Кадрирование является процессом выбора ракурса съемки и масштаба захвата будущего изображения. Самое главное при кадрировании - это акцентировать внимание на нужных деталях.
Раньше фотографам было необходимо кадрировать снимки при съемке, так как сделать это во время печати изображений было очень непросто. Сейчас у фотографов есть дисплеи на камерах. Процесс кадрирования стал проще, а графические редакторы позволяют кадрировать снимок во время обработки.
Ворота в сад, провинция Цзянсу, Китай.
На самом деле, не стоит полагаться на обработку. Лучше сразу создавать правильные снимки. Это улучшит качество изображений, сэкономит много времени, которое могло было быть потрачено на обработку.
Мысли и реальность
Во время последующей обработки можно кадрировать снимок так, как изначально не планировалось. Фотограф может сфотографировать общий план, но во время кадрирования можно изменить акценты и подчеркнуть отдельный элемент снимка. Кадрирование уменьшает разрешение, поэтому об этом следует думать заранее.
Rolls Royce у отеля Peninsula, Коулун, Гонконг.
Продумывание кадра
Как пример можно рассмотреть следующий снимок. В кадре ярким пятном выделяется маковое поле, но автор решил включить в кадр дерево и здание. Все они дополняют друг друга и создают целостное изображение. Задумка автора в том, чтобы показать где именно находится поле.
Кадрирование по вертикали
Вертикальное кадрирование требует еще большего внимания к деталям. Важно показать зрителю взаимодействие переднего и заднего плана.
Замок Bouillon, Бельгия.
На снимке с замком мы видим несколько линий: мост, изгиб дороги и изгиб стены замка. Все эти линии формируют рисунок. Также стоит посмотреть на смысловое наполнение. Автор фото показывает нам местность вокруг красивого строения. Цветовая гамма теплая с преобладающим зеленым цветом. Это делает снимок естественным, природным.
Дворец Джайсалмер, Раджастан, Индия.
Делая снимок одного единственного объекта, стоит решить, как нужно снимать. Можно подойти поближе и заполнить объектом весь кадр, а можно отойти подальше и передать вид объекта в его естественном окружении.
Город Шаспьер, Бельгия.
Как выбирать главный объект
Перед выбором главного объекта стоит принять решение, какую информацию должен нести кадр.
Античный медный чайник из коллекции Яна Чжэнь Жуна, Дали, Китай.
Крупное кадрирование на объекте позволяет передать большое количество деталей самого объекта съемки. Чтобы сделать акцент на нужном объекте, его стоит расположить на особом месте в кадре.
72-летний житель провинции Юньнань, Китай.
Чтобы понять, как влияет кадрирование на снимок, можно сравнить два снимка одной и той же долины.
Первый кадр акцентирует внимание на тумане и на том, что это происходит в горах.
Следующий кадр включает в себя более обширную территорию, на которой видны дома. Акцент на тумане теперь не такой сильный. Мы можем лучше осознать, какая местность перед нами. Для многих кадров очень важен фон. Он может отразить настроение снимка, передать масштаб главного объекта и подчеркнуть его особенности.
Грузовик во время дождя на шоссе недалеко от Торонто, Канада.
При продумывании фона стоит позаботиться о технических показателях снимка: диафрагма, фокусное расстояние, выдержка и т. д.). Эти параметры позволяют создать какую-то степень размытия, подчеркнуть движение или выделить объект из окружения.
Японская макака, Нагано, Япония.
Для многих снимков не позволительно размещение границ основного объекта у самого края снимка. Стоит оставлять немного свободного места для движения взгляда.
Тадж-Махал на восходе Солнца, Индия.
Оригинальность во всём
Размещение главного объекта в середине кадра часто бывает выигрышным, но очень предсказуемым и скучным. Такой кадр будет лишен оригинальности.
Смещение объекта в сторону позволяет не упускать его из виду и показывать задний план в полной мере.
На данном кадре цвет лодок контрастен по сравнению с водой. Они занимают большую часть кадра, но также оставляют место для того, чтобы оценить происходящее вокруг.
Особое внимание к деталям
Размеры главных объектов важны для привлекательности кадра.
Снимок демонстрирует как необычно расположены хижины посреди бескрайнего моря. Именно сочетание размеров объектов создаёт особое настроение и смысл.
Фигура человека расположена правее в кадре. Вода занимает большую часть снимка. Это подчеркивает масштаб моря.
Деление кадра
Горизонт и диагональные линии делят кадр на составные части.
Горизонт не обязательно должен четко просматриваться. Он может быть условным.
Передний и задний план на фото выполнены в одной стилистике. Линия стены слева ведет взгляд зрителя к зданию вдалеке, которое на фото расположено справа. Способов деления кадра существует очень много. Самое главное - это сохранность взаимосвязи между объектами.
Правило золотого сечения
Правило золотого сечения не всегда применимо. Не стоит строго придерживаться и других правил построения кадра.
В большинстве случаев фотографы делают кадрирование интуитивно.
«Кадр в кадре» или естественные рамки
Естественные рамки позволяют зрителю очутиться в том месте, где был фотограф. Если в подобную фотографию заключить немного оригинальности, то кадр будет удачным. Это гарантировано.
Кадрирование не самый важный фактор. Без хорошего освещения, резкости и цветопередачи снимок не будет хорошим.