Мысли о ручной настройке фотокамеры

Вы знаете, что такое камера-обскура? Это обыкновенная светонепроницаемая коробка или ящик,  в одной стороне которого сделано маленькое отверстие. Свет, проходящий через это отверстие, проецирует на противоположную внутреннюю сторону этого ящика изображение того, что находится перед отверстием.

Mysli_o_ruchnoy_nastroyke_fotokamery

Фотоаппарат, или фотокамера – это точно такая же камера-обскура. Отличие лишь в том, что в это отверстие вставлена оптическая система из линз, которая называется объективом, а на задней стенке находится светочувствительный элемент, который запоминает попавшую на него информацию.  В недавнем прошлом это была фотопленка, сегодня, в цифровой фотокамере, это матрица. Проще говоря, что объектив спроецирует, то матрица и запомнит.

Mysli_o_ruchnoy_nastroyke_fotokamery

Но время идет, и техника постоянно совершенствуется. Сегодня то, что мы получим на фотографии, зависит не только от того, что находится перед объективом, то есть от того, что именно мы фотографируем, но и от того, какие параметры мы задаем объективу, матрице и всему остальному. В частности и от того, сколько времени длится воздействие света на светочувствительный элемент. Сочетание всего этого называется экспозиция.

На современных цифровых фотокамерах стоит совершенная автоматика, которая очень точно подбирает необходимую экспозицию сама, без нашего вмешательства. Но все же практически на всех фотоаппаратах так или иначе разработчиками оставлен ручной режим управления различными настройками. Зачем же это сделано? Зачем думать фотографу, когда за него может думать фотоаппарат?

Давайте разберемся.

В первую очередь задача автоматики фотокамеры при выборе экспозиции состоит в том, чтобы на фотографиях не было экспозиционного брака, то есть недоэкспозиции или переэкспозииции. Проще говоря, чтобы снимки были нормальными по тональности, по яркости. Не более того. На самом же деле изменяя при съемке экспозиционные параметры, фотограф может добиться различного, каждый раз нового и необычного результата. Причем, без всякого брака. Дело в том, что фотокамера выбирает лишь один, единственный вариант из огромного множества возможных. Причем, усредненный вариант. И это единственный усредненный вариант не всегда бывает самым лучшим. Фотограф, зная, что и как можно изменить, может сделать кадр ещё лучше.

Ну, а во-вторых, устанавливая экспозиционные параметры самостоятельно, съемка для вас может стать увлекательнейшим и интереснейшим творческим процессом, в ходе которого возможны различные опыты, эксперименты и развлечения. Если у начинающего фотографа получается без вмешательства автоматики сделать хорошую фотографию, то он всегда испытывает гордость за себя, при этом получая огромное удовольствие. А спустя какое то время эти снимки вызовут у него очень добрые воспоминания.

Так что же, какие же параметры можно изменять в ходе съемки? Главное, что фотограф может изменить – это глубина резко изображаемого пространства, а так же степень четкости изображенного на фотографии объекта.

Mysli_o_ruchnoy_nastroyke_fotokamery

Непосредственно на глубину резко изображаемого пространства влияет диафрагма. Диафрагма – это механическое устройство в объективе, которое состоит из нескольких металлических лепестков. Сдвигаясь относительно друг друга, эти лепестки образуют отверстие, сквозь которое свет и проходит через объектив на матрицу. Чем больше цифра, означающая значение диафрагмы, тем меньше диаметр этого отверстия. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше будет глубина резко изображаемого пространства.

Mysli_o_ruchnoy_nastroyke_fotokamery

Выдержка, то есть отрезок времени, во время которого затвор фотоаппарата открыт и свет воздействует на матрицу или фотопленку, влияет в основном на степень размытости изображения. Стало быть, чем корочке выдержка (а измеряется она в долях секунды и в секундах),  тем более четко прорисовываются на снимке объекты,  которые находятся в движении.

