Во времена плёночных фотоаппаратов светофильтры были чем-то вроде спецэффектов. Сейчас для этих целей есть Фотошоп и, казалось бы, в светофильтрах нет никакой необходимости, но на самом деле это не так. Истинное предназначение светофильтров - это коррекция цвета и ослабление светового потока. Каждый, кто хоть сколько-нибудь занимается фотографией должен иметь базовый набор фильтров, так как они повсеместно находят применение. Самая качественная обработка выполняется ещё до того, как световой поток попадёт на матрицу фотоаппарата.
Форма светофильтра
Фильтры могут быть круглыми и прямоугольными. Круглая форма светофильтра более традиционна. Они накручиваются по резьбе на объектив. Прямоугольные фильтры устанавливаются в специальные держатели, которые предварительно крепятся на объективе. Каждый тип фильтров имеет свои преимущества и недостатки.
Круглые светофильтры дешевле прямоугольных. Ультрафиолетовый круглый фильтр можно использовать в качестве защиты передней линзы. Проблема таких фильтров заключается в различии диаметров для разных объективов. Существуют переходники, которые позволяют уменьшать диаметр резьбы объектива. К примеру, если на объектив с диаметром 77мм вкрутить специальное кольцо, то на него можно будет установить фильтр 72мм. Кроме того, замера круглого фильтра занимает много времени, а резьба может быть сорвана и это создаст дополнительные трудности с накручиванием или снятием фильтра.
Квадратные фильтры более удобны в использовании в плане возможностей настройки положения. Менять прямоугольные фильтры очень быстро. Градиентные фильтры можно поворачивать боком и менять положение границы перехода. Фотографу достаточно одного набора фильтров и крепления для всех типов объективов, которые есть у него в арсенале.
В целом, качество фильтров определяется их ценой. Часто, покупая дешёвые круглые фильтры, можно получить стекло низкого качества и резьбу из мягкого металла, которая легко повреждается даже при накручивании. Дешёвые прямоугольные фильтры часто делают из пластмассы, которая легко царапается.
Ультрафиолетовый фильтр
также имеет названия UV и Skylight. Во времена плёночных фотоаппаратов он использовался для уменьшения воздействия ультрафиолетового излучения на плёнку. Во время цифровых технологий данный тип фильтров чаще всего используется для защиты передней линзы объектива от механических повреждений. Стекло фильтра задерживает некоторое количество света, так что картинка немного искажается по сравнению с той, которая будет получена без фильтра, но данный недостаток незначителен, особенно если вы снимаете для себя и не страдаете маниакальной придирчивостью к мелочам.
Поляризационный фильтр.
Это единственный фильтр, работу которого невозможно имитировать в графическом редакторе. Поляризаторы используются для снижения количества бликов и отсветов. Благодаря поглощению бликов поляризатор позволяет увидеть поверхность. Например, днём трудно увидеть что-то, что находится ниже уровня поверхности воды, так как свет создаёт отражение и мы видим в воде облака и яркие пятна, которые на снимках станут пересветами. Поляризатор "съедает" блики и пропускает изображение водной поверхности и того, что находится под ней (если вода достаточно прозрачная).
Поляризатор круглой формы имеет два кольца. Одно по резьбе крепится к объективу, а второе позволяет вращать стекло. Вращением настраивается выравнивание положения, в котором будет поглощаться лишнее свечение. Также такой фильтр может использоваться для затемнения неба и, как следствие, выравнивания экспозиции по площади кадра.
Поляризатор
Нейтрально-серый фильтр
(ND). Данный фильтр невозможно на 100% качественно имитировать в Фотошопе, так как он позволяет увеличивать выдержку и не создавать при этом пересветов. Данный тип фильтров можно применять в солнечную погоду при съёмке портрета, когда выдержка нормальной экспозиции настолько короткая, что настроить синхронизацию вспышки невозможно. Установив фильтр, можно увеличивать выдержку и спокойно использовать вспышку.
Также ND-фильтр применяется в съёмке пейзажей, когда нужно передать движение воды или облаков. ND-фильтры имеют различие по степени затемнения. К примеру, ND2 способен ослабить световой поток в 2 раза. Выражаясь терминологией фотографов, количество света уменьшается на один стоп. ND4 через себя пропускает 25% света. Данное значение соответствует двум стопам.
Градиентные фильтры намного удобнее использовать в прямоугольном формате. Градиентный фильтр является тем же ND-фильтром, только затемнение происходит не по всей поверхности, а имеет переход от затемнения к полностью прозрачному участку. Также встречаются и цветные градиентные фильтры.
Чаще всего такие фильтры используются в пейзажной фотографии для уменьшения яркости в определённых участках кадра для выравнивания экспозиции.
Набор фильтров
Также существуют фильтры, которые помогают сделать цвета снимка теплее или холоднее. Особенно эффектно работают лучевые и инфракрасные фильтры. Большинство фильтров легко имитируется в графических редакторах. Каждый фотограф сам для себя формирует набор фильтров, но поляризационные и ND есть, скорее всего, у всех, кто активно использует светофильтры.