Фотография - это творение фотографа, реализация его творческого потенциала. При съемке фотограф решает много задач: на чем сделать акцент, как подчеркнуть ключевые фигуры, какие элементы должны войти в снимок, а какие лучше оставить за его границами, и многие другие.
Одной из важнейших проблем является выделение ключевого момента кадра. Фотограф должен сделать акцент на объекте съемки, выделить его из окружения, но чтобы при этом он гармонично смотрелся в этом окружении.
Один из классических примеров съемки портрета демонстрирует отделение объектов съемки от фона при помощи ГРИП. Это сохраняет естественные цвета и формы объектов, но всё, что не является важным в кадре, становится размытым. Очень важно помнить про свет. Яркие световые или контрастные участки приковывают взгляд зрителя. Это тоже стоит использовать для расстановки акцентов. Также к смысловому центру кадра могут вести кривые линии или взгляд человека.
Перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора, фотограф должен оценить много факторов, влияющих на конечный результат. Мы сейчас не будем говорить о технической составляющей (выдержка, диафрагма, ISO, баланс белого, и т.д.). Важно правильно творчески скомпоновать кадр. Глядя на кадр, его нужно разложить на составляющие и каждую составляющую проанализировать. Это важно, так как некоторые элементы подчеркивают обстановку, создают атмосферу, другие создают нужные формы и очертания, третьи привносят незначительные творческие изменения в кадр, а четвертые портят кадр, не вписываясь в него. Самое главное правильно оценивать влияние элементов и стараться исключить те, которые в кадре не должны находиться.
Если в кадре не выделен смысловой центр, то снимок становится не интересным. Он может иметь исключительное качество, передавать атмосферу, цвета, обстановку, но не запомнится зрителю, так как в нем не будет элемента, который является главным героем снимка, его ключом Множество мелких элементов, в произвольном порядке расположенных по всей плоскости кадра создают ощущение хаоса. Такие снимки могут иметь свою красоту, но не будут нести ни какой творческой ценности. Это просто кадр с информацией, но не произведение искусства.
Какие бывают приёмы выделения смыслового центра?
Укрупнение - это расположение объекта съемки в кадре таким образом, чтобы он занимал большую часть пространства кадра. Остальные элементы, располагающиеся вокруг, становятся не значительны. Такой приём достигается съемкой с близкого расстояния, использованием длиннофокусных объективов или кадрированием снимков в графическом редакторе.
Разномасштабность - Главные и второстепенные элементы находятся на разном плане. Основные впереди, а второстепенные вдалеке. Такие кадры могут охватывать большое пространство, главное, чтобы основные объекты съемки были на переднем плане.
Контраст - это отделение объекта от фона при помощи цвета или света. Светлые объекты на темном фоне отчетливо выделяются. Это можно реализовать путем правильной постановки освещения или при помощи съемки на темном фоне.
Отделение объекта съемки от фона насыщенностью цветов. К примеру, яркая одежда будет выгодно выделяться на сером фоне. Это сделает нужный акцент и сконцентрирует внимание зрителя на ключевом элементе кадра.
Акцент светом - это обрисовка объекта контровым светом или солнечный блик на объекте съемки или просто более интенсивное подсвечивание объекта съемки, чем фона.
ГРИП - отделение объекта съемки от фона глубиной резко изображаемого пространства. Модель должна быть максимально резкой, а фон размытым. Это сконцентрирует внимание именно на модели.
Мало кто станет рассматривать замыленый фон.
Линии - это способ, использующий линии, чаще всего диагональные/наклонные, к объекту съемки.
Центр кадра - если композиция кадра строится таким образом, что возможности использовать описанные выше приёмы нет, то можно объект съемки расположить просто в центре кадра. Взгляд зрителя невольно зацепится за объект съемки, если не будет других акцентов.
Чаще всего, в кадре сочетается несколько приёмов, что приводит к увеличению отделения объекта съемки. Выше были рассмотрены примеры снимков, которые имели четко сформированные объекты в акценте, но такое бывает не всегда. Акцент может делаться и на объекты, которые своим видом привносят дисбаланс, но при этом снимок всё равно смотрится законченным и целостным.
Не стоит беспрекословно следовать правилам акцентирования внимания. Это не закон, которого нужно безоговорочно слушаться, а всего лишь один из видов реализации творческого потенциала.