Для фотографа свет является, пожалуй, самым важным инструментом. Ведь слово «фотография» так и переводится – «светопись». Фото – это свет, графия – пишу или рисую. Не было бы света, не было бы и фотографии. Вот именно по этой причине любой хороший фотограф всегда очень серьезно обеспокоен качеством света. Источник света фотографу просто необходим. Как много этих источников, какие они, откуда и куда направлен их свет – всё это очень и очень важно.
Самым идеальным для фотографирования считается утренний или вечерний свет, когда солнышко стоит ближе к горизонту и все предметы отбрасывают красивые тени. Свет в эти часы мягкий и красивый. Но далеко не всегда фотографу приходится работать в таких комфортных условиях. Зачастую мероприятие, которое необходимо фотографировать, проходит в полдень или близкие к полудню часы. Это создает для фотографа серьезные трудности. И хоть свет может превратить любой объект съемки в мощный и волнующий образ, в яркий летний полдень его излишек и сила попросту мешают фотографу в работе.
Но, несмотря ни на что, хорошие снимки в летний полдень получить всё же можно. Как это сделать? Как достичь того, чтобы ваша работа доставила заказчику удовольствие, и у него не было бы к вам претензий? Вот об этом мы и расскажем вам сегодня.
Способов этих несколько.
1. Тень – это и есть равномерное освещение
Первый и самый, наверное, простой способ избежать грубых теней на лице присутствующих в кадре людей и очень сильного контраста всего изображения – это постараться перенести съемку в какую-либо затененную область. Это может быть тень от здания, от какой-либо стены или забора, в худшем случае – от большого дерева. Главное, чтобы эта тень была равномерной и достаточно большой, сопоставимой с объектом вашей съемки. Почему так? Вы не забывайте нашу главную цель и задачу: создать на фотографии рассеянное, равномерное и красивое освещение, при котором прямые солнечные лучи не били бы в лицо людям, не делали бы их лица плоскими (такие ярко пересвеченные лица на снимке, на которых нет даже намека на тень, а глаза, рот и нос обозначаются лишь темными точками, старые фотографы называют блинами). Нам просто необходимо добиться того, чтобы солнечный свет освещал лица равномерно и мягко. Если вы снимаете в тени дерева, большую опасность представляют солнечные зайчики, которые образуются яркими и сильными узкими лучами солнца, которые пробиваются сквозь листву. Они способны попасть на лица людей в кадре и испортит всю картинку. К тому же, и всё изображение будет пятнистым и освещенным неравномерно.
2. Снимайте людей спиной к солнышку
Если вам не удалось найти подходящего для фотографирования затененного участка, можно расположить все объекты съемки таким образом, чтобы солнц находилось за ними. Проще говоря, людей, например, нужно снимать так, чтобы наш главный источник естественного света находился за их спинами. Таким образом, ваш объект сам задержит собой часть света, и лица людей будут освещены достаточно равномерно. Этот способ съемки некоторые называют съемкой с подсветкой. Таким способом в летний полдень хорошо снимать, если в кадре у вас только один объект или один человек. В этом случае вы всегда сможете его расположить так, как вам необходимо, так, чтобы, например, на лице портретируемого было равномерное и красивое освещение, чтобы не было лишних световых пятен. С несколькими, даже с двумя людьми, в таком плане работать уже несколько сложнее.
В некоторых случаях картину может исправить сближение двух лиц друг к другу. Таким образом можно избавиться от проникающих лучей света и, естественно, от световых пятен. Ещё способ – использовать высокого человека для того, чтобы он закрыл собой яркие солнечные лучи, идущие на более низкого.
При такой съемке экспозицию нужно устанавливать по лицам людей, которых вы фотографируете. В противном случае лица на вашей фотографии получатся излишне темными и на них нельзя будет даже разглядеть детали. С настройкой экспозиции по лицу портретируемого, фон на снимке, естественно, будет пересвечен. Но тут уже нужно идти на некоторый компромисс и выбирать более приемлемый для вас вариант. Но – опыт приходит со временем.
3. Солнечный свет в помещении
Для борьбы с жестким полуденным солнечным светом есть ещё один очень хороший способ: перенести фотографирование с улицы в помещение. Многие фотографы, особенно начинающие, считают, что снимать на улице намного лучше и проще, чем в помещении. Но в действительности это не всегда так. Использование света из окна в красивых интерьерах – это отличная альтернатива фотографированию при полуденном жестком и палящем солнце. Проходя через открытые окна, шторы и прочие легкие препятствия, жесткий солнечный свет становится мягким и естественным, не создающим резких и грубых теней на лицах того, кого вы фотографируете. При съемке летом в помещении человека можно расположить у окна, и света в этом случае будет вполне достаточно для того, чтобы снимок получился хорошим по экспозиции и красивым по освещению.
Снимая в помещении, конечно же, можно легко избежать жесткого солнечного света, но, тем не менее, свет из окна и само окно можно использовать в фотографии творчески. Например, очень хорошо будет сделать портрет девушки в профиль, стоящей у окна. Свет в этом случае будет красиво падать на ее лицо, а волосы и задняя часть головы будут находиться в тени. Это придаст снимку загадочность и романтичность. Не бойтесь, экспериментируйте. Снимайте человека, расположив его ближе или дальше от окна, снимайте с разных точек, под разными углами. Пробуйте, и всё у вас получится.
Желаем вам удачи и творческих успехов!