Время после захода солнца, пока небо еще не совсем темное называется «режимом». На фотографиях небо получается синим, очертания зданий хорошо просматриваются, а снимая на длинных выдержках, свет от фар машин очерчивает повороты улиц, уходя в даль цветными лентами. Даже погода не играет никакой роли, снимки все равно получаются красивыми, небо будет иметь синий оттенок достаточно долгое время. Подсветка отлично очерчивает архитектуру, хотя темных пятен тоже остается много, но их подсвечивает еще довольно светлое небо. Главным при съемке в «режиме» является проработка деталей в тенях.
Москва, гостиница «Балчуг» и здание Центробанка.
Камера Nikon D3, объектив Sigma12–24, 100 ISO, 8 сек., f 16
Посмотрите на снимок Большого театра с фонтаном. Это фото снято до его реконструкции. Тогда достаточно подсвечивалась только центральная часть фасада, а края здания и колонны оставались в тени. Поэтому, выставляя экспозицию по освещенным поверхностям, чтобы не потерять детализацию в свете, темные участки и небо получались недоэкспонированными. Ситуацию спасала лишь подсветка от неба. Опытные фотографы знали, чтобы не потерять деталей в тенях, снимать Большой театр вечером можно только в момент, когда только включали подсветку.
Вид на Большой театр и фонтан.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 10 сек., f 11
Во время «режима» небо выполняет функцию фона и заполняющего света, тогда как источники искусственного света являются инструментами рисующего и моделирующего. Все эти источники делятся на два типа: теплые и холодные. Они имеют разную цветовую температуру. На панораме Москвы это хорошо показано. Здесь одни здания окрашены в желтые оттенки, а другие имеют голубоватые или зеленоватые оттенки. Вся эта гамма цветов и оттенков создает атмосферу вечернего города.
Вид на центр Москвы.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya 250 мм, 100 ISO, 30 сек., f 11
Даже чистый белый снег может служить помощником, играя роль огромного отражателя. Для примера снимок часовни в г. Чердынь, Урал, сделанный при свете одного только фонаря. Свет отражается от снега и равномерно освещает стену часовни, уводя все остальные детали в вечернюю синеву. Следовательно, хорошую фотографию можно сделать и при минимальном количестве источников света.
Часовня Убиенных родителей в Чердыни.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 200 ISO, 6 сек, f 11
Каргополь: «Очень длинная эсэмэска».
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 400 ISO, 30 сек., f 11
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Вот и небо вскоре потемнеет и наступит ночь. Но и тогда вы можете сделать много интересного. Можно отправиться снимать лунное небо, если оно не затянуто тучами. В этом случае можно попробовать продолжить «режим», но он уже будет немного другим. Вот два изображения, сделанные на фоне ночного ясного неба. И они совершенно плоские: не имеют пространственной глубины и темные элементы сливаются с небом. Чтобы избежать этого, можно попробовать снимать так, чтобы в кадре неба было совсем мало или же оно напрочь отсутствовало.
Как пример, следующее фото, где изображен старинный особняк на Девичьем Поле в Москве (дом Полибина, ул. Бурденко). Для съемки этого здания будет достаточно холодного света уличного фонаря, а в дополнение теплое сияние окон и лампы на крыльце. Все лишнее скроется под покровом ночи.
Андреевский пешеходный мост в Москве.
Камера Asahi Pentax 67, объектив Pentax 165 мм, 100 ISO, 15 сек., f 11
Москва, Зарядье.
Камера Asahi Pentax 67, объектив Takumar 300 мм, 100 ISO, 60 сек., f 11
Москва, особняк Полибина на улице Бурденко.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 30 сек., f 11
Картина меняется, когда мы снимаем в полнолуние. Поверхность земли подсвечивается отраженным от луны солнечным светом. Если небо ясное, то создается эффект «точечного» источника света, а когда на небе дымка или облака, мы получаем рассеянный свет. Но стоит учесть, что луна движется, и на длинных выдержках она получится слегка «смазанной».
Вид на здание Академии наук в Москве.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya 250 мм, 100 ISO, 50 сек., f 11
Чтобы луна получилась резкой, можно снять ее отдельно на мощный телеобъектив (300-600 мм) и после вмонтировать в готовое фото, как сделано на снимке усадьбы Кусково.
Москва, усадьба Кусково: пейзаж с луной.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 200 ISO, 6 сек., f 8.
Луна: камера Nikon D3, объектив Nikkor 80–400, 400 ISO, 1/30 сек., f 8
Интересный эффект можно получить, если снимать темные городские улицы, дворики в лунную ночь с небольшим количеством облаков, которые сделают свет немного рассеянным.
Этот снимок сделан зимней ночью в городе Чухломе на длинной выдержке. Два света: холодный лунный и теплый из окон. Они почти одинаковы по интенсивности, а по направлению противоположны. Из-за созданной таким образом тональной перспективы снимок стал многоплановым. При другом освещении этот дворик может показаться очень скучным и вы пройдете мимо, даже не заметив его.
Чухлома ночью.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 400 ISO, 32 сек., f 11
Луна не стоит на месте, но и облака движутся по небу. Снимая на длинной выдержке ночью подсвеченные облака, можно получить динамичные снимки. Например, сюжет на реке Яуза в Москве. Треугольник, образованный сходящимися линиями и освещенные луной облака – конфликт двух состояний придает снимку драматичность.
