Берем ГРИП под полный контроль

Когда фотограф выбирает точку фокусировки на снимке, она станет самым четким местом на фото, тогда как оставшаяся часть картинки может как стать размытой, так и остаться резкой и достаточно четкой. Значение четкости определяется глубиной резкости, называемой DoF. Работе именно с этой величиной,  а также основным, относящимся к глубине резкости понятиям, и принципам работы мы и будем учиться в этой статье.

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

Во-первых, глубина резкости, как правило, зависит от жанра фото. Если для пейзажной съемки характерно, да и выгодно, оставлять просматриваемый и резкий фон, то для портретной съемки, где важно передать эмоции и характер человека в малейших деталях его лица, фон лучше всего сделать размытым, чтобы сконцентрировать все внимание зрителя на модели.

От грамотно выставленной глубины резкости зависит  атмосфера снимка, а также успешность создания задуманного фотографом образа. Умелые мастера, используя глубину резкости, создают настоящие шедевры художественной фотографии. Рассмотрим критерии, влияющие на глубину резкости, и научимся контролировать их в камере.

Контроль DoF при помощи диафрагмы

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

f/2.8

Вспомним курс физики, который гласит о прямой зависимости глубины резкости от апертуры. При меньшей апертуре имеем меньшую глубину резкости, и наоборот, что проиллюстрировано снимками ниже.  Т.е., при необходимости размыть задний фон, целесообразно выбрать значение диафрагмы f/2.8, в противном случае - f/13.

В случае, если нужно сделать все предметы достаточно четкими, а фон оставить не привлекающим внимания, используйте «золотую середину» f/8.

В редких случаях можно закрыть диафрагму камеры до минимального значения порядка f/32 или f/45, однако подобные манипуляции не всегда целесообразны. Дело в том, что при минимально открытой диафрагме может возникнуть явление дифракции света, которое оставит размытым даже фокусную точку. Именно дифракция служит причиной того, что профессиональные фотографы не работают с минимальной диафрагмой, все чаще прибегая к золотой середине.

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

f/13

Регулирование DoF при помощи ф​окусного расстояния

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

40mm

Величина глубины резкости, настроенная при помощи диафрагмы, зависит от условий освещения, от количества поступающего на оптику света и его положения. При перемене положения камеры, особенно это актуально для работающих с широкоугольными объективами ландшафтных фотографов, необходимо менять и значение диафрагмы. Потому полезно научиться контролировать DoF с помощью фокусного расстояния.

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

60mm

Для того, чтобы ограничить глубину резкости, нужно воспользоваться фокусным расстоянием Вашего объектива и масштабированием. 

Зависимость глубины резкости от расстояния до объекта

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

Объект рядом с камерой

Любой, кто пробовал снимать макро, знает, что глубина резкости становится очень низкой в случае, когда объект расположен очень близко к камере. Результатом этого является наиболее четкое изображение самых близко расположенных предметов и размытый фон.

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

Если Вы хотите получить четкое изображение, оптимальным вариантом будет сделать несколько снимков, сфокусировавшись на разных ближайших предметах, а затем, ретушируя фото, свести резкие области с нескольких снимков в одно очень четкое изображение. В каждом правиле есть исключения, а потому не нужно принимать за аксиому наиболее резкое изображение предмета в макросъемке. Так, например, цветы очень выгодно смотрятся при малой глубине резкости.

Три в одном

Berem_GRIP_pod_polnyy_kontrol

F/4

Для создания наиболее качественного фото, по возможности пользуйтесь сразу всеми изученными приемами регулирования глубины резкости. Если Вы используете блинный объектив, то снимок, сделанный на него при большей апертуре, будет иметь глубину резкости меньшую, чем фото на широкоугольную оптику с удаления при меньшей диафрагме. Придется менять настройки и при замене широкоугольной оптики на телефото объектив. При удалении назад  возникнет необходимость перекомпоновки объектов в кадре. Вы увеличиваете глубину резкости при удалении от предмета и уменьшаете при приближении к нему.

Помня все описанные приемы и применяя фантазию, Вы сможете добиться неожиданно интересных и приятных результатов. Снимайте как можно больше кадров и просматривайте их на дисплее камеры по ходу съемки, чтобы сразу выявить и не допустить повторения ошибок. Но, учтите, на предпросмотре с камеры снимки выглядят далеко не так, как на самом деле.

Нажмите ESC чтобы закрыть