Вода - это жизнь. Движущаяся вода - это течение жизни. Вода, огибающая преграды валунов и порогов, падающий поток водопада - это всё крайне завораживающие виды. Умение хорошо запечатлеть их на фотографии нужно оттачивать, соблюдая некоторые правила.
Основная проблема - это экспозиция. Слишком короткая выдержка замораживает движение и снимок смотрится статично. В нём нет динамики жизни. На длинной выдержке снимки могут получаться слишком светлыми, а из-за различия яркости камней и пенящейся воды динамического диапазона может быть недостаточно для передачи деталей на всех участках.
Съёмка воды в пасмурную погоду особенно выгодна. Во-первых, можно увеличить выдержку и не получить пересветы. Во-вторых, контрастность сцены будет уменьшена. Это значит, что детализация на всех участках сцены будет равномерной.
Слишком длительная выдержка может пересветить воду. Если детали будут потеряны, то снимок можно считать неудавшимся. Для отслеживания пересветов следует пользоваться гистограммой.
Подготовка
1. Выбираем пасмурный день
Солнце не самым лучшим образом сказывается на фотосъёмке воды. Из-за яркого освещения придётся снимать на короткой выдержке, а для съёмки движущейся воды это неприемлемо. Также в солнечную погоду контрастность сильно повышается. На снимке будут чёрные провалы в тенях и пересветы на бликах и освещённых местах.
2. Съёмка после дождя
После ливней потоки воды чаще всего усиливаются. Бурлящая вода приобретает новый характер. В засушливую погоду ручьи и реки пересыхают, поэтому лучшим временем для съёмки воды является осень, хотя всё зависит от региона.
3. Низкая светочувствительность
Чтобы сделать поток воды похожим на молочную пену, нужно снимать на большой выдержке. Высокая светочувствительность будет мешать. Следует установить самую маленькую светочувствительность (100, 200 или L1.0)
4. Снимаем в RAW, забываем про JPEG
Погрешности с экспозицией, балансом белого или просто цветопередачей могут возникнуть на любом этапе. Перестраховаться стоит. Для этого нужно фотографировать в формате RAW, который легко отредактировать в графическом редакторе.
5. Вам нужен штатив
Для фотографирования на длинной выдержке необходим штатив. Особенно будут удобны штативы без ограничения на раздвижение ног.
В дополнение к штативу будет полезен пульт дистанционного управления.
6. Степень длительности выдержки
В режиме приоритета диафрагмы можно установить максимальное значение, к примеру 22 и нажать кнопку спуска затвора до середины. Фотоаппарат проведёт замер экспозиции и предложит оптимальное значение выдержки. От этих данных можно опираться в выборе настроек для съёмки в других режимах. Практика показала, что для фотографирования бурного потока подойдёт выдержка 1/4 секунды, а для тихого течения воды будет оптимально значение 20 секунд.
7. Увеличение выдержки при помощи нейтрального (ND) фильтра
Иногда выдержки может быть недостаточно для достижения оптимального результата, а её удлинение приведёт к пересветам. В таком случае нейтральные фильтры будут палочкой-выручалочкой.
ND8 фильтр поглощает 87,5% светового потока. ND64 - 98% света. Также очень удобен в использовании поляризационные фильтры (PL). Они поглощают до 75% света.
8. Не пересвечиваем кадр
Перед съёмкой чистовых вариантов следует сделать несколько пробных фотографий и проанализировать их. Кадр нужно изучить визуально и просмотреть показания гистограммы. В случае необходимости выровнять экспозицию.