимоотношениях животного и человека. Две матери – животное и человек - как бы ведут неспешную беседу между собой. Но дети их смотрят все равно в разные стороны. Природа материнства, любви, нежности, женственности… тут всё - в одном кадре, в одной гениальной фотографии.
Gregory Colbert
На основе материалов с сайта: 121clicks.com