Фотография вне правил

Несмотря на существование многочисленных законов и правил, внушительное число величайших произведений искусства были созданы вопреки общепризнанным стандартам. И, следуя этой логике, может возникнуть вполне справедливый вопрос: «а зачем изучать правила и нужны ли они вообще, если и без них все получается замечательно».

Fotografiya_vne_pravil

Эта статья посвящена не обсуждению вопросов о плохих и хороших правилах. В ней мы попробуем всего лишь дать объективную оценку правилам, касающимся композиции фотографии. Сразу же отметим, что знание любого правила важно для фотографа тем, что позволяет легко и умело обойти его и тем самым подчеркнуть интересные детали или получить необычный кадр. Но для начала поговорим о другом: о рисовании.

Как правильно рисовать глаза?

Любой, даже начинающий художник, знает, как и где правильно располагать глаза. А располагаться они должны в центре головы. Многих такое правило пугает, ведь сперва кажется, что глаза расположены слишком уж низко. Но это правило едино для всех.

Однако, в реальности оказывает, что далеко не у каждого человека глаза расположены именно в средней части лица. Но все же центральная его часть является хорошей отправной точкой, приятной нашему глазу и соответствующая ожиданиям.

Fotografiya_vne_pravil

Именно благодаря правилу, у художников портреты получаются наиболее правдоподобными, нежели у непрофессионалов и детей. Но, в зависимости от желаемого результата, глаза можно расположить  и ниже, и выше середины, как это делается, скажем, на карикатурах, или для достижения эффекта того, что это рисовал маленький ребенок.

Вы все еще не понимаете, к чему мы клоним? Дело в том, что это правило является хорошим примером конкретной инструкции: от нас требуют нарисовать глаза строго по центру. Если же говорить о фотографии, то правила для них более абстрактные. Для начинающего фотографа фраза «сделайте ассиметричную композицию» будет говорить о немногом, если вообще будет о чем-то говорить.

Но если начать обучение новичка с разъяснения правила третей, это поможет ему понять пространство и избежать многих из возможных ошибок.

Fotografiya_vne_pravil

Где лежат истоки правил?

Действительно, откуда же взялись все эти многочисленные правила? Одни из правил являются результатом долгих наблюдений людей за теми или иными явлениями, это логичный вывод, являющийся результатом работы человека. Правило расположения глаз, описанное выше, относится именно к таковым, сюда же можно отнести общеизвестное понятие о «заваленном горизонте».

Fotografiya_vne_pravil

Другие же правила являются искусственными, симметрия, яркость и баланс, все это – понятия субъективные. Так, правило третей направлено на создание комфортного для человеческого глаза баланса между предметами на фотографии, и оно тоже является субъективным.

Отступление от художественных правил

Возможность нарушить правила всегда будет неким соблазном, возвышающимся над самим законом. Что касается правил композиции, то все они носят больше рекомендательный, чем обязательный характер. Благодаря им можно показать конкретику в абстрактных композициях, их эффективность в практической работе. А любое их искажение может стать прекрасным креативным решением и новаторством. Для примера вновь обратимся к правилу третей.

Fotografiya_vne_pravil

Целью данного правила является исключение возможности такой композиции, которая была бы построена в центре кадра. Но вместо деления на 3 части, ведь можно разделить его, скажем, на 5 частей, или вовсе делить его не линиями, а кругами. Подобные модификации правил содержат в себе креативные решения. Представьте, что фотография – это джазовое представление: в ваших руках  и мелодия, и ритм, вам остается лишь начать импровизировать.

Нажмите ESC чтобы закрыть