Есть такие фотографы, которые не любят работать в фотостудии. Почему? Чаще всего, они объясняют это примерно так. Ну, например – говорят они – вы научились немного играть на гитаре, любите изредка попеть какие-то простенькие песни в кругу друзей. При близких людях в этом случае вы себя чувствуете раскрепощено, свободно, уверенно. При таком музицировании у вас возникает отличное настроение. Друзья поддерживают вас. И если вдруг вы взяли не ту ноту или забыли текст песни - никто вас за это не осудит. А теперь представьте: вас с той же гитарой вытащили на большую сцену. Да хоть даже и не на большую, а на сцену местного дома культуры. Зрителей - полный зал. На вас направлен свет рампы. Вас фотографируют и снимают для городского или областного телевидения. Всё. Это конец. Руки не подвластны вам, коленки трясутся. Мандраж полный. Вы забыли слова, вы не знаете как правильно взять в руки гитару, что сказать публике перед началом выступления. Это провал.
Точно такая же ситуация и с фотосессией в фотостудии. Человек, находящийся перед фотокамерой, ваша модель, должен чувствовать себя свободно и раскованно. Окружающая обстановка должна быть для него комфортной, близкой, знакомой. В этом случае и на портрете, созданном вами, человек будет выглядеть естественным. Он даже вообще может забыть про то, что его фотографируют, что фотограф, то есть вы, находитесь рядом. В этом случае портрет у вас наверняка получится просто замечательным.
А вот в фотостудии, да ещё, возможно, находясь в ней в первый раз, где совсем не знакомо абсолютно всё, от безжизненных казенных стен до неудобного стула, где глаза слезятся от света различных фонарей, где можно запнуться за провода и нечаянно уронить что-нибудь, многие люди просто начинают нервничать, чувствовать себя зажато и неестественно. И, конечно же, их состояние передастся и на фотографии. Не все же люди, которых вам нужно сфотографировать, хорошие актеры и могут побороть в себе это состояние.
Даже опытные и профессиональные модели, которые привыкли к фотокамере и свету прожекторов, не всегда сразу и безболезненно включаются в процесс съемки. И тогда работа из обоюдного удовольствия превращается в напряженный, нервный процесс. Фотограф и модель даже и поссориться могут. Портретируемый нервничает, дергается, позы, которые ему предлагает фотограф, кажутся ему неудобными и неинтересными. Фотограф же, в свою очередь, пытается успокоит своего клиента, настроить его на положительную волну, тоже нервничает при этом, делает множество ненужных снимков, утомляя этим модель… В итоге портрет конечно же не получается. Как говорят фотографы портретисты, такую карточку только в паспорт вклеивать.
Так что, как считают некоторые фотографы, в студии, пусть даже и по домашнему уютной и оборудованной по последнему слову техники, портреты снимать не стоит. В студии нужно заниматься рекламной съемкой: фотографировать, например, одежду для различных каталогов, какие-то предметы для рекламы… Ну, разве что для опытных моделей можно сделать исключение. Всё остальное на фотографии должно выглядеть живым, естественным, натуральным. Значит, людей нужно снимать не в студии. Только в этом случае, считают приверженцы такого метода работы, снимки будут действительно хорошими и красивыми. При этом они соглашаются, что такая съемка для фотографа обойдется намного хлопотнее и затратнее: нужно будет приобретать бензин, арендовать какие-то интерьеры, брать в прокат костюмы и предметы… Всё это порой обходится ох как не дешево.
Конечно на съемку на выезде времени уходит намного больше, чем на съемку в собственной, привычной для вас студии, где всё вам знакомо, где вы вслепую можете включить любой прибор, интуитивно найти любую мелочь в ящике стола… И приготовлений для работы вне студии намного больше. Нужно собирать чемоданы с аппаратурой, куда-то их тащить. Потом обычно вдруг выясняется, что вы забыли какую-то достаточно важную мелочь и из-за этой мелочи, например, дешевой десятирублевой батарейки, вам придется прерывать весь творческий процесс.
Но результат такой съемки обычно стоит затраченных усилий. В этом вы убедитесь, хотя бы раз попробовав снимать на выезде. Довольными совместной работой обычно остаются обе стороны: и фотограф, и фотографируемый. Вот поэтому приверженцы такого метода съемки призывают своих коллег: Долой студию! Все в кафе или… ну, хоть в заводской цех!