В пейзажной съемке небо играет значительную роль. Заполняя им кадры можно добиться невероятной глубины и объема, но что делать с контрастом, который возникает между небом и землей?
Ясное чистое небо - это не самый лучший объект для съемки. Куда лучше фотографировать в облачную погоду. Кучевые облака добавляют снимкам атмосферность и драматичность. Небо - это один из ключевых участков снимков, на которые зрители обращают внимание. Если небу будет представлять из себя лишь одноцветную заливку с градиентом, то такой снимок будет лишен многих привилегий.
Но стоит учитывать и то, что слишком вычурное изображение облаков отвлекает на себя всё внимание и снимок становится не сбалансированным. Земля в таком случае не будет играть ни какой роли. На земле должны присутствовать объекты, которые будут играть связующую роль на снимках. Это может быть дерево, водопад, какое либо архитектурное строение. Для съемки неба отлично подойдет широкоугольный зум, но и любой другой объектив позволит прекрасно работать с небом.
Не всегда нужно захватывать в кадр как можно больше неба. Интерес может представлять и один небольшой участок. В таком случае зум будет не лишним.
Фильтр
Небо обычно ярче земли и из-за этого возникают проблемы с экспозицией. Камера не может одинаково хорошо детализировать и темные, и св6етлые части кадра, поэтому ей нужно помочь. А на помощь приходит градиентный фильтр с нейтральной плотностью. Темная часть фильтра должна закрывать небо. Это затемнит небо, примерно выровняв его яркость до уровня земли. Фильтры бывают различной плотности ( 0.3, 0.6 и 0.9). Это дает возможность затемнять небо с различной интенсивностью.
Также отлично подойдут и поляризационные фильтры. Эти фильтры очень хорошо отделяют кучевые облака от голубого неба. Самый лучший эффект достигается тогда, когда солнце располагается к камере под углом 90°. Когда солнце сзади, то эффект от поляризационного фильтра не слишком виден. Используя ND фильтры высокой плотности можно значительно затемнить кадр. Это позволяет, увеличив выдержку размыть движущиеся облака, придав снимку динамику движения.
Кадр с большим небом
Предсказание погоды
Идеальными условиями для съемки будут грозовые облака. они то нам и нужны.
Широкий угол съемки
Для передачи драматичности нужно кадрировать снимок так, чтобы небо покрывало около 1/2 или 2/3 кадра. Чтобы на переднем плане оказалось больше деталей можно штатив опустить ниже к земле.
Экспозиция
Изначально нужно направить камеру на землю и установить выдержку такой, чтобы земля была нормально экспонирована. Затем, не изменяя настройки, установим камеру в положение, в котором она будет захватывать небо. Небосвод окажется очень ярким. Далее нужно подобрать градиентный фильтр такой плотности, чтобы затемнить небо до нужного уровня.
Скучное небо
Унылое небо может испортить интересный передний план. Что же с ним делать? Как вариант можно попробовать черно-белый режим съемки. Это, несомненно, изменит вид снимка в лучшую сторону. Но не стоит снимать в ЧБ, устанавливая этот режим на камере. Это убьет цвет и не позволит в дальнейшем гибко настраивать множество параметров, связанных с цветом.
Несколько советов по съемке неба
- Внимательность в работе с поляризатором
Поляризационный фильтр может немного не правильно работать при съемке на широком углу. Некоторые части неба могут оказаться светлее других, и это будет выглядеть неестественно.
- Нейтральные градиентные фильтры (ND Grad)
Самые востребованные - это фильтры с плотностью 0.6 и 0.9. Для фотографирования пейзажей стоит обзавестись этим двумя фильтрами.
- Сложные условия освещения
Нейтральные фильтры не всегда способны полностью исправить ситуацию при съемке неба и земли. В таком случае лучше всего делать несколько фотографий с различной экспозицией и объединять их в Фотошопе или другом редакторе.
- Гистограмма
При съемке неба фотографии в некоторых участках могут проваливаться в свет или тень, теряя детализацию в этих местах. Контроль гистограммы позволит избежать потери деталей.