В некоторых случаях луна является главным объектом в кадре, как на этом фото панорамы ночного города, снятой с высокой точки.
Москва, набережная Яузы ночью.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 100 ISO, 35 сек., f 13
Нью-Йорк, панорама ночного города.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 400 ISO, 1 сек., f 4,8
Если очень хочется снимать, а ночь пасмурная, все равно снимайте. Фотографии, скорее всего, получатся отличные. Облачный покров над городом можно представить в виде большого экрана-отражателя. Например, когда вы смотрите телевизор в комнате без света, то окна со стороны улицы приобретают голубоватый оттенок, это свет кинескопа или ЖК-экрана отраженный от потолка. Таким образом, все искусственные источники света на улице, будь то фонари или лампы, отражаются от облаков на небе. Так как вы снимаете здания на земле, то цвет неба будет зависеть от того, какую цветовую температуру будет иметь источник света, освещающий эти здания, а яркость неба – от интенсивности освещения. Чем сильнее подсветка здания, тем темнее небо в кадре, а чем темнее само здание, тем ярче будет небо. Будет правильным выставлять в настройках камеры соответствующую источнику освещения цветовую температуру, но если вы снимаете в формате RAW, это не так важно. Вы сможете изменить настройки в RAW-конверторе. Тем более, что разные объекты в городе освещены источниками с разной цветовой температурой.
Тогда главным фактором становится ваше представление о том, в каком цвете должен быть представлен ваш ночной пейзаж. Например те, кто бывал в Великом Новгороде, знают, что собор Св. Софии в кремле подсвечивается ртутными лампами, имеющими зеленоватый оттенок. А большинство городских улиц освещены теплым светом от ламп накаливания. Значит, ночные облака будут иметь теплый оттенок. Чтобы избавиться от зеленоватого оттенка и увести его в более естественный белый, нужно снизить насыщенность зеленого и циана, а пурпурного и красного наоборот увеличить. В результате мы получим очень необычное небо с красным оттенком и стены собора близкие к естественному цвету.
Так же получилось и со съемкой небоскребов Сити и дворца в Крылатском. Снимки были сделаны ночью в автоматическом цветовом балансе (4280 К). При обработке в RAW-конверторе нужно просто увеличить цветовую температуру до 8200 К и коэффициент пурпурного, чтобы получить что-то подобное. На фото Дворец остался синим, а небо приобрело очень эффектный, хотя и не привычный для глаз, цвет. Почти все пространство вблизи Дворца освещено лампами накаливания, поэтому фотография сразу получилась очень теплой. А центр Москвы вокруг Кремля освещается холодным искусственным светом. И облака имеют синеватый оттенок. Снимок Манежной площади сделан при цветном балансе (выставлен по солнцу), а подсветка статуи Георгия и стен Исторического музея своим теплым оттенком оттенила голубоватый цвет всего сюжета. В общем, нет никаких алгоритмов, по которым следует снимать, только вы сами решаете, в каких цветах должна быть ваша фотография. Вот снимок ворот Александровского сада. Выполнен в теплой тональности, но это не меняет ощущения морозного зимнего вечера, но подчеркивает образ старинного уголка Москвы у Кремлевской стены так странно сохранившегося в XXI веке.
Неправильным будет считать, что при минимальном искусственном свете снимки получатся хуже, чем днем. Если сравнивать фотографии усадьбы Демидовых и Замоскворечье, то первый сделан при свете отдаленного фонаря, окон и лампы над подъездом, а второй при свете направленной художественной подсветки. Они отличаются экспозицией (при диафрагме 11 в первом случае выдержка 20 сек., а во втором – 4 сек.). На первом фото контраст сглажен, что позволяет рассмотреть детали в тенях.
Великий Новгород, собор Святой Софии.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 500 ISO, 6 сек., f 9
Даже один источник света может создать интересный тональный рисунок при правильном использовании падающих от него теней. Намного интереснее снимать там, где нет специальной подсветки, и свет будет случайным, создавая совершенно необычные картины.
Москва, вид на Сити и Дворец спорта в Крылатском.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 80–400, 200 ISO, 13 сек., f 11 (а).
Тот же снимок после обработки в RAW-конверторе (б)
Москва, усадьба Кусково.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 80–400, 250 ISO, 8 сек., f 11
Москва, ворота Александровского сада.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 10 сек., f 11
Москва, усадьба Демидовых в Замоскворечье.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 20 сек., f 11 (а).
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 100 ISO, 4 сек., f 11 (б)
Москва, церковь Вознесения в Кадашах зимней ночью.
Камера Nikon D3, объектив Nikkor 24–120, 200 ISO, 13 сек., f 13
Кострома, Красные ряды.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 30 сек., f 11 (а).
Торговые ряды.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 40 сек., f 11 (б)
Кострома, Молочные ряды.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya Shift 75, 100 ISO, 50 сек., f 11
Москва, Дом на набережной.
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya-Secor 50 мм, 100 ISO, 60 сек., f 11 (а).
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya-Secor 50 мм, 100 ISO, 15 сек., f 11 (б).
Камера Mamiya ProSD 67, объектив Mamiya-Secor 50 мм, 100 ISO, 15 сек., f 11
На основе материалов с сайта: http://www.photorealm.ru/