Теперь давайте подумаем над таким вопросом: как фотографу самому изменять различные параметры съемки и при этом избежать брака. И откуда вообще этот брак берется? Тут все достаточно несложно. Для того, чтобы матрица выдала нам качественную фотографию, ей нужно получить определенное количество света. Если света на нее попадает мало, то снимок будет темным. Если матрица получит излишнее количество света, то и фотография будет очень светлой. Количество света, которое необходимо матрице для создания фотографического изображения, определяется также и светочувствительностью (которая так же называется значением ISO и измеряется в единицах: 100, 200, 400 и т.д.). Короче говоря, вот что нужно всегда помнить фотографу: если вы изменяете любой параметр экспозиции (диафрагму, выдержку, светочувствительность) то в пропорциональном отношении нужно изменять и все остальные параметры. Например, так, как  указано в этой таблице.

выдержка 1/500 1/250 1/125 1/60 1/30 1/15 1/8 1/4
диафрагма 2 2,8 4 5,6 8 11 16 22
ISO 200 200 200 200 200 200 200 200

Допустим, вы решили сделать снимок с размытым фоном. Для достижения этого эффекта нужно как можно шире открыть диафрагму. А при открытой диафрагме на матрицу попадет достаточно большое количество света. Стало быть, для компенсации нужно уменьшить время воздействия этого света на матрицу, то есть выдержку. Таким образом, на снимке  мы получим размытый фон при нормальной тональности изображения. То есть, количество света останется прежним.

Mysli_o_ruchnoy_nastroyke_fotokamery

А какие ещё есть способы получения различного вида эффектов? Их множество. Например, во многих цифровых фотокамерах кроме обычного автоматического режима и режима ручных настроек  есть режимы, в которых фотограф может менять по своему усмотрению один из параметров: выдержку или диафрагму.  Это режимы приоритета выдержки или диафрагмы. Например, если в режиме приоритета выдержки выдержку вы устанавливаете вручную, то значение диафрагмы подбирает автоматика. То же самое в режиме приоритета диафрагмы -  фотоаппарат сам выставляет нужное значение выдержки. Используя эти режимы, у фотографа пропадает потребность постоянно помнить о том, какие поправки нужно вносить в экспозицию.

Давайте перечислим эти режимы.

  • фотограф сам выставляет светочувствительность, автоматика подстраивает всё остальное.
  • мы сами изменяем значение диафрагмы, фотоаппарат изменяет выдержку (Возможно также менять светочувствительность).
  • выдержку выставляем сами, все остальное за нас делает фотоаппарат (как и в режиме «А» тут тоже возможно менять светочувствительность).

Хочется ещё несколько слов сказать о светочувствительности. Чем выше мы устанавливаем светочувствительность матрицы,  тем больше на изображении появляется так называемого шума. Шум – это помехи в виде цветных точек по все площади снимка. Именно по этой причине значение светочувствительности нужно по возможности выставлять как можно меньше, вплоть до 100 или 200 единиц ISO. И экспозицию при этом регулировать только выдержкой и диафрагмой. Конечно, если фотографировать приходится при слабом освещении, значение светочувствительности приходится поднимать. Ну, или снимать на длинных выдержках со штатива. Но на длинных выдержках практически невозможно снимать движущиеся объекты, они получаются смазанными. Вот поэтому фотографы и вынуждены снимать на более высоком значении ISO.

А теперь давайте подведем итог нашей статье.

В случае, если вам необходимо сфотографировать какое-либо важное для вас событие, и когда нет места для ошибки, то лучше всего будет довериться автоматике вашего фотоаппарата. Ну, или в крайне случае снимать в режимах «A» или  «S», для того чтобы подстраховаться от ошибок в ваших творческих опытах. А если вы располагаете временем и желанием для того чтобы заняться творчеством – то смело переключайте фотоаппарат в режим ручного управления погружайтесь в увлекательнейший процесс создания шедевров фотографического искусства.

На основе материалов с сайта: http://photodomain.ru

Нажмите ESC чтобы закрыть