Многие почему-то думают, что хорошие фотографии – это яркие фотографии, с красивыми и насыщенными цветами. Но эти люди обычно забывают, что существует и множество других, немного непривычных широкому кругу обывателей, форм фотографического искусства. Например, черно-белая, монохромная (какой-либо цвет, голубой или зеленый, к примеру, в сочетании с белым), фотография в ИК-излучении и множество других. Эти формы фотографии – нечто намного большее, нежели привычные и яркие цвета. Хочется напомнить вам, что фотография – это всего лишь запись цвета на какой либо носитель информации.
Черно-белая фотография появилась намного раньше цветной, и с того давнего времени практически по настоящее время была очень популярна. В начале фотографической эры фотокамеры просто не могли «захватывать» цвет, не могли отображать его на фотобумаге. А сейчас черно-белая фотография наоборот стала более тяжелой задачей для фотографа. Дело в том, что изображение, лишенное цвета, должно быть обыграно какими-то другими средствами. Отсутствие цвета должно быть компенсировано чем-то другим, ну например самой темой, содержанием снимка. Главное в черно-белой фотографии – это свет. Постепенно, с опытом работы, вы научитесь понимать и чувствовать свет, научитесь выбирать тему и композицию снимка. Этот процесс похож на процесс решения увлекательнейшей задачи – вам ведь приходится в своем воображении, видя перед собой полноцветную картинку, представлять ее черно-белой.
Сегодня мы не будем говорить о том, как фотографировать. Мы просто расскажем о некоторых общих техниках для того, чтобы помочь вам усовершенствовать свои знания и свой опыт в области черно-белой фотографии.
Прежде всего, вам необходимо понять направление света и сферу его действия. Нужно научиться видеть, как свет ложится на объект съемки, как он «охватывает» его, отражается от различных деталей самого объекта и окружающей обстановки, взлетает вверх, падает вниз, искривляется по выпуклым и вогнутым поверхностям.
Ну, а теперь несколько мыслей по поводу черно-белой фотографии.
Точка зрения – пожалуй, самая важная составляющая черно-белой фотографии. Прежде чем взять в руки фотоаппарат, необходимо уяснить для себя, что именно вы хотите сфотографировать, как вы хотите представить зрителю фотографируемый объект. Очень важно продумать угол, под которым вы будете фотографировать выбранный вами сюжет. Этот угол называется ракурсом.
Количество света
Также важно убедиться, хватает ли у вас света для того, чтобы четко и качественно передать на фотографии все детали изображения. Помните, что для того, чтобы как-то выделить или подчеркнуть мелкие или важные в сюжете детали - у нас нет такого инструмента как цвет. Это дело за цвет должен сделать свет. Например, в реальности голубое небо выглядит очень красиво, а вот на черно-белой фотографии оно будет просто серым… Подумайте, например, над тем как с помощью оттенков серого показать зрителю всю красоту голубого неба.
Источник света
В черно-белой фотографии понимание источников света очень важно. Дело тут в том, что свет от различных источников света нужно фотографировать с различными настройками фотоаппарата. Обратите внимание на то, какова природа света, при котором вы фотографируете. Естественный солнечный свет это или искусственный, например, от вспышки. А, возможно, он отражается от стены ближайшего здания или специального отражателя.
Качество света
В этом плане нужно подумать о тенях и контрастах, которые мы хотим получить на снимке. Например, прямой и четко направленный на объект съемки свет создает на нем резкие и глубокие темные тени, а мягкий, рассеянный – наоборот эти тени смягчает и создает на объекте приятные мягкие и теплые оттенки и тона. Из этого следует, что для того, чтобы получить на фотографии резкие, глубокие контрастные тени нужно организовать прямое и яркое освещение на объект. А для того, чтобы показать всю гамму оттенков серого, нужно создать мягкий свет.
Направление света
При работе в жанре черно-белой фотографии вам так же будет необходимо определить, какого размера детали вы намереваетесь получить на конечной фотографии. Боковой свет визуально увеличивает мелкие детали объекта. Происходит это за счет глубоких теней. Так же такой свет, падающий с переднего плана, хорошо подчеркнет текстуру и фактуру снимаемого объекта. Правильно подобранный свет, его направление, происхождение, сила помогают фотографу или сократить, или увеличить детали. Ставьте свет так, как вы считаете нужным в каждом конкретном случае. Тут нет строгих рецептов.
Напомним – в черно-белой фотографии отсутствуют, прежде всего, цвета. Поэтому вы и должны решить, каким образом вы изобразите, а, точнее, передадите на фотографии форму объекта съемки. Форма фотографируемого объекта создается на фотографии блоками светлых и темных областей.
ОттенокНаучитесь выстраивать тон в черно-белой фотографии. Запомните, что темные тона дают на изображении резкие тени. Они хорошо подчеркивают, например, грусть, трагедию, тяжелое настроение. А легкая, приятная, сглаженная тональность изображения наоборот передаст на снимке открытые, добрые и свободные чувства.
Текстура
Хорошо выявленная текстура поможет вам на фотографии подчеркнуть реализм сюжета, его остроту и насыщенность резкими эмоциями. А вот сглаженные, размытые детали, отсутствие ярко выраженной фактуры создадут на фотографии мифические, близкие к идеалу, образы.
Линии
Линии в черно-белой фотографии хорошо использовать для привлечения внимания зрителя к какой-нибудь определенной точке изображения. Они хорошо обеспечивают центр внимания. А ещё линии прекрасно передают ритмику, скорость движения, напряжение объекта съемки.
Порядок
Точно так же, как и музыка, черно-белая фотография должна быть ритмичной. Ритмичность изображению на плоскости придают повторяющиеся прямые или кривые линии или формы. Именно они придают изображению ритмический смысл.